«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл—4 кл
26.05.2017
Одно из требований ФГОС предполагает переход от репродуктивной деятельности обучающихся к продуктивной деятельности, направленной на формирование у них главного умения научить себя учиться. А это является важнейшей задачей выполнения образовательного стандарта.
Современные уроки строятся на принципах деятельностного обучения – ребята учатся открывать и добывать знания, а учитель направляет их деятельность в нужное русло.
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.
Основные линии в работе с задачами - Фильцова.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тема: «Основные линии работы
«Основные линии работы
с текстовыми задачами
с текстовыми задачами
в начальной школе».
в начальной школе».
Фильцова Раиса Алексеевна
учитель начальных классов 2017 ГОД
Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе
Одно из требований ФГОС предполагает переход от репродуктивной деятельности
обучающихся к продуктивной деятельности, направленной на формирование у них
главного умения научить себя учиться. А это является важнейшей задачей выполнения
образовательного стандарта.
Современные уроки строятся на принципах деятельностного обучения – ребята
учатся открывать и добывать знания, а учитель направляет их деятельность в нужное
русло.
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику
самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать свою учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития
личности и её самореализации.
Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится
формирование умения учиться. А это и одна из главных задач выполнения нового
стандарта образования.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное
действие (объединяющее логическое и знаково–символическое действия), определяющее
умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся
предлагается ряд заданий, в которых необходимо на первых порах находить (строить,
дополнять, изменять, т.е. преобразовывать) схему, отображающую логические отношения
между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно
учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и
неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего
способа решения задач.
Текстовые задачи являются важным разделом курса математики. Формирование
умений решать задачи – одна из главных и наиболее сложных проблем обучения предмету.
Школа обязана формировать у детей истинное умение решать задачи.
Для формирования истинного умения решать задачи, прежде всего учу детей работать с
текстом задачи:
определять является ли предложенный текст задачей, а для этого надо выделить в
ней основные признаки задачи и ее основные элементы;
установить между ними связи, определить количество действий, необходимых для
получения ответа на вопрос задачи;
выбирать действия и порядок их, обосновав свой выбор.
1. Работу с задачами начинаем с решения стандартных задач, предполагающих умения:
объединять предметы;
находить разность или остаток;
увеличивать (уменьшать) число на несколько единиц;
сравнивать два числа;
А несколько позже при введении действий умножения и деления:
увеличивать (уменьшать) число в несколько раз;
выполнять кратное сравнение.
И, хотя, в конечном счете, при решении этих видов простых задач у учащихся должен быть
выработан автоматизированный навык, всё же решение этих простых задач требует
осмысления и аргументирования со стороны учащихся:
на несколько единиц больше – это значит столько же да и еще этих несколько
единиц;
на несколько единиц меньше – это значит столько же, но без этих несколько единиц;
сравнить два числа – это значит найти разницу между их величинами;
Сравнение кратное вводится с опорой на сравнение разностное и конкретизируется
смысл каждого из них:
1)
2)
1) сравнение разностное отражает разницу между величинами отрезков;
2) сравнение кратное показывает наглядно: сколько раз меньший по длине отрезок
помещается в большем. Как умножение является суммой одинаковых слагаемых, так и деление по
содержанию является действием вычитания одинаковых вычитаемых:
8 тетрадей : 2 тетради 8 2 2 2 2 =0 4 раза вычитали по 2 тетради,
значит, по 2 тетради получат 4 ученика.
На первых порах, считаю, важно приучать учащихся моделировать простые задачи,
используя рисунки: зеленых кружков 5, а желтых на 2 меньше:
Постепенно от рисунка переходим к схематическому рисунку, чертежу, малой опоре с
краткой записью задачи:
З. З.
Ж. Ж.
З. – 5 шт.
Ж. ? шт., на 2 меньше
Краткая запись часто вызывает затруднение у ребят изза незнания элементов, частей
задачи, изза неумения выделять главные слова и непонимания важности вопроса, а
главное, изза неумения видеть связи между величинами. Этому надо учить
систематически, терпеливо и кропотливо.
На мой взгляд, важно приучать ребят решать все виды стандартных задач устно на
каждом уроке и как можно чаще и больше включать их в математические диктанты.
