Предмет и метод статистической науки
Статистическое наблюдение
Сводка и группировка статистических данных
Понятие о статистической таблице
Графические изображения в статистике
Абсолютные и относительные величиныСредние величины, показатели вариации
Индексы
Ряды динамики
Измерения связи
Основы выборочного наблюдения
Классификация статистического наблюдения
Признак классификации | Виды наблюдений | Разновидности |
1. По форме | 1.1. Отчетность | По длительности (периодическая, годовая) |
1.2. Специально организованное | – | |
2. По охвату единиц совокупности | 2.1. Сплошное | |
2.2. Несплошнное | Обследование основного массива | |
3. По фактору времени | 3.1. Непрерывное | – |
3.2. Прерывное | Единовременное | |
4. По способу учета факторов | 4.1. Непосредственный учет | – |
4.2. Документальный учет | ||
4.3. Опрос | Экспедиционный |
Этапы программы статистической сводки
Определение порядка формирования групп
Разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта вцелом
Выбор группировочных признаков
Разработка макетов статистических таблиц для предоставления результатов сводки
Типологические группировки задача – выявление социально-экономических типов или однородных в существенном отношении групп.
№ п/п | Социально-экономические типы | Мужчины | Женщины | ||
1980 | 1992 | 1980 | 1992 | ||
1. | Работники | – | |||
2. | Крестьяне | ||||
3. | Служащие |
Структурные группировки
задача – изучение состава отдельных типических групп при помощи объединения единиц совокупности, близких друг к другу по величине группировочного признака.
№ п/п | Количество посадочных мест | Количество столов | Число занятых | Товарооборот на 1 место |
1. | до 25 | – | ||
2. | 16 – 50 | |||
3. | 51 – 70 | |||
4. | 71 – 100 |
Аналитические группировкизадача – выявления влияния одних признаков на другие ( выявить связь между социально-экономическими явлениями).
№ п/п | Группы магазинов по числу рабочих мест | Число магазинов | Товарооборот | |
на 1 работника | на 1 раб. место | |||
1. | до 5 | 100 | 12,0 | 13,0 |
2. | 6 – 10 | 50 | 14,0 | 16,0 |
3. | 11 – 15 | 10 | 15,0 | 17,0 |
4. | 16 – 20 | 4 | 30,0 | 39,0 |
5. | 21 – 25 | 2 | 31,0 | 42,0 |
Комбинационные группировки
В них производится разделение совокупности на группы по двум или более признакам. При этом группы, образованные по одному признаку, разбиваются на подгруппы по другому признаку.
№ п/п | Группы предприятий по объему основных фондов | Оплата труда в рублях | Пол | Количество единиц |
1. | до 200 | 100 – 120 | М | – |
Ж | ||||
120 – 140 | М | |||
Ж | ||||
140 – 160 | М | |||
Ж | ||||
2. | 200 – 400 | 100 – 120 | М | |
Ж | ||||
120 – 140 | М | |||
Ж | ||||
140 – 160 | М | |||
Ж |
Группировка предприятий торговли в 2007 году (цифры условные)
Группы предприятий | Количество предприятий | |
всего | % к итогу | |
Магазины | 827 | 49,3 |
Предприятия мелкорозничной сети | 366 | 21,8 |
Рынки | 16 | 1 |
Предприятия оптовой торговли | 150 | 9 |
Предприятия общественного питания | 317 | 18,9 |
Всего | 1676 | 100 |
Пример типологической группировки
Группировка экономически активного населения по уровню образования, %
Уровень образования | Работающие по найму | Работающие не по найму | Безработные | Экономически активное население, всего |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Высшее | 17,0 | 9,4 | 10,6 | 16,1 |
Неполное высшее | 1,6 | 1,8 | 3,1 | 1,7 |
Среднеспециальное | 32,1 | 22,6 | 27,3 | 31,1 |
Среднее общее | 31,9 | 36,0 | 37,2 | 32,5 |
Неполное среднее | 14,3 | 22,9 | 19,1 | 15,2 |
Начальное | 3,1 | 7,3 | 2,7 | 3,4 |
Итого | 100 |
Пример структурной группировки
Качество продукции и продолжительность договорных отношений поставщиков с торговыми предприятиями
Продолжительность связей торговых предприятий с поставщиками, лет | Число поставщиков | Доля нестандартной и бракованной продукции, % | |
Абсолютная величина | % к итогу | ||
А | 1 | 2 | 3 |
До 1 года | 8 | 16 | 11,2 |
1-5 | 18 | 36 | 9,1 |
5-10 | 14 | 28 | 5,8 |
Свыше 10 | 10 | 20 | 2,4 |
Итого | 50 | 100,0 | 7,17 |
Пример аналитической группировки
Распределение студентов 1-го курса кооперативного колледжа
Группы студентов по форме обучения | Группы студентов по факультету | Число студентов | В том числе | |
женщин | мужчин | |||
Очное отделение | Товароведный | 110 | 87 | 23 |
Технологический | 90 | 61 | 29 | |
Экономический | 100 | 73 | 27 | |
Итого | 300 | 221 | 79 | |
Заочное отделение | Товароведный | 31 | 27 | 4 |
Технологический | 35 | 23 | 12 | |
Экономический | 26 | 19 | 7 | |
Итого | 92 | 69 | 23 | |
Вечернее отделение | Товароведный | 50 | 41 | 9 |
Технологический | 40 | 33 | 7 | |
Экономический | 60 | 39 | 21 | |
Итого | 150 | 113 | 37 | |
Всего | 542 | 403 | 139 |
Пример комбинационной группировки
Группировка торговых предприятий двух районов по торговой площади.
