Основы автоматических систем технологических процессов

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Осн.автом. ТП- 48.docx

           

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ЦК ПП

протокол №______

от «____»__________201_г.

Председатель ЦК ПП

_____________Акопян И.Р.

«_____»__________ 201_ г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель  директора по ТО

_____________Лешкова О.В. «______»____________201_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП.04. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

для подготовки квалифицированных рабочих и служащих

основной профессиональной образовательной программы

15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. «Основы автоматизации технологических процессов» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 и на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.

 

 

 

 

 

Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области Полярнозоринский энергетический колледж.

 

 

Разработчик:       преподаватель Ковтун Оксана Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы автоматизации технологических процессов»

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы автоматизации технологических процессов» относится к общепрофессиональному циклу.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·         производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

·         использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса; 

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·         основы техники измерений;

·         классификацию средств измерений;

·         контрольно-измерительные приборы;

·         основные сведения об автоматических системах регулирования;

·         общие сведения об автоматических системах управления

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.

ПК 1.2. Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.

ПК 1.3. Производить слесарно-сборочные работы.

ПК 1.4. Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.

ПК 2.1. Выполнять пайку различными припоями.

ПК 2.2. Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.

ПК 2.3. Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.

ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.

ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.

ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  72 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;

- самостоятельной работы студента 24 часов.

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

     практические занятия

12

     контрольные работы

1

     дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

 

-          работа с  конспектами, учебной, дополнительной и справочной литературой при подготовке к занятиям

-          оформление отчетов о выполнении заданий на практических занятиях

-          поиск и оформление информации по индивидуальным заданиям

-          выполнение письменных заданий

подготовка к контрольной работе и дифференцированному зачету

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы автоматизации технологических процессов»

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

 

Раздел 1. Автоматизация производства

26

 

Тема 1.1

Общие сведения

о системах автоматики.

 

Содержание учебного материала

11

 

1. Содержание предмета «Основы автоматизации производства», требования к знаниям и умениям, организация контроля.

2. Понятие об автоматизации.

3. Производственные и технологические процессы.

4. Управление технологическими и производственными процессами.

5. Уровни автоматизации производственных процессов. Основные направления развития.

6. Автоматический контроль, регулирование и управление. 

7. Понятие об объектах управления, управляющих устройствах и управляющих воздействиях.

8.Понятие об объектах управления, управляющих устройствах и управляющих воздействиях.

9. Виды систем управления.

10.Элементы систем автоматического управления.

11. Классификация основных средств автоматизации

 

 

 

 

 

 

2

 

12,13. Практическое занятие.  Знакомство со структурными схемами систем управления

 

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной, дополнительной и справочной литературой при подготовке к занятиям

Оформление отчетов по практическим занятиям

Выполнение индивидуальных заданий по поиску информации в сети Интернет

Подготовка к контрольной работе

8

Тема 1.2

Элементы автоматики

и устройства связи с объектом управления

Содержание учебного материала

8

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Первичные преобразователи (датчики).

15. Назначение, классификация по виду входных величин.

16. Основные принципы работы, возможности использования для предоставления информации

17. Контрольно – измерительные приборы

18. Усилители, стабилизаторы, переключающие устройства.

19.Назначение, виды, общее устройство.

20. Исполнительные устройства и механизмы

21. Логические элементы. Счетно – решающие устройства

 

Практическое занятие: 

22. Определение показаний контрольно-измерительных приборов

23. Управление электродвигателем.

24. Знакомство  со схемами управления на логических элементах

25. Использование элементов автоматики в сварочных автоматах и полуавтоматах

4

26. Контрольная работа:  «Системы автоматики и их элементы»

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной, дополнительной и справочной литературой при подготовке к  занятиям

Оформление отчетов по практическим занятиям

Выполнение  письменных домашних заданий по описанию элементов автоматики

Подготовка к контрольной работе

8

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 1:

1.Процесс.

2.Управление.

3.Сигналы.

4.Исполнительные механизмы, 5.Датчики.

Форма отчетности: рефераты, оформленные согласно предъявленным требованиям, доклады.

 

 

 

Тема 2.1 Применение ЭВТ     в автоматизации производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2  Управление автоматизированными системами

22

 

 

 

 

2

Содержание учебного материала

16

 

27.Микропроцессоры и ЭВМ в системах управления.

28.Общий состав и структура ЭВМ.

29. Технические средства реализации информационных процессов. 

30. Функциональные блоки, устройства сопряжения ЭВМ с объектом управления.

31.Программные средства реализации информационных процессов.

32.Технология автоматизированной обработки информации.

33.Алгоритмы, программы, языки программирования.

34.Алгоритмы, программы, языки программирования.

35.Сети ЭВМ.

36.Система компьютерной иерархии

37.Локальные и глобальные сети.

38.Локальные и глобальные сети

39.Системы числового программного управления.

40.Системы числового программного управления

41.Автоматизированные рабочие места

42. Выбор средств автоматизации.

 

Практические занятия

43. Знакомство со структурой типичной ЭВМ

44. Описание назначения основных функциональных блоков

45. Знакомство с программированием

46. Знакомство с управлением сварочным автоматом

47. Знакомство с устройством сварочного робота

5

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной, дополнительной и справочной литературой при подготовке к занятиям

Оформление отчетов по практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к защите

 Выполнение индивидуальных заданий по поиску и оформлению информации об использовании ЭВТ в сварочном производстве

Подготовка к  дифференцированному зачету 

8

48. Дифференцированный зачет

1

 

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 2:

1. Линейные процессы

2. Микропроцессорные управляющие устройства

3.Сопряжение ЭВМ с объектомуправления

Форма отчетности:

рефераты, оформленные согласно предъявленным требованиям, доклады.

 

 

Итого

72

 

 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета-лаборатории «Основы автоматизации технологических процессов».

Оборудование кабинета:

-рабочее место преподавателя;

-посадочные места по количеству обучающихся;

-стулья;

-доска классная;

-комплект учебно-наглядных пособий «Основы автоматизации технологических процессов».

 

Технические средства обучения:

-   компьютер с лицензионным программным обеспечением, обучающие видеофильмы по профилю сварочное производство.

Часть практических занятий рекомендуется проводить в компьютерном классе с выдачей индивидуальных заданий после изучения типовой задачи

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

     1.  Шандров, Б.В. «Автоматизация производства» [Текст]: учеб. для

 НПО. / Б.В. Шандров. – М.: ПрофОбрИздат, 2019. – 256 с.

2   Пантелеев, В.Н., Прошин, В.М. Основы автоматизации производства.[Текст]: учеб. для НПО/ В.Н. Пантелеев., В.М. Прошин. – М.: Академия, 2018. – 128с.

3. Павлючков, С.А. Автоматизация производства (металлообработка): рабочая тетрадь: учеб. пособие для НПО / С.А. Павлючков. – М.: Академия,  2019. – 96 с.

Дополнительные источники:

1.Виноградов, В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник для нач. проф. образования/ В.С. Виноградов. – 4-е изд. , стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с.

Интернет-ресурсы

 

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно-практических занятий, выполнения  обучающимися индивидуальных заданий,    а также выполнения  контрольных работ.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

 

производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;   

Оценка результатов расчетно-практической работы, лабораторной работы на определение умений  подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации.

 

Знать:

 

основы техники измерений;

классификацию средств измерений;

контрольно-измерительные приборы;

основные сведения об автоматических системах регулирования;

общие сведения об автоматических системах управления

Оценка результата контрольной работы на определение знаний технических параметров, характеристик и особенностей различных видов электрических машин.

 

Итоговая оценка за дифференцированный зачет