Психологическая культура является действенным фактором оптимизации педагогического взаимодействия, позитивных личностных изменений учащихся и улучшения состояния образовательной среды. Безусловно, работа по формированию психологической культуры обучающихся, как целостного личностного образования, наиболее эффективна при создании единой воспитательной среды, совместной коллективно-творческой деятельности учащихся, психологической службы, педагогов, администрации и родителей
Рассмотрим основные направления формирования психологической культуры педагогов.
формирование психологической грамотности как некоторого минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения.
необходимо активно вовлекать педагогов в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развивать социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству.
формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.
Основные методы формирования психологической культуры педагогов
1. Формирование психологической культуры педагогов в рамках последипломного образования как одно из необходимых условий повышения их квалификации.
2. Формирование мотивационной готовности к процессу развития психологической культуры по средствам методов групповой дискуссии, индивидуального и группового консультирования.
3. Формирование навыков саморегуляции, рефлексивного анализа процесса и результатов профессиональной деятельности, навыков эффективной коммуникации с помощью таких психологических технологий как социально психологический тренинг, тренинг личностного роста, имитационные и ролевые игры.
Основные методы формирования психологической культуры педагогов
4. Повышение психологической осведомленности педагогов путем проведения мини-семинаров и «круглых столов», в том числе по вопросам интересующих самих педагогов.
5. Работа с педагогами посредством обучающих и проектных семинаров, мастер-классов, психологического просвещения, консультаций, совместной проектной деятельности, посещения уроков и внеклассных мероприятий с последующим совместным их анализом
Основные направления формирования психологической культуры обучающегося
Интеграция знаний о человеке (в основном, психологических, валеологических, этических);
Приоритет практического аспекта образования над теоретическим: эмпирическим путем ведется поиск оптимального соотношения теоретического и практического компонентов подготовки учащихся;
Педагогический процесс, построенный с позиций личностно-ориентированной педагогики и психологии, предполагает учет потребностей и запросов учащихся, отсутствие жесткого регламента при изучении тем курса, использование разнообразных форм и методов работы с детьми, основанных на учете и обогащении личного опыта ребенка, создании зон ближайшего развития;
Основные направления формирования психологической культуры обучающегося
Непрерывность и системность в изучении материала с постепенным наращиванием уровня сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся, включение сквозных тем курса;
Приобщение детей к культуре должно иметь национальные корни при сравнительном изучении других культур в пространстве и времени;
Образовательная программа нацелена на повышение, в основном, психологической, валеологической, нравственной культуры учащихся.
При становлении психологической культуры школьников особое внимание уделяется таким аспектам:
1. Сущность и природа человека.
2. Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование.
3. Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств).
4. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура.
5. Поведение в различных ситуациях (обычных, экстремальных и т.д.). Культура поведения.
6. Нравственные основы жизни человека.
7. Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути.
8. Мир семьи. Культура семейных отношений.
9. Здоровье и здоровый образ жизни. Гигиена и элементы сексологии.
10. Таинственные и загадочные явления психики.
постановка проблемных задач и поиск их решения;
создание проблемных ситуаций, обеспечивающих творческую активность обучающихся,
используется метод творческого самовыражения. Учащимся даются творческие индивидуальные задания и поручения.
сказкотерапия (анализ поведения и поступков главных героев сказок и других литературных произведений);
проведение интерактивных занятий по здоровьесбережению, психогимнастике;
разработка и участие в проектах по теме «Психологическая культура в образовательном учреждении».
Основные методы формирования психологической культуры обучающихся
Для формирования психологической культуры обучающихся была разработана экспериментальная программа интегрированного курса «Человекознание».
Основными задачами этой программы были:
Обеспечить успешную адаптацию ребенка в школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому, поддерживать и развивать познавательную активность, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния, связанные со школой.
Дать представление о внутреннем мире человека (его духовно-нравственной, эмоционально-волевой, познавательной целях), о своем месте в окружающем мире.
Привести к осознанию и усвоению элементарных знаний и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности.
Для формирования психологической культуры обучающихся была разработана экспериментальная программа интегрированного курса «Человекознание».
Непрерывность и системность в изучении материала с постепенным наращиванием уровня сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся, включение сквозных тем курса;
Приобщение детей к культуре должно иметь национальные корни при сравнительном изучении других культур в пространстве и времени;
Образовательная программа нацелена на повышение, в основном, психологической, валеологической, нравственной культуры учащихся.
Методы формирования психологической культуры родителей:
Введение в образовательном учреждении соответствующих курсов, типа "Семьеведение", "Этики и психологии семейных отношений".
Оказание квалифицированной помощи в центрах социально-психолого-педагогической помощи семье, в центрах планирования семьи и пр.
Проведение диагностической и корректирующей работы.
Диагностическая работа позволяет определить уровень психолого-педагогической культуры родителей Коррекция отношения и поведения основывалась на анализе причин, вызывающих отклонения в развитии личности ребенка и взрослого, в ее отношениях с другими людьми.
Методы формирования психологической культуры родителей:
Развивающая и психокоррекционная работа с родителями предполагала собой целостную систему воздействия с привлечением психокоррекционных, учебно-методических приемов, осуществляемых через пролонгированное консультирование - "коррекцию случая", беседы, семинары-практикумы, лекции для родителей, библиотерапию.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Вечера вопросов и ответов
проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями
целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Работу с администрацией проводит психологическая служба образовательного учреждения.
Работа с администрацией происходит посредством участия в проектировании и реализации Основной образовательной программы учреждения и ее подпрограмм, проектировании системы оценки универсальных учебных действий, ведения базы результатов мониторинга, участия в создании единой образовательной среды в единстве урочной и внеурочной деятельности школьников.
Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника// Вопросы психологии.1999 №1
Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования// Педагогика. 1997.№3
Борисов С.В. Развитие психологической культуры обучающихся в условиях перехода на ФГОС [Электронный ресурс],-Мордовский гос. университет им. Огарева. Психологическая культура человека,2012 – Режим доступа:
www.mrsu.ru
Список используемой литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.