Перед такими диктантами даю установку: Я читаю задачу, а вы по ходу чтения уже должны
решить ее. Не все, конечно, сразу справляются, но у большинства получается. Считаю, что
не надо долго топтаться на одном месте, так как у ребят быстро угасает интерес. Таким образом и отрабатывается навык решения простых задач до автоматизма. Если такой навык
удается выработать вовремя, ребенок впоследствии осваивает решение сложных задач.
Переходя к решению сложных задач, считаю, важным учить истинному анализу и
синтезу задачи, не подменяя эти важные процессы выбором действий, а точнее
угадыванием выбора действий.
Пример: Задача: На одной полке 12 книг, а на другой на 4 книги меньше. Сколько книг на
двух полках?
Поработав над усвоением задачи, приступаем к ее анализу. Детям легче же выполнять
синтез. Обычно они начинают с данных таким образом:
Зная, сколько книг на первой полке и
на сколько меньше книг на второй полке Д Д
по сравнению с первой, можно найти
число книг на второй полке. И Д
Зная число книг на первой полке ?
и зная число книг на второй полке,
можно найти, сколько книг на двух полках.
Помогая ребятам анализировать задачу, самое пристальное внимание уделяю вопросу,
отсюда и стартуем:
Чтобы узнать, сколько книг на двух полках,
надо знать, сколько книг на первой полке, ?
нам это известно, и сколько книг на второй
полке, а это неизвестно. Д И
Чтобы узнать, сколько книг на второй полке, Д Д
надо знать, сколько книг на первой полке,
это известно, и на сколько книг меньше
на второй полке, а это тоже известно.
Значит, можно найти число книг на второй полке.
Зная число книг на первой полке и
число книг на второй полке,
можно узнать число книг на двух полках.
Считаю, недопустимым заменять анализ задачи выбором действий. Как часто бывает: «Я
первым действием из 12 4= 8…». А дальше, как правило, тупик.
Нельзя упускать возможность давать право учащимся прибегать к другим способам
решения задачи, пусть даже и ошибочным или не доведенным до конца, важно включать их
в поиск.
Вот один из способов такого поиска: ученик рассуждал так:
Если бы на каждой полке было одинаковое количество книг, то есть по 12, то на двух
было бы 24. Но так как, на второй полке было книг на 4 меньше, то из 24 вычту 4 и
получится 20. Это число книг на двух полках: 12 +12 4=20 (книг)
Соответственно и моделирование задач в этих случаях будет отличаться:
1)
2)
В формировании умений в решении сложных задач очень важным считаю, умение
детей составлять по условию задачи различные выражения и пояснять их, а также
выбирать, какие из предложенных выражений не имеют смысла, и исключать их.
Пример: Условие задачи: В 4 коробках по 10 шаров, а в 5 коробках по 6 шаров.
Детям предложены следующие выражения:
1) 10 х 4;
2) 6 х 5;
3) 10 + 6;
4) 4 + 5;
5) 4 + 10;
6) 10 х 4 + 6 х 5;
7) 5 + 6;
8) 10 х 4 6 х 5;
Задания:
1) Поясните, смысл каждого из данных выражений. Что вы заметили? ( Некоторые выражения (5,7) не имеют смысла)
2) Какие вопросы можно поставить к данному условию, чтобы каждое из данных
выражений стало решением задачи? Что вы заметили? ( В некоторых задачах
появляются лишние данные)
3) Найдите те выражения, в которых все данные используются.
4) Какие вопросы разумно поставить к данному условию, чтобы получились задачи
без лишних данных?
Начиная решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость», обязательно
рассматриваем, чем похожи и чем отличаются величины «цена» и «стоимость». Это
поможет в дальнейшем правильно осмыслить данные величины и зависимость между ними.
Тем более, что далее следует такая же зависимость между величинами при нахождении
массы предметов и расхода ткани.
Считаю уместным приучать ребят к использованию основных формул нахождения величин
и производных от них:
Ц х К = С М1 х К = М Р1 х К = Р
Ц = С : К М1 = М : К Р1 = Р : К
К = С : Ц К = М : М1 К = Р : Р1
Умение использовать данные формулы в работе с текстовыми арифметическими
задачами поможет в дальнейшей работе и с геометрическими задачами.
Большое значение придаю правильному оформлению решения геометрических задач.
Ученик должен четко понимать и видеть, где записаны данные, что требуется найти, какие
использовать для этого формулы.
