Автор: Рябова Анна Сергеевна
Заречный
2021
Содержание
Введение 3
1 Определение понятия «хореография» и его основных видов 4
2 Роль хореографии в процессе воспитания подрастающего поколения 10
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.
Актуальность работы заключается в том, что хореографическое искусство является одним их средств воспитывающего обучения. Педагог должен понимать роль и значение хореографического искусства для воспитания подрастающего поколения.
Цель: изучить особенности воспитания детей искусством хореографии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить определение понятия «хореография» и его основных видов;
- рассмотреть роль хореографии в процессе воспитания подрастающего поколения;
Объект исследования – виды хореографического искусства.
Предмет исследования – воль видов хореографического искусства в процессе воспитания подрастающего поколения.
1 Понятие «хореография»
Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.
Хореография – это искусство сочинения и сценической постановки танца. За время своего существования и развития, хореография как искусство создала собственный художественно-выразительный язык, целую систему приемов для передачи образа. Основа этого образа – движения, которые, в свою очередь, неотъемлемо связаны с ритмом и музыкой. Вместе они позволяют танцору рассказать яркую, экспрессивную, эмоциональную историю.
Заниматься хореографией можно в любом возрасте, но нужно знать, что она, как и любое искусство, предъявляет к своему последователю ряд требований.
Исполнитель должен владеть следующими составляющими:
· Хорошая физическая форма. Профессиональный исполнитель должен иметь подготовленные мыщцы, растяжку, выносливость и развитую координацию;
· Изящность движений. Все элементы должны быть отработаны до автоматизма, чтобы движения получались четкими и непринужденными;
· Выразительность движений и мимики. Танец – это своего рода музыкальная пантомима. Поскольку во время танца артист должен рассказать историю, не используя слов, очень важно максимально задействовать все части тела, в том числе и лицо, вкладывая в каждое движение необходимый посыл;
· Чувственность. Этот аспект тесно связан с предыдущим. Чтобы история зацепила зрителя, он должен видеть, что танцор «горит» тем, что делает, что в нем есть «искра»;
· Эмоциональный заряд. Без должного эмоционального настроя очень сложно исполнить хороший танец. Чтобы передать энергетику танца зрителю, артисту нужно прочувствовать ее самому.
Хореографию обычно подразделяют на виды:
· Народная;
· Классическая;
· Современная.
Народная и классическая образовались раньше, прошли более длительный путь развития, поэтому обладают более выразительным набором движений и являются основными. Современная хореография включает в себя множество направлений, которые появились после классического балета.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы.
И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например.
Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.
С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете и др.
Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.
Танцевальное искусство в той или иной мере присутствует в культуре каждого народа. Соответственно, народные танцы отражают мировосприятие, культурные особенности, обряды и традиции определенной этнической группы. Как правило, они отличаются колоритностью и выразительностью. Народное искусство танцев не является статичным: переходя из поколения в поколение и сохраняя основу, оно все же меняется, приобретая новые элементы и обогащаясь новыми смыслами.
Как правило, истоки любого народного танца следует искать в сельской местности. Деревенский уклад жизни с неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, сложившимися устоями формирует определенную устойчивость художественного вкуса, психологии, системы ценностей. Далее этот набор характеристик дополняется опытом последующих поколений, тем самым народное творчество приобретает новые черты, образы и идеалы. В результате мы видим отражение совокупности всего самого лучшего, что присуще культуре того или иного народа.
Основные черты народного танца:
· Содержательность. Народный танец – отражение культуры и менталитета этноса;
· Реализм. У каждого народа всегда есть конкретные идеи и волнующие вопросы, которые находят отражение в осмысленных, четких и понятных ему образах;
· Выразительность. Народным танцам присуща яркость, самобытность, эмоциональность, наличие души.
Конечно, все народы живут и развиваются в различных условиях, имеют отличные друг от друга идеалы и специфические особенности. Поэтому и этнические танцы весьма разнообразны. Классическая же хореография стала аккумуляцией самых красивых, изящных и гармоничных движений, присущих танцевальным культурам разных народов
Предшественниками современных хореографов можно считать танцмейстеров, служивших при королевских дворах. Как раз ими разрабатывались единые стандарты – своеобразный «танцевальный этикет», которого мы придерживаемся до сих пор.
Основные черты классического танца:
· Техничность. Классические танцы формируются по определенным канонам, на основе набора движений и позиций, характерных для конкретного вида;
· Четкость. Все элементы должны исполняться правильно и чисто, без лишних движений и прочих «помарок»;
· Изящность. Поскольку, как уже говорилось выше, классическая хореография вобрала в себя все самое красивое из танцев разных культур, и при этом она предъявляет высокие требования к качеству исполнения, то в результате мы получаем очень утонченное и живописное произведение.
