Основы грамоты Путешествие на воздушном лайнере. Звуки [л], [л’]. Буква Л

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове. Различать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки.
Иконка файла материала 27. Звуки [л], [л’]. Буква Л.docx

Основы грамоты

 

27. Тема: Путешествие на воздушном лайнере.

Звуки [л], [л’]. Буква Л

Школа/ ДО:

СШ№ 9

Дата:

Ф.И.О. педагога: Усибалиева Э.Т.

Класс/группа предшкольной подготовки

Количество присутствующих:

 

отсутствующих:

 

Цели ОУД

0.1.1.1 Воспринимать на слух звуки, выделять их из потока речи и произносить вне слова.

0.2.1.2 Узнавать графический образ буквы.

0.3.3.1 Ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и

межстрочное пространство, печатать в рабочей тетради в клетку/широкую линейку, писать элементы букв.

Предполагаемый

результат

Все дети смогут:

Делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове.

Различать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки.

Большинство детей смогут:

 Читать схемы слов, предложений.

Ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство, писать элементы букв.

Соотносить звук и букву, обозначать звук буквой, используя печатание.

Выкладывать из подручного материала образ буквы.

Некоторые дети смогут:

Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие), правильно произносить их.

Соотносить образ буквы с реальными предметами, фигурами и т.д.

Языковая цель

Развитие навыков:

Делать выводы, отвечать на вопросы.

Полиязычие: саяхат – путешествие– trip.

Основные термины и словосочетания:

слово, звук, слоги, согласные твердые и мягкие, ударение, схема слов.

Вопросы для обсуждения

Что такое лайнер?

Чем похожи и чем различаются звуки [л], [л’]?

Материал

прошедших занятий

Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении,

схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и

согласные звуки, глухие и звонкие, ударные и безударные гласные, звуковые

схемы.

План

Планируемое

время

Планируемая деятельность

Ресурсы

I. Создание

положительного

эмоционального

настроя

0-2 мин

 

 

II. Актуализация

жизненного

опыта.

Целеполагание

3-5 мин

Найдите в слове мягкий согласный звук:

Шасси, стюардесса, путь, гудит, кабина, низко, место,  пилот, небо.  О каком транспорте вам напомнили эти слова? (воздушном)

Куаныш и Айсулу принесли нам модель лайнера. Лайнер – это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния. Кто управляет лайнером? (летчик).

Какой первый звук в слове лайнер? А в слове летчик? ([л’])

Сегодня мы будем путешествовать на лайнере, поговорим о

звуках [л], [л’] и познакомимся с буквой этих звуков.

Артикуляционная гимнастика

«Почистить верхние зубы».  «Индюк» (бл-бл-бл).«Лошадка».

 

 

 

 

 

 

Модель (игрушка)

лайнера

 

III. Работа по

теме занятия

6-25 мин

Мы летим высоко в небе за облаками. Покажите, как гудит

лайнер. (Дети произносят звук [л] хором.)

Анализ артикуляции звука [л].

Произнесите звук [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты, кончик языка при-

жат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между

ними и коренными зубами остаются щели, через которые

проходит воздушная струя.

Поставьте тыльную сторону ладошки на горлышко. Голос

работает.

Расскажите, какой звук [л]. (согласный, твердый, звонкий).

Какой фишкой будем обозначать звук [л]? (синей фишкой со

звоночком).

Педагог выставляет на доске картинку с изображением маленького самолетика.

Маленький самолетик гудит: ль-ль-ль.

Дети хором произносят звук [л’].

Расскажите, как правильно произнести звук [л’] (по схеме

артикуляции звуков)

Дайте характеристику звуку [л’]. (согласный, мягкий, звон-

кий). Фишка? (зеленая со звоночком).

Дифференциация звуков [л], [л’].

Игра «Сигнальщики».

Посигнальте «лайнеру» и «самолетику».

Изолированно: л, м, н, ль, с, л’…

В слогах: ла, ли, лу, аль, ол…

В словах: луна, летчик, руль, шлем, пилот…

Повторение слоговых рядов.

Ла-ла-ля-ля сла-сля-сла-сля

Лю-лю-лу-лу пле-пло-пле-пло

Работа в азбуке-тетради.

Рассмотрите картинки, определите, какой звук ([л] или [л’])

есть в названии предмета. Закрасьте кружочек в соответствующий цвет.  Мы летим дальше. Над нами Луна. А под нами лес. Где схема слова «луна»? А где схема слова «лес»?

Звуко-слоговой анализ слова «луна» и «лес» по алгоритму.

Динамическая пауза «Самолеты».

Самолеты загудели. (вращают кулачками («моторчик»).

(Произносят громко [л], тихо [л’])

Самолеты полетели. (машут «крыльями»)

На поляну тихо сели. (Присели)

Да и снова полетели. (Снова гудят).

У звуков [л], [л’] есть своя буква. Буква Л.

(Педагог выставляет на доске букву Л.)

Из каких элементов состоит буква Л?

На что похожа буква Л?

Клоун с бантом стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву Л.

(Г. Ванюхина)

Из чего можно сделать букву Л? (веточки, пластилин, спич-

ки, палочки). Выложите букву Л из счетных палочек.

Покажите пальчиками рук букву Л.

Заштрихуйте букву Л.

Нарисуйте букву Л рукой в воздухе.

Соедините точки синим карандашом.

Пальчиковая гимнастика.

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,

Над морями и лесами,

Над горами и полями,

Облечу весь шар земной.

А потом вернусь домой.

Написание элементов букв в тетради.

Педагог показывает на доске, дети прописывают пальчиком

в воздухе, на парте, а затем в тетради.

 

 

 

Зеркала, схема

анализа артикуляции звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинка маленького самолета.

 

 

 

Флажки с симво-

ликой твердого и

мягкого звонких

согласных.

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буква Л.

 

 

 

 

 

 

 

Счетные палочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь,

простые карандаши.

IV. Итог занятия.

Рефлексия

27-30 мин

Вот и закончилось наше путешествие на воздушном лай-

нере. С какими звуками мы познакомились? Какой буквой

обозначаются звуки [л], [л’].

Оцените свою работу.

(И) Предложите оценить свою работу. Нарисовать улыбку

смайлику.

Линия дугой вниз – ничего не понял.

Прямая линия – понял, но не могу объяснить.

Улыбка – все понял, могу объяснить маме. Объясните свой

выбор