Пример: Длина одной стороны прямоугольника равна 4 см, а другой – 3 см. Найдите
периметр и площадь данного прямоугольника.
Записываем:
а = 4 см Р = (а + в) х 2 S = а х в
в = 3 см Р = (4 + 3) х 2 S = 4 х 3
Р = ? см Р = 14 см S = 12 см2
S = ? см2 Если встречаются нестандартные задачи, к примеру, такие как: Длина стороны квадрата
меньше его периметра на 12 см. Найдите длину стороны квадрата, то обязательно
рассматриваем все возможные способы решения задачи: арифметический, алгебраический,
геометрический:
1) Если а = 1 см, то Р = 4 см, 4 1 = 3 (см) (неверно);
2) Если а = 2 см, то Р = 8 см, 8 2 = 6 (см) (неверно);
3) Если а = 3 см, то Р = 12 см, 12 3 = 9 (см) (неверно);
4) Если а = 4 см, то Р = 16 см, 16 4 = 12 (см) (верно);
а ? см, сторона квадрата 4 а – а = 12 Проверка:
Р = а х 4 3 а = 12 4 х 4 4 = 12
Р а = 12 см а = 12 : 3 12 = 12
а = 4 см – сторона квадрата
4 – 1 = 3 (ст) разница числа сторон
12 : 3= 4 (см) – длина стороны квадрата
Итак, решение задач процесс творческий, требующий проникновения в скрытые в
каждой задаче связи и зависимости, которые часто бывают необычными, нестандартными и
даже уникальными.
Если рассматривать формирование этого умения с точки зрения всей жизни человека, то
ясно, что необходим творческий подход к решению задач.
Истинное умение решать задачи, заключается в способности решить любую задачу
доступного для данного возраста уровня трудности, если в ней все понятия знакомые и для
ее решения потребуется выполнить знакомые операции. Это и есть одна из основных линий
работы с задачами.
Вторая линия, посвященная различным преобразованиям текста задачи и
2.
наблюдениям за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих
преобразований, не менее важная по своей значимости и заслуживает внимания.
Задания, в которых главным содержанием являются наблюдения за изменениями в решении
задачи при изменении одной из ее частей, делятся на 3 вида:
задачи с неизменным условием и разными вопросами;
задачи с неизменным вопросом и изменяющимся условием;
задачи с изменяющимися данными при сохранении смысла условия и неизменном
вопросе.
Задания первых двух видов более доступны ребятам и поэтому хочется остановиться
на третьем из этих видов.
Рассмотрим задания, отражающие такое направление сравнения задач, в котором
каждая следующая задача возникает на основе предыдущей в результате внесения в нее
дополнительных данных, что приводит к усложнению ее решения.
Возьмем, к примеру, простую задачу на движение:
1) Машина прошла 522 км за 9 часов, двигаясь с постоянной скоростью. С какой
скоростью она двигалась?
Задача не вызывает затруднений у учащихся, они решают ее, зная зависимость между
величинами: скорость, время, расстояние и формулу нахождения скорости.
? км/ч
522 км
9 часов
Решение задачи:
522 : 9 = 58 ( км/ч)
Ответ: скорость машины 58 км/ч.
2) Преобразование 1: Узнав скорость машины, можно рассчитать пройденный ею путь и за
новый отрезок времени.
Введем в условие задачи новую величину – время, например 16 часов. Получим новую
задачу:
Машина прошла 522 км за 9 часов, двигаясь с постоянной скоростью. Какой путь
пройдёт машина с этой же скоростью за 16 часов?
? км/ч
522 км 9 часов
? км/ч 16 часов – ? км
Решение задачи:
1) 522 : 9 = 58 ( км/ч) – скорость машины.
2) 58 х 16 = 928 (км) – путь, пройденный машиной за 16 часов.
Ответ: 928 км.
3) Преобразование 2: Данную задачу можно усложнить, если время движения машины 16
часов разбить на два промежутка. Поэтому введем в условие вместо 16 часов – новое
число – 7 часов и откорректируем вопрос задачи.
В первый день машина прошла 522 км за 9 часов, двигаясь с постоянной скоростью, а во
второй день она была в пути 7 часов, двигаясь с той же скоростью. Какой путь
машина проделала за два дня?