При всей своей изысканности и грациозности классические танцы – это очень напряженная и кропотливая работа, направленная на развитие выносливости, гибкости и артистизма.
Современная хореография, в отличие от своих прародительниц, не признает никаких правил. Здесь отсутствуют обязательные движения и позиции, главный посыл – индивидуальность танцора.
Это направление сформировалось на Западе в начале XX века, и в настоящее время оно включает множество различных течений.
Основные черты современного танца:
· Пластичность. Многие современные танцы построены на основе спортивных элементов, растяжек;
· Насыщенность. Как правило, современная хореография включает множество разнообразных движений, танцор практически перманентно находится в активном движении;
· Индивидуальность. Поскольку правил и канонов здесь нет, каждый может максимально выразить в танце себя, свои мысли, чувства, идеи, страхи – весь спектр переживаний;
· Эмоциональность. Данный аспект вытекает из предыдущего. В отношении техники танца правил нет, но проявление эмоций здесь имеет определяющее значение. Танцоры, выступающие в жанре современной хореографии, зачастую должны быть хорошими актерами, чтобы максимально ярко и экспрессивно рассказать своим танцем определенную историю.
Танцы – неотъемлемая часть нашей жизни. Для кого-то это досуг и способ расслабиться, отдохнуть, повеселиться или снять стресс, держать себя в форме. Для кого-то – профессиональная деятельность, любимая работа и непрестанное движение вперед, рост и самосовершенствование. И хореография, как процесс разработки концепции и непосредственно постановки танца, занимает важное место в жизни людей, связанных с этим видом творческого самовыражения.
2. Роль хореографии в процессе подрастающего поколения
Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографии. Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере, балетмейстеров, искусствоведов.
Первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев на наших занятиях - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Эти занятия, кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают детям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.
Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство. Важная цель воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль так же отводится хореографии. Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.
Хореографическое образование и воспитание получают сотни детей учреждениях дополнительного образования. Занятия в коллективе доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.
Приобщать детей к миру прекрасного, учить их отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самого детства хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта – вот главная задача педагога. Сочетание в хореографии единства музыки, движения и игры делает танец средством эстетического воспитания детей и формирования у них творчества.
Танец является видом художественной деятельности наиболее оптимальным для формирования и развития детского творчества, а также важнейшим средством гармоничного сочетания умственного и физического развития детей, воспитание у них нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству.
Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Стабильный, полноценный человек представляется нам, прямым, энергичным, с хорошей осанкой, походкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим телом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связаны с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Очень важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.
Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Эстетика детской жизни требует от педагогов-хореографов организации отношений, деятельности, общения с детьми по законам красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с ровесниками и взрослыми, условия занятий и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает активное участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем является необходимым условием хореографической деятельности для учащихся нашей студии. Танец, воздействуя непосредственно на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Это воздействие бывает более сильным, чем любые указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство хореографии помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии танцев, обогащают переживания детей, их духовный мир. Танец требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей.
Занятия хореографией влияют на общую культуру воспитанников. Чередование различных заданий требует от них внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя танец, необходимо вовремя начать и закончить его; действовать, постоянно подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивных желаний выделиться, перегнать кого-либо.
Хореографическая деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
В хореографической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска побуждают детей изображать картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, жесты. На каждом этапе постановки танца возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, занятия хореографией являются важнейшим средством всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Взаимосвязь между различными сторонами воспитания складывается в процессе занятий разнообразными видами и формами хореографической деятельности. Эмоциональная отзывчивость и музыкальность позволят нашим детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически. Одним словом, чтобы сделать детей здоровыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей красивыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей воспитанными - учите их танцевать.
Заключение
Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Хореография – это искусство сочинения и сценической постановки танца.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.
Список использованных источников
1 Блазис К. «Танцы вообще» издательство «Планета музыки» - М. 2008,324 стр.
2 Богданов, Кириллов «Композиция и постановка танца» - М. 2007, 216 стр.
3 Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех времен и народов» издательство «Планета музыки» - М.2009, 287 стр.
4 Заикин Н. «Мастерство хореографа» издательство «Орловский Государственный институт искусств и культуры» - Орел 2007,248 стр.
5 Лопухов А.В. «Основы характерного танца» издательство «Лань» - М.2008, 344 стр.
6 Тарасов Н. «Классический танец» издательство «Лань» - М. 2008, 511 стр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.