Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
4 кл
01.06.2017
Представленная разработка урока направлена на работу с обучающимися 4 класса музыкальной школы по классу фортепиано. Целью урока является обучение исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия при раскрытии содержания произведения. В разработке представлены основные методы работы над пьесами малой формы.Разработка урока по специальному фортепиано 4 класс
урок по специальности ф-но..docx
Открытый урок по специальности фортепиано
с обучающейся 4 класса Давидовой Ф.
преподаватель Чурилова Е.В. ДШИ №53
Тема урока: Основные методы работы над пьесами малой формы в классе
фортепиано.
Цель урока: Обучение исполнению, в котором музыкальное осмысление
сочетается с эмоциональностью восприятия при раскрытии содержания
произведения.
Задачи урока:
1. Развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых
для исполнительства.
2. Освоение образной структуры музыкального произведения.
3. Изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и
чувств в музыке.
4. Преодоление как общих трудностей, так и частных, связанных с
исполнением деталей.
Методы:
Словесный
Практический
Метод подражания
Метод эмоциональноволевого воздействия
Метод интеллектуальный
План урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово педагога
3. Практическая часть
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание
6. Заключение Ход урока:
I. Организационный момент: сообщение темы, цели, задачи, методы
1
II.
работы.
Вступительное слово:
Пьесы малой формы, которые наиболее часто используются в процессе
обучения, могут быть условно разделены на несколько основных
разновидностей:
Кантиленные пьесы
Жанровые пьесы
Программнохарактерные пьесы
Пьесы старинных композиторов
Джазовые пьесы
Главной целью при изучении каждого музыкального произведения
любой разновидности является достижение понимания замысла
композитора и раскрытие основного художественного образа
произведения.
Для достижения этой цели можно использовать следующие методы
работы, которые сложились в фортепианной педагогике.
1. Метод словесный, когда дается общее представление о
композиторе, эпохе, в которой он жил, о жанре, в которой
написана пьеса, о её основных художественных образах.
2. Метод практический, когда мы постепенно углубляемся в
сущность музыкального произведения, овладеваем приемами
выражения, необходимыми для реализации художественного
содержания, т.е. идёт детальная работа.
3. Метод подражания, который применим к обучающимся с
пассивными способностями: на слух и с рук педагога он
перенимает то, что ему играют и показывают, когда бывает
недостаточно словесных объяснений.
4. Метод эмоциональноволевого воздействия, когда педагог
стремится воздействовать на фантазию ребенка, эмоциональность,
разбудить в нем вдохновение.
Здесь можно использовать образные сравнения, жесты,
иллюстрации исполнения.
Яркие музыкальные представления и творческая активность 2
помогают разрешать художественные, и даже технические задачи,
которые казались неразрешимыми. Но такой метод предъявляет
большие требования к инициативе учащегося и возможен в тех
случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат
и сознание.
5. Метод интеллектуальный.
Он основывается на анализе закономерностей музыкального
произведения, начиная от элементов и заканчивая широкими
обобщениями. Такой метод требует от учащегося максимальной
сознательности, активности и легче всего приводит к
самостоятельности.
В качестве образца танцевальной пьесы рассмотрим «Вальс» П.И.
Чайковского из «Детского альбома»
III. Практическая часть.
Обучающаяся целиком играет пьесу (Чайковский– «Вальс»). Учитель
просит дать анализ её исполнения, затем дополняет свои замечания и
пожелания. Анализируется форма, жанр пьесы и начинается детальная работа.
Учитель спрашивает: «Что должно определять характер работы над
этим произведением?» Естественно – лежащее в основе танцевальное начало.
Учитель объясняет, что вальс разнообразен по музыке. Наряду с вальсом в
нём есть разделы с элементами характерного танца. Их ощущаешь в средней
части
(пьеса написана в сложной трёхчастной форме).
Раскрыть ребёнку эти особенности произведения удобно при помощи какого
нибудь образного сравнения. Учитель предлагает представить новогодний
праздник и детей, танцующих вокруг ёлки. Один весёлый танец сменяет
другой. Плавный изящный вальс уступает место то танцу маленькой балерины
с затейливыми па, то немножко неуклюжей и смешной пляске ряженых.
При работе над отдельными элементами ткани целесообразно начать с
сопровождения: в нём рельефнее выявляется танцевальное начало пьесы,
ощутив которое, легче добиться нужной выразительности и в мелодии. Ясное
представление пластики танца, его мягко скользящих, кружащихся движений
помогают правильно исполнить вальсовый аккомпанемент – легко, с чуть
заметной опорой на бас. Также проводится работа над сопровождением во втором периоде, где
оно состоит из двух линий – протяжного «виолончельного» баса и коротких
лёгких аккордов «альтов».
Затем начинается работа над мелодией, добиваясь музыкально
выразительного исполнения отдельных мотивов – мягкого, насыщенного
звучания долгих синкопированных длительностей и их плавной связи с
последующими, более короткими, добиваясь их соединения в общую линию.
Достигнуть этого помогает ощущение безостановочного движения в вальсе.
Используя образное представление танца, начинается работа над более
осмысленным исполнением штрихов во втором периоде. Необходимо также
использовать соответствующие двигательные приемы – особенно важно
обратить внимание на то, чтобы в быстром темпе кистевые движения были
минимальными, и применить аппликатуру, обеспечивающую выполнение
штрихов.
Учитель обращает внимание обучающегося на трудности
полиметрического порядка. Для ученика представляет сложную задачу
одновременное исполнение мелодии, расчлененной штрихами по два звука, и
квинтового сопровождения, в котором должен сохраниться трехдольный
размер. Разрешению этой задачи помогает правильное распределение
внимания между партиями правой и левой руки. Надо объяснить ребенку, что
в любом из четырехтактовых построений средней части особенно трудны
третьи такты, где сильная доля не совпадает с акцентом в мелодии, поэтому
его внимание, прикованное к партии правой руки, должно перед каждым
третьим тактом переключаться на бас для подчеркивания сильной доли, а
затем вновь на мелодию, чтобы сделать акцент на синкопированном звуке.
Также на уроке уделяется внимание педализации. Брать ее следует чуть
позже баса, чтобы не зацепить мелодические звуки предшествующего такта.
В процессе всего урока педагог показывает и исполняет отдельные
фрагменты пьесы.
IV В конце урока подводится итог.
V Даётся домашнее задание.
VI. Заключение. Данные методы работы, конечно, нельзя рассматривать как
обязательные для всех, т.к. каждый ученик обладает индивидуальностью и физиологические особенности рук у всех разные. Но, с другой стороны, во
многих произведениях имеются места, при исполнении которых совершаются
типичные ошибки.
4
Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Основные методы работы над пьесами малой формы в классе фортепиано
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.