? км/ч ? км/ч
522 км ?км
9 часов 7 часов
? км
Решение задачи:
1) 522 : 9 = 58 ( км/ч) – скорость машины.
2) 58 х 7 = 406 ( км) – путь, пройденный машиной во второй день.
3) 522 + 405 = 928 (км) – путь пройденный машиной за два дня.
Ответ: 928 км.
4) Преобразование 3: Предыдущую задачу можно усложнить и получить новую задачу,
если во второй день изменить (увеличить или уменьшить) скорость ее движения,
допустим, на 6 км/ч, и новые изменения в ее условии повлекут изменения в ее решении
количество действий в решении задачи увеличится: Двигаясь с постоянной скоростью, машина прошла в первый день 522 км за 9 часов. Во
второй день она была в пути 7 часов, и скорость ее движения увеличилась на 6 км/ч.
Какой путь проделала машина за два дня?
? км/ч ?км/ч, увел. на 6 км/ч
522 км ?км
9 часов 7 часов
? км
Решение задачи:
1) 522: 9 = 58 (км/ч) – скорость машины в первый день.
2) 58 + 6 = 64 (км/ч) – скорость машины во второй день.
3) 64 х 7 = 448 (км) – путь, пройденный машиной во второй день.
4) 522 + 448 = 970 (км) – путь, пройденный машиной за два дня.
Ответ: 970 км.
5) Преобразование 4: Далее можно выполнить такое преобразование задачи, чтобы
увеличилось число отрезков пути машины и, тем самым, еще более усложнить задачу:
Двигаясь с постоянной скоростью, машина в первый день за 9 часов прошла путь 522
км. Во второй день она была в пути 7 часов. При этом первые 3 часа она двигалась с
прежней скоростью, а в остальное время увеличила свою скорость на 6 км/ч. Какой
путь машина прошла за два дня?
? км/ч ? км/ч ?км/ч, увел. на 6 км/ч
522 км
9 часов 3 часа ? часов
7 часов
? км Решение задачи:
1) 522 : 9 = 58 (км/ч) – скорость машины в первый день
2) 58 х 3 = 174 (км) – путь машины во второй день за 3 часа.
3) 7 – 3 = 4 ( ч) – оставшееся время движения во второй день.
4) 58 + 6 = 64 ( км/ч) – скорость движения машины после её увеличения.
5) 64 х 4 = 256 9 (км) – путь машины во второй день за 4 часа.
6) 522 + 174 + 256 = 952 (км) – весь путь
Ответ: 952 км. И т. д.
В данном случае в результате преобразований задачи получились в порядке их
усложнения. Но это не единственный вариант. Задачи могут располагаться и в
противоположном порядке: от сложной до самой простой. Например:
На участке посадили 4 ряда яблонь по 7 деревьев в каждом ряду и 3 ряда
вишен по 9 деревьев . Каких деревьев посадили больше и на сколько?
Яб. 4 р. по 7 д.
на ? д.
В. 3 р. по 9 д.
Решение задачи:
7 х 4 = 28 (д.) яблонь.
9 х 3 = 27 (д.) – вишен.
28 – 27 = 1 (д.) – на столько больше яблонь, чем вишен.
Ответ: яблонь больше на 1 дерево.
Задание 1:
Измени вопрос задачи так, чтобы последним действием ее было сложение.
Дети: сколько всего посадили деревьев?
Новая задача:
На участке посадили 4 ряда яблонь по 7 деревьев в каждом ряду и 3 ряда вишен по
9деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили?
Яб. 4 р. по 7 д.
Всего ? д.
В. 3 р. по 9 д.
Решение задачи:
7 х 4 = 28 (д.) яблонь.
9 х 3 = 27 (д.) – вишен.
28 + 27 = 55 (д.) – всего деревьев.. Ответ: 55 деревьев.
Задание 2:
Измени условие задачи так, чтобы ее решение стало на одно действие короче, а ответ
не изменился.
В результате преобразований получаются разные варианты:
Яб. 4 р. по 7 д. Яб. 28 д.
Всего ? д. Всего ? Д.
В. 27 д. В. 3 р. по 9 д.
Решение задачи: Решение задачи:
1) 7 х 4 = 28 (д.) – яблонь. 1) 9 х 3 = 27 (д.) – вишен.
