Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего возраста.
Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы – вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение.
Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах.docx
Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых
проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего
возраста.
Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы –
вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи,
восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая.
Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие,
формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение.
Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при
условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
А потому существуют и предпосылки для нарушения сенсорного (чувственного)
восприятия, которые формируются под влиянием внешних факторов. К таковым относится
избыток либо, наоборот, недостаток так называемой чувственной информации – звуков,
прикосновений, запахов и красок, окружающих малыша.
По словам специалиста, сегодня дети всё больше недополучают впечатлений от
эмоционального и тактильного общения – современные молодые семьи, как правило,
живут довольно обособленно.
Поэтому оптимальными условиями для большинства маленьких детей, по мнению Любови
Филатовой, может стать достаточное частое присутствие родственников, а в идеале –
окружение большой семьи.
А вот для детей с какимилибо нарушениями процесс сенсорной интеграции становится
неэффективным (они могут быть слишком или недостаточно чувствительными к
сенсорным стимулам).
С целью избегания дискомфортных ощущений ребёнок пытается оградить себя от внешнего
вмешательства, формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Он
избегает контактов, прячется, отказывается от прикосновений. Вторая сторона – когда
ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. В этом случае
имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям, что может
проявляться, например, в однообразных манипуляциях с предметами.
«В искажённом развитии восприятия можно увидеть наличие изменений целостной картины
реального предметного мира, вычленение отдельных ощущений собственного тела, звуков,
форм окружающих вещей. Это, конечно, дети с расстройствами аутистического спектра,
которые «выхватывают» кусок из реальной жизни: либо они только самолётик катают, либо
кружатся, либо видят у крокодила только глаза и зубы, но целиком его увидеть не может». При этом специалист подчёркивает: винить родителей в подобных отклонениях было бы
неправильно. Важно лишь учитывать факторы, которые могут так или иначе сказаться на
развитии ребёнка.
Речь – результат развития чувств
Как педагогдефектолог, нередкие посетители дефектолога – родители с ребятишками,
которые долго не начинают говорить. Однако специалист подчёркивает: подобные случаи –
отражение проблем с системой восприятия. Ведь именно первичные ощущения и чувства
формируют память, мышление и воображение, а уже на их основе появляется речь.
Любовь Филатова описывает процесс формирования речевой функции: до рождения
формируются ощущения, дающие нам знания о собственном теле (вестибулярная,
тактильная и проприоцептивная системы). На их базе появляются способности слышать,
видеть, чувствовать запахи и вкус, затем – способность планировать движения,
концентрировать внимание и контролировать свои действия. И на основе всего
вышеперечисленного, у человека появляется способность к произведению речи.
Как скорректировать нарушения: простые советы
Цель терапии сенсорных нарушений – усилить или сбалансировать возможность
центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы. Нередко для этого
используются специальные инструменты, которые сегодня в изобилии представлены в
продаже – всевозможные коврики, мешочки с песком и так далее. Но чаще всего
корректировать отклонения чувствительности можно простейшими подручными
средствами. Любовь Филатова описала всевозможные сенсорные нарушения вместе со
способами их корректировки, некоторые из них мы приведём в качестве примеров.
Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребёнок испытывает
потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь
придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным
бордюрам.
При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают
сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для
корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие,
использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.
Ребятишкам из обеих категорий, а также тем, у кого отклонений нет, на пользу пойдут
различные лесенки и специальные сооружения на детских площадках.
А вот повышенное беспокойство за детей, лазающих по этим сооружениям, на пользу им
вряд ли пойдёт. По словам дефектолога, родителям не стоит оттаскивать своих чад от
спортивноигровых снарядов, ведь только с их помощью у ребятишек развиваются
координация, вестибулярный аппарат, а также мышечная и тактильная чувствительность.
ети, у которых недостаточно развито осязание, обычно отличаются довольно высоким
болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких
ребятишек в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет
массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями. При повышенной осязательной чувствительности любые прикосновения будут
доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль. В этом случае необходимо
предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему
самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться. Кроме того, такому ребёнку подойдут
игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям
различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые
сегодня можно найти в продаже.
Нередко у детей встречаются и нарушения в восприятия вкуса. Обычно это проявляется
в своеволии при выборе еды, за которым кроется чувствительность к её фактуре, запаху и
вкусовым качествам. В этом случае, помимо консультации с врачом, который поможет
подобрать ребёнку диету, можно изменять структуру еды – например, сделать пюре вместо
нарезанной ломтиками картошки, а также давать попробовать ребёнку разные продукты.
Скорректировать сенсорные нарушения у ребёнка не так трудно, так что отчаиваться при
обнаружении столь распространённых сегодня детских проблем не стоит. Главное –
вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее
проконсультироваться с педиатром.
Основные причины нарушений сенсорной интеграции
Основные причины нарушений сенсорной интеграции
Основные причины нарушений сенсорной интеграции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.