Основные учебно-познавательные умения и навыки самостоятельной работы обучающихся. Умение учащихся самостоятельно работать с иноязычной информацией
Эффективной формой выявления знаний и навыков является самостоятельная работа, самостоятельное выполнение учащимися устных и письменных упражнений. Во время самостоятельной работы у учителя появляется возможность одновременно проверить знания и навыки всех учащихся и оценить их; активизируется их деятельность в процессе проверки, так как задания выполняются всеми; обеспечивается целенаправленность в работе, так как упражнения сопровождаются четко определенными заданиями.
Кроме этого, самостоятельная работа служит и эффективным средством закрепления, так как в процессе ее выполнения учащиеся самостоятельно решают различные по характеру и степени трудности задания, то есть закрепляется и совершенствуется изученное.
Самостоятельная работа как одна из наиболее эффективных форм работы имеет место и в начале урока, и в ходе урока, и в конце его.
В начале урока эффективно проводить тестовые работы, рассчитанные на 5-10 минут. Такие работы способствуют выявлению степени усвояемости изученного ранее материала.
Очень часто учащимся дается задание: составить дома карточку с пропусками орфограмм на изучаемую тему. В классе ребята меняются карточками и работают с ними, потом сдают работу на проверку.
Целесообразно использовать для самостоятельной работы групповые задания, а также применяя дифференцированный подход. С целью проверки усвоения темы можно в конце урока предложить учащимся работу тестового характера.
Работая над темой, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.
Умелая организация самостоятельной работы позволяет развивать у учащихся интерес к изучению иностранного языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность.
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.
Понятие «самостоятельная работа», ее
функции и виды.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Основополагающим требованием
общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы
самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи,
критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования,
совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и
функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но
имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их
единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
- содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
- оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
- результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
- содержательный компонент: выделение
познавательной задачи, цели учебной деятельности;
- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов
действий, ведущих к достижению результатов;
- мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат. В социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия. Для учителей начальных классов большую роль играет самостоятельная работа на уроке. Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие «самостоятельная работа» трактуется неоднозначно.
Самостоятельная работа – это такая
работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его
заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся,
сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и
выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И.Зимней. По ее
определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная,
внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности
выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.
Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности,
самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как
процесс самосовершенствования и самопознания.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся. По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:
• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
•закрепление и уточнение знаний;
• выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
• формирование умений и навыков практического характера;
• формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
А.И.Зимняя подчеркивает, что
самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной
учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение,
углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое
осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его
формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе
решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость
школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной
программе усвоения какого-либо материала.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством
преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Эти два
понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как
ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя
передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные
предметы. Каждый ученик овладевает ими путем самостоятельного познавательного
труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания
изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность
познания. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным,
неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального
напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой
культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного
труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение
записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в
глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно
выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы,
которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному
мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного
мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках
Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
• система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;
• система должна удовлетворять основным
принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности,
связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу
обучения на высоком научном уровне;
• входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и
содержанию, чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и
навыков;
• последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.
Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимся разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.
Развитие – процесс сложный, здесь широкий диапазон индивидуальных вариантов развития детей, и поэтому не может быть достигнуто единого результата всеми школьниками. Общее развитие рассматривается как целостный процесс, т.е. взаимодействие сторон психики главными видами психической деятельности. Занков считал наблюдение, мыслительную деятельность, практические действия, отношение человека к действительности.
Успешное развитие ребенка по этим трем направлениям обеспечивает способность личности к разным видам деятельности – как познавательной, так и практической. Важнейший показатель общего развития – эмоционально-волевые качества: поведение, самочувствие, атмосфера в классе, в школе, познавательные интересы, ценностные ориентиры.
Народная мудрость гласит: в здоровом теле здоровый дух, но она же утверждает и обратное: физическое, телесное состояние в высшей степени зависит от бодрости духа, состояния души. Впервые Занков выдвинул принцип осознания школьниками процесса учения – способности к самопознанию, самоанализу. Поэтому если отметка и остается в системе Занкова, то как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель развития личности ученика.
В системе общего развития важно постоянно создавать условия для развития познавательного интереса. Вот несколько существенных условий:
1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.
2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.
4. Вовлечение в процесс поиска.
5. Осознание важности и необходимости изучения.
6. Чем чаще оценивается работа ребенка (в том числе путем самопроверки, взаимопроверки), тем интереснее учиться.
7. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.
Исходя из сказанного, можно сделать выводы.
1. Дидактический стержень урока – это процесс деятельности учащихся, которые на протяжении урока наблюдают, сопоставляют, производят аналоги, т.е. идет процесс усвоения знаний и работа над развитием.
2. Жизнь детей на уроке – это проявление воли, различных эмоций, чувств, увлеченность и работа ума.
3. У урока гибкая структура. Учитель и работа идут не только от намеченного плана, но и от детей.
4. Обязательно изучается результат деятельности.
5. Как источник знаний используется наглядность и ТСО, сведения из словарей, энциклопедий, справочников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.