Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Цель моей курсовой работы наглядно показать работу классного руководителя в классе. Какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы. Классный руководитель выполняет отнюдь не последнюю роль в школьном коллективе.
Впервые должность классного руководителя (групповода) была введена в 30-е гг. До этого воспитательную работу в группах выполняли учителя. Первая инструкция о групповодах была утверждена Наркомпросом РСФСР в 1931 г. После переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. В 1960 г. было принято Положение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. В настоящее время руководящим документом по классному руководству является методическое письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя» (1975).
Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Каждый педагог и активист класса выполняет определенную часть общей задачи. Их коллективный труд нуждается в руководстве, чтобы сделать его более целенаправленным, предупредить дублирование и пробелы. Поэтому основная роль классного руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.
Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.
Содержательная сторона работы классного руководителя определяется общими задачами коммунистического воспитания. Опираясь на пионерский отряд или комсомольскую организацию, классный наставник формирует у воспитанников марксистско-ленинское мировоззрение и коммунистическую нравственность, их активную жизненную позицию, прививает школьникам любовь к знаниям, труду и готовит их к сознательному самоопределению. Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
Таким образом, классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.
Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Хороший воспитатель – это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен.
1.5. МАСТЕРСТВО
Следующей ступенью профессионального роста классного руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, оно они отнюдь не обязательны. Главное в нем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.
Безусловно, для выработки педагогического мастерства классный руководитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
«Я убежден, - писал он, - что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.
В чем заключается такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение…Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».
Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет классный руководитель (воспитатель), делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
1.5. Форма работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.
Рассмотрим в общих чертах сущность и структуру наиболее актуальных форм работы классного руководителя.
«Час знаний и убеждений» посвящается анализу складывающихся у учащихся мировоззренческих представлений, политических, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций. С учетом освоенного школьниками учебного материала, знания текущих общественно-политических событий, новых явлений в науке и искусстве классный руководитель с ребятами определяет тему собеседования, обсуждения, диспута. По избранной теме готовятся сам воспитатель и все учащиеся. Школьники выступают с сообщениями, задают вопросы, высказывают суждения и убеждения. В ходе обсуждения классный руководитель делится своими соображениями. В заключительной части «Часа» он высказывает свои суждения, оценки знаний, соображений, взглядов, убеждений ребят, дает им четкое представление о том, что ими хорошо усвоено, над чем работать, какие нравственные, эстетические взгляды необходимо переосмыслить. Сегодня, когда в политике, экономике, общественных науках, искусстве происходит переоценка многих ценностей, вся эта аналитическая и оценочная работа воспитателя приобретает особый смысл и значение.
Во время «Часа труда» дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе. «Час труда» может превращаться в своеобразное производственное совещание, на котором обсуждаются вопросы организации труда старшеклассников, качества продукции, отношения ребят к делу, распределению заработанных средств. Если «Час труда» по общим экономическим вопросам может быть организован как семинар, то по трудовым отношениям в коллективе – как собрание или совещание, посвященное назревшим актуальным вопросам, противоречиям и конфликтам.
«Час коллектива» представляет собой своеобразную форму собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллективов, состояния самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. Вместе с активом класса воспитатель выявляет назревшую тему, изучает положение дел. Все ребята специально готовятся к выступлениям: изучают положительный опыт и недостатки. В течение «часа» проводится свободная дискуссия, формируются основные выводы и решения, выдвигаются темы и вопросы для очередного «Часа коллектива». Когда «Час коллектива» проходит как отчетное общее собрание, с ответами выступают уполномоченные и ответственные по видам деятельности: староста, культорг, хозорг, физорг, редактор стенгазеты , турорг. Обсуждаются и результаты соревнования, дежурства по школе, организации самообслуживания, проведения вечеров, походов, физкультурных и спортивных мероприятий. Во время всех дискуссий классный руководитель выражает свое мнение в тактичной, ненавязчивой форме. Заключительным моментом «часа коллектива» является выражение общественного мнения: принятие согласованного решения, обращения, рекомендаций, пожеланий.
«Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных. Музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он представляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердится. Это позволяет классному руководителю активно влиять на духовный мир детей, на формирование их художественно-эстетических представлений, мировоззренческих убеждений. «Час творчества» лучше всего организовывать тематически: целиком посвящать либо научно-техническому творчеству; либо отчету классного вокально-инструментального ансамбля; либо поэзии; либо выставке рисунков, изделий прикладного характера, коллекций; либо творческим играм. Заблаговременно классный руководитель и дети договариваются о теме «часа», ведут к нему подготовку. В общей его структуре обязательными элементами являются: а) показ умений, поделок, моделей, рисунков – всего самостоятельно сотворенного; б) обсуждение результатов творчества, высказывание оценок, советов, суждений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию навыков, умений, мастерства.
«Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники обсуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности. Перед ними выступают интересные люди, их собственные родители, а сами дети рассказывают о своем отношении к папам и мамам, другим членам семьи, к бытовому труду, к духовному общению в семье. Классному руководителю важно разобраться в том, какие представления о жизни черпают в семье, как соотносят их с теми, которые приобретают в школе, в общественных организациях, из источников массовой информации. Классный час может быть посвящен и проблемам улицы. Детям надо предоставить возможность активно обсуждать свою жизнь во дворе, в неформальной группе. Сколько времени у ребят занимает улица, с кем они дружат, во что играют, какова атмосфера, содержание отношений и общения.
Таким образом, классный руководитель посредством основных форм своей работы с детьми превращается в мозговой политико-синтетический центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного субъекта воспитания.
1.7.Система работы классного руководителя и его основные
направления
Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.
Организационно-педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и форматированию коллектива учащихся, а также совместную работу с пионерским отрядом или комсомольской группой и родителями учащихся.
Эта работа в соответствии с рекомендациями «Примерного содержания воспитания школьников» предусматривает формирование коммунистического мировоззрения и нравственности, трудовой воспитание и профориентацию, воспитание ответственного отношения к учению и учебных умений, правовое, эстетическое и физическое воспитание.
Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов просвещения с организацией практической деятельности школьников. Классный руководитель, как правило, работает с одним и тем же составом учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным годам.
Основные направления классного руководителя это:
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
1.8. Педагогические задачи классного руководителя
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это:
* аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
* конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
* организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
* оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
* коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.
Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Самоуправление обеспечивает развитие в коллективе сложной структуры отношений зависимости и подчинения, богатство ролей и функций каждому воспитаннику, непосредственное участие их в управлении жизнью и деятельностью коллектива, требует от членов коллектива высокого уровня самосознания и саморегуляции своих действий.
Без преувеличения можно сказать, что успех воспитательной работы в школе в целом невозможен без успехов в классных коллективах учащихся. Однако детям без помощи педагогов не под силу так организовать свою жизнь в классе, чтобы она развивала и шлифовала их лучшие гражданские качества. Главные нити всех самоуправленческих процессов в классе должны находиться в руках умелого руководителя. При этом он не диктатор, законодатель, а главный помощник и консультант, обладающий необходимым опытом и знаниями, которых недостает детям.
Самоуправление – это не самоцель, а способ организации детской жизни, когда каждый занимает активную позицию, планирует и действует самостоятельно, испытывает чувство ответственности за правильное решение возникающих в жизни проблем. Это целостная организация жизни и деятельности школьного коллектива, которая проходит в своем развитии ряд последовательных этапов и является результатом кропотливой работы руководителя.
Какие функции выполняет ученическое самоуправление:
· обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива;
· стимулирует общественную активность школьников;
· развивает товарищеские взаимоотношения в коллективе;
· приобщает ученический коллектив и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности;
· способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся.
Этапы становления ученического самоуправления.
1 этап: Мечтатели (5-6 классы). Динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от классного руководителя. Учитель назначает ответственных лиц. Позиция классного руководителя – он личным примером формирует у учащихся знания, умения и навыки самоуправленческой деятельности, воспитывает уважение к себе, уважительного отношения к членам коллектива, желание и потребность помочь классному руководителю. Одновременно в процессе коллективных дел идет подготовка учащихся к самоконтролю и к самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функции управления отдельными делами от классного руководителя к учащимся.
