Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Оценка 4.7

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
4 кл
01.06.2017
Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Представленная разработка урока направлена на работу с обучающимися 4 класса музыкальной школы по классу фортепиано. Целью урока является обучение исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия при раскрытии содержания произведения. В разработке представлены основные методы работы над пьесами малой формы.Разработка урока по специальному фортепиано 4 класс
урок по специальности ф-но..docx
Открытый урок по специальности фортепиано  с обучающейся 4 класса Давидовой Ф. преподаватель Чурилова Е.В. ДШИ №53 Тема урока:  Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано. Цель   урока:  Обучение   исполнению,   в   котором   музыкальное   осмысление сочетается   с   эмоциональностью   восприятия   при   раскрытии   содержания произведения. Задачи урока: 1. Развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства. 2. Освоение образной структуры музыкального произведения. 3. Изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке. 4. Преодоление   как   общих   трудностей,   так   и   частных,   связанных   с исполнением деталей. Методы:  Словесный  Практический  Метод подражания  Метод эмоционально­волевого воздействия  Метод интеллектуальный План урока: 1. Организационный момент 2. Вступительное слово педагога 3. Практическая часть 4. Подведение итогов урока 5. Домашнее задание 6. Заключение Ход урока: I. Организационный   момент:   сообщение   темы,   цели,   задачи,   методы 1 II. работы. Вступительное слово: Пьесы малой формы, которые наиболее часто используются в процессе обучения,   могут   быть   условно   разделены   на   несколько   основных разновидностей:  Кантиленные пьесы  Жанровые пьесы  Программно­характерные пьесы   Пьесы старинных композиторов  Джазовые пьесы Главной   целью   при   изучении   каждого   музыкального   произведения любой   разновидности   является   достижение   понимания   замысла композитора   и   раскрытие   основного   художественного   образа произведения.   Для   достижения   этой   цели   можно   использовать   следующие   методы работы, которые сложились в фортепианной педагогике. 1. Метод   словесный,   когда   дается   общее   представление   о композиторе,   эпохе,   в   которой   он   жил,   о   жанре,   в   которой написана пьеса, о её основных художественных образах. 2. Метод   практический,   когда   мы   постепенно   углубляемся   в сущность   музыкального   произведения,   овладеваем   приемами выражения,   необходимыми   для   реализации   художественного содержания, т.е. идёт детальная работа. 3. Метод   подражания,   который   применим   к   обучающимся   с пассивными   способностями:   на   слух   и   с   рук   педагога   он перенимает   то,   что   ему   играют   и   показывают,   когда   бывает недостаточно словесных объяснений. 4. Метод   эмоционально­волевого   воздействия,   когда   педагог стремится воздействовать на фантазию ребенка, эмоциональность, разбудить в нем вдохновение. Здесь   можно   использовать   образные   сравнения,   жесты, иллюстрации исполнения. Яркие  музыкальные  представления  и  творческая  активность 2 помогают разрешать художественные, и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Но такой метод предъявляет большие требования к инициативе учащегося и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат и сознание. 5. Метод интеллектуальный. Он   основывается   на   анализе   закономерностей   музыкального произведения,   начиная   от   элементов   и   заканчивая   широкими обобщениями. Такой метод требует от учащегося максимальной сознательности,   активности   и   легче   всего   приводит   к самостоятельности. В   качестве   образца   танцевальной   пьесы   рассмотрим   «Вальс»   П.И. Чайковского из «Детского альбома» III. Практическая часть.   Обучающаяся целиком играет пьесу (Чайковский– «Вальс»). Учитель просит     дать   анализ   её   исполнения,   затем   дополняет   свои   замечания   и пожелания. Анализируется форма, жанр пьесы и начинается детальная работа. Учитель   спрашивает:   «Что   должно   определять   характер   работы   над этим произведением?» Естественно – лежащее в основе танцевальное начало. Учитель объясняет, что вальс разнообразен по музыке. Наряду с вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца. Их ощущаешь в средней части   (пьеса   написана   в   сложной   трёхчастной   форме). Раскрыть ребёнку эти особенности произведения удобно при помощи какого­ нибудь   образного   сравнения.   Учитель   предлагает   представить   новогодний праздник   и   детей,   танцующих   вокруг   ёлки.   Один   весёлый   танец   сменяет другой. Плавный изящный вальс уступает место то танцу маленькой балерины с затейливыми па, то немножко неуклюжей и смешной пляске ряженых. При работе над отдельными элементами ткани целесообразно начать с сопровождения:   в   нём   рельефнее   выявляется   танцевальное   начало   пьесы, ощутив которое, легче добиться нужной выразительности и в мелодии. Ясное представление пластики танца, его мягко скользящих, кружащихся движений помогают   правильно   исполнить   вальсовый   аккомпанемент   –   легко,   с   чуть заметной опорой на бас. Также проводится работа над сопровождением во втором периоде, где оно состоит  из двух линий – протяжного «виолончельного»  баса и коротких лёгких аккордов «альтов». Затем   начинается   работа   над   мелодией,   добиваясь   музыкально­ выразительного   исполнения   отдельных   мотивов   –   мягкого,   насыщенного звучания   долгих   синкопированных   длительностей   и   их   плавной   связи   с последующими, более короткими, добиваясь их соединения в общую линию. Достигнуть этого помогает ощущение безостановочного движения в вальсе. Используя образное представление танца, начинается работа над более осмысленным исполнением штрихов во втором периоде. Необходимо также использовать   соответствующие   двигательные   приемы   –   особенно   важно обратить внимание на то, чтобы в быстром темпе кистевые движения были минимальными,    ­   и   применить   аппликатуру,  обеспечивающую   выполнение штрихов. Учитель   обращает   внимание   обучающегося   на   трудности полиметрического   порядка.   Для   ученика   представляет   сложную   задачу одновременное исполнение мелодии, расчлененной штрихами по два звука, и квинтового   сопровождения,   в   котором   должен   сохраниться   трехдольный размер.   Разрешению   этой   задачи   помогает   правильное   распределение внимания между партиями правой и левой руки. Надо объяснить ребенку, что в   любом   из   четырехтактовых   построений   средней   части   особенно   трудны третьи такты, где сильная доля не совпадает с акцентом в мелодии, поэтому его   внимание,   прикованное   к   партии   правой   руки,   должно   перед   каждым третьим тактом переключаться  на бас для подчеркивания сильной  доли,  а затем вновь на мелодию, чтобы сделать акцент на синкопированном звуке. Также на уроке уделяется внимание педализации. Брать ее следует чуть позже баса, чтобы не зацепить мелодические звуки предшествующего такта. В   процессе   всего   урока   педагог   показывает   и   исполняет   отдельные фрагменты пьесы. IV В конце урока подводится итог. V Даётся домашнее задание. VI.    Заключение. Данные методы работы, конечно, нельзя рассматривать как обязательные для всех, т.к. каждый ученик обладает индивидуальностью и физиологические особенности рук у всех разные. Но, с другой стороны, во многих произведениях имеются места, при исполнении которых совершаются типичные ошибки. 4

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано

Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017