Основные причины нарушений сенсорной интеграции

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего возраста. Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы – вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение. Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
Иконка файла материала Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах.docx
Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых  проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего  возраста.  Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы –  вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи,  восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая.  Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие,  формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение.   Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при  условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.   А потому существуют и предпосылки для нарушения сенсорного (чувственного)  восприятия, которые формируются под влиянием внешних факторов. К таковым относится избыток либо, наоборот, недостаток так называемой чувственной информации – звуков,  прикосновений, запахов и красок, окружающих малыша.  По словам специалиста, сегодня дети всё больше недополучают впечатлений от  эмоционального и тактильного общения – современные молодые семьи, как правило,  живут довольно обособленно.  Поэтому оптимальными условиями для большинства маленьких детей, по мнению Любови  Филатовой, может стать достаточное частое присутствие родственников, а в идеале –  окружение большой семьи.  А вот для детей с какими­либо нарушениями процесс сенсорной интеграции становится  неэффективным (они могут быть слишком или недостаточно чувствительными к  сенсорным стимулам).  С целью избегания дискомфортных ощущений ребёнок пытается оградить себя от внешнего вмешательства, формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Он  избегает контактов, прячется, отказывается от прикосновений. Вторая сторона – когда  ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. В этом случае  имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям, что может  проявляться, например, в однообразных манипуляциях с предметами.  «В искажённом развитии восприятия можно увидеть наличие изменений целостной картины реального предметного мира, вычленение отдельных ощущений собственного тела, звуков,  форм окружающих вещей. Это, конечно, дети с расстройствами аутистического спектра,  которые «выхватывают» кусок из реальной жизни: либо они только самолётик катают, либо кружатся, либо видят у крокодила только глаза и зубы, но целиком его увидеть не может».При этом специалист подчёркивает: винить родителей в подобных отклонениях было бы  неправильно. Важно лишь учитывать факторы, которые могут так или иначе сказаться на  развитии ребёнка.  Речь – результат развития чувств  Как педагог­дефектолог, нередкие посетители дефектолога – родители с ребятишками,  которые долго не начинают говорить. Однако специалист подчёркивает: подобные случаи – отражение проблем с системой восприятия. Ведь именно первичные ощущения и чувства  формируют память, мышление и воображение, а уже на их основе появляется речь.  Любовь Филатова описывает процесс формирования речевой функции: до рождения  формируются ощущения, дающие нам знания о собственном теле (вестибулярная,  тактильная и проприоцептивная системы). На их базе появляются способности слышать,  видеть, чувствовать запахи и вкус, затем – способность планировать движения,  концентрировать внимание и контролировать свои действия. И на основе всего  вышеперечисленного, у человека появляется способность к произведению речи.  Как скорректировать нарушения: простые советы  Цель терапии сенсорных нарушений – усилить или сбалансировать возможность  центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы. Нередко для этого  используются специальные инструменты, которые сегодня в изобилии представлены в  продаже – всевозможные коврики, мешочки с песком и так далее. Но чаще всего  корректировать отклонения чувствительности можно простейшими подручными  средствами. Любовь Филатова описала всевозможные сенсорные нарушения вместе со  способами их корректировки, некоторые из них мы приведём в качестве примеров.  Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребёнок испытывает  потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь  придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным  бордюрам.  При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают  сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для  корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие,  использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.  Ребятишкам из обеих категорий, а также тем, у кого отклонений нет, на пользу пойдут  различные лесенки и специальные сооружения на детских площадках.  А вот повышенное беспокойство за детей, лазающих по этим сооружениям, на пользу им  вряд ли пойдёт. По словам дефектолога, родителям не стоит оттаскивать своих чад от  спортивно­игровых снарядов, ведь только с их помощью у ребятишек развиваются  координация, вестибулярный аппарат, а также мышечная и тактильная чувствительность. ети, у которых недостаточно развито осязание, обычно отличаются довольно высоким  болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких  ребятишек в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет  массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями.При повышенной осязательной чувствительности любые прикосновения будут  доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль. В этом случае необходимо  предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему  самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться. Кроме того, такому ребёнку подойдут  игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям  различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые  сегодня можно найти в продаже.  Нередко у детей встречаются и нарушения в восприятия вкуса. Обычно это проявляется  в своеволии при выборе еды, за которым кроется чувствительность к её фактуре, запаху и  вкусовым качествам. В этом случае, помимо консультации с врачом, который поможет  подобрать ребёнку диету, можно изменять структуру еды – например, сделать пюре вместо нарезанной ломтиками картошки, а также давать попробовать ребёнку разные продукты.  Скорректировать сенсорные нарушения у ребёнка не так трудно, так что отчаиваться при  обнаружении столь распространённых сегодня детских проблем не стоит. Главное –  вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее  проконсультироваться с педиатром.