Основные направления логопедической работы с учащимися 1-х классов по профилактике нарушений письменной речи
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл
17.01.2018
В работе рассматриваются основные подходы к изучению речевого дизонтогенеза в нашей стране: психолого-педагогический, клинико-педагогический, нейропсихологический. Описывается диагностика устной речи первоклассника. Предлагаются основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи, которые соответствуют функциональному составу чтения и письма:
- развитие и коррекция речевых функций,
- развитие и коррекция переработки зрительной информации,
- развитие и коррекция переработки полимодальной информации,
- развитие и коррекция серийной организации движений,
- развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля деятельности.
Документ Microsoft Word.docx
«Основные направления логопедической работы с учащимися 1х классов по
профилактике нарушений письменной речи».
В нашей стране, начиная с 40х годов прошлого века, Розой Евгеньевной Левиной были
заложены фундаментальные основы изучения речевого дизонтогенеза. На этой теоретической базе в
рамках психологопедагогического подхода Р.Е. Левиной и ее учениками (Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше,
Л.Ф. Спировой и др.) нарушения чтения и письма рассматриваются как отсроченные проявления
устноречевого дефицита, в котором ведущая роль принадлежит несформированности фонетико
фонематических процессов. Благодаря этим исследованиям в стране была организована система
логопедической помощи школьникам: открыты школы для детей с ТНР и логопедические пункты при
общеобразовательных школах.
Также был и другой подход – клиникопедагогический. Сторонники этого подхода (А.Н.
Корнев, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева и др.) дисграфию и дислексию связывают с трудностями
формирования операционального состава чтения и письма как сложных сенсомоторных навыков.
Но в последние годы дисграфия и дислексия активно изучается в рамках нейропсихологии
индивидуальных различий (М.К. ШорохТроцкая, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и
др.). Принципиальное отличие нейропсихологического подхода состоит в том, что он позволяет
исследовать непосредственно структурные компоненты различных психических функций. Дисграфия
и дислексия у школьников может быть результатом нарушения любого из компонентов
функциональной системы чтения и письма: операции по переработке слуховой, кинестетической,
зрительной и зрительнопространственной информации; серийной организации движений,
программирования и контроля деятельности; избирательной активации. Следовательно, дисграфия и
дислексия не является изолированными нарушениями, а сочетаются с расстройствами устной речи и
других вербальных и невербальных психических функций. Таким образом, нейропсихологические
методы позволяют обнаружить закономерные связи нарушений чтения и письма с особенностями
других психических функций. Это крайне важно, поскольку, как указывает Г.В. Чиркина, раскрытие
взаимоотношений между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности
помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании дефекта.
Совокупность знаний, полученных в ходе рассмотрения данных подходов, раскрывает нам
механизмы письменной речи и помогает выбрать определен путь, с помощью которого можно будет
сформировать необходимые предпосылки для формирования навыка письма.
К структурным компонентам, составляющим функциональные системы чтения и письма,
относятся: произвольная регуляция и серийная организация движений; операции по переработке
слуховой, зрительной, кинестетической и полимодальной информации; избирательная активация
(поддержание тонуса). И раз мы говорим о профилактике дисграфии, то она, прежде всего,
заключается в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи.
Тщательный анализ устной речи и всего комплекса компонентов, определяющих дальшейшее письмо и
чтение, позволяет педагогу выявить «слабые» стороны, которые впоследствии могут привести к
нарушениям письма.
Диагностика устной речи у первоклассников может быть проведена с использование тестовой
нейропсихологической методики диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой, Т.В.
Ахутиной. Такая стандартизированная методика значительно упрощает возможность использования
логопедами нейропсихологических методов изучения речи. Также методика удобна в использовании при помощи программы Еxcel, которая позволяет быстро провести диагностику и получить речевой
профиль учащегося.
Изучение состояния компонентов функциональной системы чтения и письма проводиться при
помощи тестов, взятых из методики нейропсихологической диагностики А.Р. Лурия, которые
адаптированы для младших школьников.
В зависимости от структуры обнаруженных у ребенка нарушений логопедическая работа по
профилактике нарушений письма направляется на развитие тех компонентов, которые недостаточно
сформированы.
Рассмотрим основные направления логопедической работы по профилактике нарушений
письма у учащихся первых классов. Эти направления соответствуют функциональному составу
чтения и письма:
развитие и коррекция речевых функций,
развитие и коррекция переработки зрительной информации,
развитие и коррекция переработки полимодальной информации,
развитие и коррекция серийной организации движений,
развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля деятельности.
1. Развитие и коррекция речевых функции. Развитие и коррекция речевых функций как
направление в школьной логопедической работе описано многими авторами весьма подробно.
Поскольку традиционно нарушения письма у школьников связывали с недоразвитием речи и в
логопедической практике накоплен богатый материал по формированию фонематического
восприятия, языкового анализа и синтеза, словарного запаса, грамматического строя речи.
2. Развитие зрительных функций. Данное направление предполагает развитие у детей всего
комплекса зрительных функций: зрительного восприятия и представлений, зрительного внимания и
памяти. Рассмотрим некоторые упражнения, которые могут выполняться на данном этапе.
Найти соответствующее реальному контурное изображение.
Найти дом, чертеж которого изображен на первой карточке.
Угадать, какие подарки приготовил Дед Мороз для детей. И т.д.
3. Развитие зрительнопространственных функций и зрительномоторной координации. Как
указывает Р.И Лалаева и И.Н. Садовникова в процессе логопедической работы необходимо учитывать
закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе.
Уточнение представлений детей о схеме собственного тела. Дифференциация правой и левой
частей тела.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве. На данном этапе нужно уточнить
понимание и употребление предложных конструкций.
Развитие ориентировки на плоскости листа. 4. Развитие серийной организации движений. Упражнения направлены на выработку у детей
способности программировать и выполнять серии плавно сменяющихся движений руки, необходимых
для письма. Графические упражнения нацелены на тренировку регуляции направления, амплитуды и
переключаемости движений руки. Учащиеся пишут по образцу серии элементов букв (орнаменты).
Нейропсихологическая пропись.
5. Развитие программирования, регуляции и контроля деятельности. В последние годы
появились методики, специально направленные на развитие функций программирования, регуляции и
контроля деятельности у младших школьников. Н.М. Пылаева Т.В. Ахутина предлагают методику
«Школа внимания» (1997), основанную на числовом ряде. Также А.В. Сунцова и С.В. Курдюкова
предлагают пособие по развитию внимания с нейропсихологом.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отменить важность логопедической
работы в рамках профилактики дисграфии. Легче предупредить нарушенние, чем в дальнейшем его
исправлять. Вовремя замеченная проблема в развитии ребенка должна своевременно быть решена,
чтобы последствия не отразились на обучении. Анализируя вышесказанное, можно отметить, что
успешность в овладении письменной речью зависит от сформированности у ребенка устной речи и
операций и функций, в наибольшей степени ответственных за формирование письменной речи.
Обычно предрасположенность к нарушениям письма и чтения встречается у детей с ОНР и ФФНР.
Своевременная диагностика и целенаправленная коррекционная работа может сгладить нарушения
приводящие к дисграфии.
Основные направления логопедической работы с учащимися 1-х классов по профилактике нарушений письменной речи
Основные направления логопедической работы с учащимися 1-х классов по профилактике нарушений письменной речи
Основные направления логопедической работы с учащимися 1-х классов по профилактике нарушений письменной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.