Основные виды орфографических упражнений по русскому языку в начальной школе
Оценка 4.7

Основные виды орфографических упражнений по русскому языку в начальной школе

Оценка 4.7
rtf
13.05.2021
Основные виды орфографических упражнений по русскому языку в начальной школе
Виды орфогр. упр.rtf

Министерство образования, науки и молодежной

Политики   Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды орфографических упражнений по русскому языку в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки IV курса

отделения ШО и ПИ

Овчинниковой Виктории

Преподаватель: Голоскок Г.Н.

ЕЙСК, 2021 г.


Основные виды орфографических упражнений. Критерии выбора и методика проведения.

К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:

  • списывание;
  • диктант;
  • орфографический разбор;
  • свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;
  • корректура текста (исправление ошибок).

 

СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Виды списывания:

  • списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;
  • списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;
  • творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;
  • выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;
  • списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

 

 

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

1.     по объему диктуемых единиц:

  • словарные (отдельные слова);
  • словосочетаний;
  • предложений;

2.     по соотношению диктуемого и записываемого материала:

  • сплошные;
  • выборочные.

3.     по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

  • предупредительные. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова.
  • комментированные (Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста);
  • объяснительные. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм.

4.     по степени самостоятельности пишущего:

  • репродуктивные;
  • творческие (по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов).

5.     по источнику восприятия:

  • слуховой (орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста)
  • зрительный (Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка).
  • по памяти;
  • картинный;
  • предметный.

 

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР - вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.

Виды орфографического разбора:

1.     полный – разбору повергаются все орфограммы;

2.     тематический, выборочный – разбору подвергаются только определенные орфограммы.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее.

Требования к изложению:

  • самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
  • использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
  • полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

 

СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1.     Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

2.     Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

3.     Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

 

Вопрос: Какой из представленных видов орфографических упражнений вы использовали на практике?

Задание: Проведите анализ урока на котором вы использовали один из видов орфографических упражнений.

Министерство образования, науки и молодежной

Министерство образования, науки и молодежной

Основные виды орфографических упражнений

Основные виды орфографических упражнений

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста

Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова

Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова

ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст

ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст

Словесное, речевое оформление сочинения, т

Словесное, речевое оформление сочинения, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021