Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии им. Я.А. Коменского,
Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Лауреат премии им. К.Д. Ушинского,
Заслуженный деятель науки РФ
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)
2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И
К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ
Сегодня мы уже совершенно точно можем сказать: причинами перехода к проблемно-модульной технологии обучения является, причём, порой, в первую очередь, традиционная для современной российской общеобразовательной школы организация учебно-познавательного, воспитывающего, развивающего процесса, которая страдает двумя недостатками: многопредметность, добавим, излишняя многопредметность; частотность учебных предметов. На изучение некоторых отведено всего не более 1 часа в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным.
Проблемно-модульная организация учебно-познавательного, воспитывающего, развивающего процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока. Особенно в старших классах, где разнообразие деятельности должно быть эффективно. Деля комбинированный урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, учитель част не успевает формировать необходимые умения и навыки, компетенции - ему приходится думать не о развитии способностей обучающихся, а о прохождении программы с их помощью. Поэтому мы предлагаем считать временной единицей учебно-познавательного, воспитывающего, познавательного процесса не комбинированный урок, а учебный цикл, включающий в себя определённое количество занятий (в других терминах этот цикл и называют модулем).
Отметим: признаками обновления педагогического процесса при проблемно-модульной технологии обучения являются следующие:
1. Педагогический процесс направляется на достижение целей, которые становятся/должны быть диагностичными.
2. В процессе протекания и затраты ресурсов здоровья, цели участников педагогического процесса должны быть согласованы. Несбалансированность этих факторов приводит к перегрузке обучающихся и педагога.
3. Постановка самой учебно-познавательной деятельности ставится во главу угла всего учебно-воспитательного, развивающего процесса. Без неё не может быть осуществлено формирование личности ученика и развитие его способностей.
4. Существует возможность освоения элементов деятельности каждым профессионально подготовленным учителем.
При создании схемы проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, нужно учитывать, что она:
1. Должна быть гибкой. Гибкость является ведущей стержневой характеристикой проблемно-модульной технологии обучения;
2. Должна быть простой. Не понимая смысла своей деятельности, ни педагог, ни ученик не смогут накопить на основе этой деятельности никакого познавательного опыта;
3. Должна быть чёткой.
4. Должна быть адаптивно-развивающей.
Говоря об элементах модернизации, необходимо указать, что нецелесообразно полностью и резко переходить на новую технологию обучения. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление. Для достижения наиболее эффективного результата следует стремиться к созданию полифонической дидактической системы, позволяющей выходить на новый качественный уровень решения педагогических задач.
Так в чем же суть проблемно-модульной организации учебно-познавательного, воспитывающего и развивающего процесса?
Проблемный модуль имеет свою структуру, функции, свойства и способы жизнедеятельности (способ и результат функционирования). Поэтому различают несколько типов проблемных модулей:
1. Познавательные.
2. Операционные.
3. Смешанные.
Эта классификация проблемных модулей опирается на цели, которые стоят перед обучающимися при овладении таким модулем. При этом проблемные модули могут быть поливалентными, т.е. такими, которые служат базой для двух или более следующих за ними модулей, или моновалентными – основой для одного очередного проблемного модуля.
Чтобы построить проблемно-модульную программу учебно-познавательного, воспитательного и развивающего курса, необходимо двигаться в познании от общего к частному. Процесс конструирования программного содержания проблемного модуля идёт по следующему алгоритму:
1. Обобщённое представление о законах развития какой-либо системы.
2. Систематизация, конкретизация и углубление представления о функционировании данной системы в конкретных её проявлениях (законах, явлениях, понятиях).
3. Проектирование деятельности учащихся по отработке этих конкретных представлений.
Содержание обучения по проблемно-модульной педагогической технологии обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность проблемно-модульной конструкции - наличие целевого плана действий.
Каким образом проблемный модуль обучения организован изнутри? Логическая связь в проблемно-модульной учебно-познавательной, воспитывающей и развивающей программе выстраивается в соответствии с закономерностями усвоения нового знания, например: формулировка закона, закономерности, правила; в чём проявляется взаимосвязь?; алгоритмическое предписание.
Путь к новому качеству современного отечественного образования в некотором отношении открыла проблемно-модульная педагогическая технология и подходы к обучению, которые призваны реагировать на складывающиеся ситуации на рынке труда и индивидуализировать образовательные программы с учётом интересов и способностей обучающихся в сочетании с объективной оценкой их учебно-познавательной деятельности. Интеграция в педагогической технологии проблемно-модульного обучения факторов сжатия учебной информации, модульности и проблемности призвана обеспечивать не только эрудицию, но и готовность решать задачи со знанием дела - необходимое качество достижения учебно-познавательной компетентности. Признанным достоинством новой педагогической технологии обучения является оперативный контроль учебной-познавательной деятельности учащихся.
Педагогическая технология проблемно-модульного обучения появилась как альтернатива сообщающей, повествующей монологической педагогической практике, не стимулирующей мыслительную активность обучающегося, обрекающую его на пассивное восприятие учебного материала и бездумное запоминание. Суть проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, заключается в умении научно-методологически и прогностически мыслить, понимать последующие профессиональные действия.
Литература:
1. Гареев В.М. и др. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. – 1987. - № 8.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, 1996.
3. Ильина И.В. Компетентностно-ориентированная технология организации самостоятельной работы студентов в деятельности профессорско-преподавательского состава вуза // Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения : сб. материалов всеросс. науч. конф., Москва, 10–11 ноября 2009г. / под. ред. В.Л. Панкова. - М.: МИРЭА, 2010. С. 110–117.
4. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: учеб.-методическое пособ. - Мн.: РИВШ БГУ, 2001.
5. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. – М.: Курс, 2012.
6. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
7. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
8. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
9. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
10. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
11. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
12. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
13. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
14. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
15. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
16. Соколков Е.А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук. – Новосибирск, 1999.
17. Соколков Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. – Новосибирск, 2004.
18. Соколков Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения: теория и практика: монография. – М.: Логос, 2012.
19. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.
20. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.
21. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – М., 1990. – 48 с.
22. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. – 1981. - № 28. – С. 12 – 14.
23. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.
24. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: «Швиеса», 1989. – 271 с.
25. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.