На данном этапе в своей работе, как классного руководителя, я уделяю сплочению коллектива класса. Поскольку «люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
Для сплочения класса я применяю игры, тренинги, которые учат умению общаться, чувствовать друг друга, доверять друг другу. Например, игра – разминка «Карандаши»: от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо.
Прошу организовать пары и расположиться друг напротив друга и попытаться удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Необходимо, не выпуская карандаши, двигать руками вверх- вниз, вперед – назад. Затем встаем в свободный круг, карандаши зажимаем между подушечками указательных пальцев соседей. И стараемся выполнить задание:
· Поднять руки, опустить, вернуться в исходное положение;
· Вытянуть руки вперед, отвести назад;
· Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
· Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Присесть, встать.
2 этап: Исполнители (7-9 классы). Заинтересованность учащихся в делах коллектива, стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей. Инициатива самоуправленческой деятельности исходит не только от классного руководителя, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности полностью возглавляются учащимся. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Задача классного руководителя – развить у учащихся потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценке и самоанализе. На данном этапе можно применить упражнение«Самолетик»:
делимся на пары, беремся за руки, таким образом, чтобы у одного была свободна левая рука, а у другого - правая. Прошу сложить самолетик, не переговариваясь друг с другом. Можно общаться мимикой, взглядами. Данное упражнение направлено на то, чтобы участники умели координировать совместные действия, устанавливать контакт с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом.
3этап: Созидатели (10-11 классы). Происходит коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников – организаторская. Основой ученического самоуправления является общественное мнение, как метод педагогического стимулирования, который побуждает на общественно - полезную, творческую, активную деятельность.
На данном этапе можно применить упражнение «На пальцах»: доброволец ложится спиной на парту, вокруг него встают 8-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук. По команде они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа на пальцах своих одноклассников.
Данное упражнение способствует повышению уровня взаимного доверия участников и ярко демонстрирует, как внешне трудно выполнимая задача легко выполняется с минимумом усилий, достаточно лишь четко скоординировать усилия многих людей.
В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязывать своё мнение.
В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни.
Таким образом, решающая роль должна принадлежать взрослым, пожалуй, в одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классных руководителей с классным коллективом поможет вывести коллектив школы на высокий уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.
Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой
целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные
органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной
зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и
обязанностях.
Развитие личности в ученических коллективах.
Коллектив может оказывать двойственное, как “положительное”, так и “отрицательное” влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, при наделении его, слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усилить его положительное и уменьшить возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.
Для того, чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, знаниями, умениями, многими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив
В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу - конформизм; 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях - гармония; 3) личность подчиняет себе коллектив - нонконформизм.
Идеал взаимоотношений - гармонизация
личности и коллектива.
Роль классного руководителя в формировании коллектива.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением
учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу
и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не
командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое
воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При
отрицательном воздействии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые надо решить, ставили сами
ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и
понятные каждому члену коллектива.
2. Коллектив - динамичная система, он постоянно изменяется, развивается,
крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться
неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его
развития, педагог постепенно меняет тактику управления, развивает демократию,
самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива
вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель
добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в
этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и
сотрудничество с другими коллективами, поддерживает тесную и постоянную связь с
семьей.
4. Показатель правильного руководства - наличие в коллективе общего мнения по
всем вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт
товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию
общественного поведения.
5. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных
отношений - неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если
постоянные и временные поручения не способствуют их интересам или возможностям,
то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Вот почему в
разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей
коллектива, но и от возможностей и интересов самих учащихся. Тогда положение
каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
6. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение
учащиеся занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе.
7. Положение ученика в коллективе зависит не только от особенностей самого
школьника, но и от норм и стандартов приятых в коллективе отношений. Один и тот
же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом
- в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут
получить более высокий статус.
8. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера
деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в
силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая
свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении
характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в
новые отношения.
Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии
разумного управления им со стороны воспитателя. Эффективное управление
коллективом возможно при условии глубокой теоретической вооруженности
воспитателей в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на
самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и
личности. Важное значение в управлении имеет также объединение усилий взрослых
в руководстве детскими коллективами.
Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и
постоянного изучения характера отношений, их динамики. Эта сторона деятельности
учителей незаметна. Не менее важным условием такого влияния следует считать
искренность в отношениях с детьми, заинтересованность в их судьбах, стремление
помочь им стать лучше.
Успех учителей в руководстве школьными коллективами во многом зависит и от
овладения учителями конкретными приемами руководства коллективами, постоянное
их совершенствование.
Этапы работы с ученическим коллективом.
Важно постепенно формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.
Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии
формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический
контроль. Предъявил определенные требования — проверь, как они выполняются
учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки — таково
общее правило в работе воспитателя с коллективом на первой стадии его
развития.
Но уже на первом этапе жизни коллектива важно сочетать педагогический контроль
с общественным контролем, т. е. поручать проверку выполнения отдельных
требований активистам. От общественного контроля можно постепенно идти к
взаимоконтролю. Такова общая линия развития системы контроля в работе с
коллективом.
Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические
требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во
внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному
поведению.
На второй стадии у воспитателя появляются помощники, единомышленники,
формируется ядро коллектива, его актив. Огромное значение приобретает
организация общей деятельности коллектива. В процессе разнообразных дел к
активистам начинают присоединяться другие дети. Их увлекают общие интересные
дела. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его.
Процесс превращения ученика в активиста идет постепенно. Сначала учитель
вовлекает его в различные формы контроля за трудом и поведением других.
Известно, что дети любят быть контролерами, но даже это привлекательное для
учащихся поручение выполняется ими не всегда регулярно и аккуратно, потому что
для ученика-активиста его новое положение связано с ростом сознания.
Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над
собой. А для этого необходимы определенные условия и время. Поэтому, если ученик
не сразу справляется со всеми функциями, учитель, имея в виду отмеченную нами
особенность, не отступает от своего решения, а помогает ученику справиться с
поручением.
В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если
раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие
признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые
качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей:
общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Идет развитие мотивов
поведения от интереса, который был основным стимулом на первой стадии, к
общественному долгу и чести коллектива. В связи с ростом и развитием коллектива
меняется и позиция воспитателя. Его требования чаще высказываются в форме совета,
просьбы, рекомендации. Возрастает значение общественного контроля.
На этой стадии большое значение приобретает принцип параллельного действия.
Суть его состоит в том, что педагог воздействует на отдельных учащихся через
коллектив и его органы. В данном случае учитель воздействует на ученика через
актив и коллектив в целом.
В школе этот принцип может быть также широко использован. Заметив неряшливость
в поведении учеников, беспорядок в классе, учитель предлагает привести класс в
рабочее состояние. Наиболее сознательная и активная часть класса призывает
провинившихся навести порядок в классе.
Большое значение имеет также смена функций контроля и подчинения между членами
коллектива. Она достигается при помощи периодической смены поручений, чтобы
один ученик выступал то в роли контролера, то в роли организатора и исполнителя
поручений.
На третьей стадии развития коллектива позиция учителя претерпевает дальнейшие
изменения. Она становится очень подвижной. Учитель меньше контролирует и чаще
направляет деятельность коллектива. На этой стадии открываются большие
возможности для нравственного просвещения учащихся.
Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию. Почва для бесед,
лекции, диспутов подготовлена, их учащиеся примут с энтузиазмом, сила
воздействия этих методов возрастает. На третьей стадии особенно большое
значение приобретает налаживание дружеских отношений между воспитанниками. Во
многом характер этих отношений зависит от отношения педагога к детям. Когда
коллектив достигает высокого уровня развития, важно, чтобы отношение педагога к
детям больше, чем ранее, было дружеским, сердечным. Тогда учитель будет знать,
чем живут воспитанники, каково их душевное состояние. Вот он замечает, что один
из его воспитанников стал очень обидчивым. Оказалось, что у него дома
неблагополучно. Как быть? Только ли предъявить требование или проявить по
отношению к нему определенную заботу, внимание, чуткость? Видимо, в данном
случае и коллектив должен позаботиться о своем товарище.
А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.