2) 28 + 27 = 55 (д.) – всего деревьев. 2) 28 + 27 =55 ( д.) –всего деревьев.
Ответ: 55 деревьев. Ответ: 55 деревьев.
Задание 3:
Подумай, как изменить условие задачи, чтобы получилась простая задача с таким же
ответом. Если возможно, то сделай это.
Яб. 28 д.
Всего ? д.
В. 27 д.
Решение задачи:
28 + 27 = 55 (д.)
Ответ: 55 деревьев.
Выполняя такие задания, дети сами могут выполнять преобразования, изменяя данную
задачу, как в сторону ее усложнения, так и в сторону упрощения. Ясно, что те, кто решает
задачи свободно предпочтут заняться усложнением условия, а те, кто испытывает
затруднения, выберут более простые преобразования. Но важным является то, что
каждый будет стремиться успешно справиться с заданием и получить удовлетворение от
своей деятельности.
Следует отметить особый интерес ребят к тем задачам, условие которых можно
изменить введением не числовых данных, а слов.
Пример:
Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 30 км выехали одновременно
два велосипедиста. За час один из них проехал 12 км, а второй 14 км. Какое расстояние
стало между велосипедистами? Решая задачу, приходим к выводу, что она имеет два решения:
30 – (12 +14) = 4 (км)
30 + (12+ 14) =56 (км)
Задание: Какие слова нужно ввести в условие задачи, чтобы она имела единственное
решение?
1) Навстречу друг другу.
2) В противоположных направлениях.
Формирование умений в преобразовании задач является важным звеном в обучении
учащихся истинному решению задач. Эти умения обучающихся важный шаг не только к
успешному усвоению общего способа решения задач, но и к решению нестандартных задач:
логических и экономических,
задач на развитие воображения,
задач на предположение,
задач на взвешивание и переливание,
задач на площадь,
задач на движение,
задач из разделов «Разрезаем и составляем», «Танграм», «Комбинаторика».
Систему работы с задачами считаю самым важным разделом изучения предмета
«Математика». Сама люблю эту работу и прививаю любовь и интерес к ней своим
ученикам, поэтому мои ребята не боятся решать и составлять задачи, выполнять с ними
различные преобразования. Работа с задачами помогает в формировании таких качеств
личности как настойчивость в преодолении трудностей и умение доводить дело до конца,
которые нужны не только в математике.
В 20142015 учебном году учащиеся моего класса обучались в начальной школе
последний четвёртый год. Мы с ребятами усиленно готовились к итоговым контрольным
работам и районным олимпиадам, выполняя задания из сборников предметных олимпиад,
рабочих тетрадей О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам», Интернетресурсов, активно участвовали в дистанционных Международных и Всероссийских конкурсах,
олимпиадах: «ЭМУ–Эрудит», «ЭМУспециалист», «Международной Олимпиаде по
основам наук «Пятая четверть», «Вот задачка», «Рыжий кот», «Фактор роста»,
Продлёнка».
Все учащиеся класса успешно справились с заданиями итоговых контрольных работ за
курс начальной школы и перешли в пятый класс. По результатам районной предметной
олимпиады из обучающихся нашего класса 4 победителя и 6 призёров, среди них по
математике – из 4 участвующих 2 победителя и 2 призёра (Приложение 1).
Думаю, что о предметных результатах ребят можно сказать – они овладели основами
логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и
математической речи, основами счёта и измерения, приобрели
начальный опыт
применения математических знаний для решения учебнопознавательных и практических
задач. Научились работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, цепочками;
представлять, анализировать и интерпретировать данные; а также решать текстовые
задачи, выполнять и строить алгоритмы; исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, а значит, смогут успешно овладевать знаниями и в среднем звене.
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. –М:
Просвещение, 2011.
2. Рабочие программы. Математика. Предметная линия учебников «Школа России»,
Москва, «Просвещение», 2011
3. И.И. Аргинская «Математика 14», Методические рекомендации для учителя, Москва,
2001
2. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина «Подготовка к математической олимпиаде», начальная
школа, Москва, «Айриспресс», 2009
3. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике», начальная школа, Москва,
«ВАКО», 2006
5.О.А. Холодова «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика.
Методическое пособие. Программа курса «РПС», Москва, «РОСТ», 2007 Приложение 1
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
«Основные линии работы с текстовыми задачами в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.