Первый район | Второй район | ||
Торговая площадь, м2 | Число торговых предприятий, % от их общего количества | Торговая площадь, м2 | Число торговых предприятий, % от их общего количества |
10-50 | 18 | 10-100 | 10 |
Итого | 100 | Итого | 100 |
Вторичная группировка торговых предприятий по размеру торговой площади.
| Группы торговых предприятий по торговой площади, м2 |
|
| |
|
| |||
1 | 10-100 | 10 | 30 | 18 + 12 = 30 |
2 | 100-400 | 20 | 47 | 30 + 34 : 2 = 47 |
3 | 400-1000 | 40 | 23 | 34 : 2 + 6 = 23 |
4 | Свыше 1000 | 30 | - | — |
Итого | 100 |
Пример вторичной группировки.Произвести укрупнение интервалов
Группы магазинов по размеру товарооборота за IV квартал, тыс.руб. | Число магазинов | Товарооборот за IV квартал, тыс.руб. |
До 10 | 15 | 93 |
10 — 15 | 8 | 112 |
15 — 20 | 13 | 200 |
20 — 30 | 3 | 68 |
30 — 50 | 9 | 378 |
50 — 60 | 7 | 385 |
60 — 70 | 3 | 180 |
70 — 100 | 8 | 600 |
100 — 200 | 22 | 2400 |
Свыше 200 | 12 | 3744 |
Итого | 100 | 8160 |
Группы магазинов по размеру товарооборота за IV квартал, тыс.руб. | Число магазинов | Товарооборот за IV квартал, тыс.руб. | Товарооборот в среднем на 1 магазин, тыс.руб. |
До 10 | 15 | 93 | 6,2 |
10 — 20 | 21 | 312 | 14,8 |
20 — 50 | 12 | 446 | 37,1 |
50 — 100 | 18 | 1165 | 64,8 |
100 — 200 | 22 | 2400 | 109,0 |
Свыше 200 | 12 | 3744 | 312,0 |
Итого | 100 | 8160 | 81,6 |
Уплотним ряды распределения, образовав шесть групп
Основные показатели деятельности коммерческих банков одного из регионов (цифры условные), тыс. руб.
№ банка | Капитал | Работающие активы | Уставный капитал |
1 | 31070 | 28101 | 3999 |
2 | 29918 | 47647 | 29699 |
3 | 13915 | 6141 | 4466 |
4 | 88889 | 104616 | 3572 |
5 | 36986 | 69624 | 39272 |
6 | 71584 | 236330 | 31765 |
7 | 36359 | 61435 | 8953 |
8 | 11678 | 14777 | 3788 |
9 | 57440 | 191513 | 11560 |
10 | 15419 | 24245 | 5925 |
11 | 53498 | 72019 | 23112 |
12 | 31058 | 50803 | 15256 |
13 | 12235 | 39998 | 3819 |
14 | 15328 | 21883 | 15409 |
15 | 35194 | 76128 | 6074 |
16 | 83 777 | 130651 | 12584 |
17 | 15521 | 51439 | 7254 |
18 | 24982 | 98 693 | 8708 |
19 | 23648 | 71457 | 16999 |
20 min | 10135 | 26064 | 5056 |
21 | 33637 | 128275 | 5808 |
22 | 20426 | 54307 | 8125 |
23 | 14810 | 28193 | 8551 |
24 | 36034 | 65606 | 10389 |
25 | 34459 | 168557 | 10136 |
26 max | 112615 | 298097 | 29273 |
27 | 84305 | 216888 | 34774 |
28 | 90985 | 244121 | 18192 |
29 | 22225 | 43795 | 5017 |
30 | 62276 | 306564 | 20558 |
Группировка малых и средних коммерческих банков одного из регионов по величине уставного капитала.
№ | Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб. | Число банков, ед. | Капитал, тыс. руб. | Работающие активы, тыс. руб. | Уставный капитал, тыс. руб. |
1 | 10135-30631 | 13 | 230240 | 528639 | 122816 |
2 | 30631-51 127 | 8 | 274797 | 648529 | 99 887 |
3 | 51 127-71623 | 4 | 244798 | 806426 | 86995 |
4 | 71623-92119 | 347956 | 696276 | 69122 | |
5 | 92119-112615 | 1 | 112615 | 298097 | 29273 |
Итого | 30 | 1210406 | 2977967 | 408093 |
№ | Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб. | Число банков, | Капитал, % к итогу | Работающие активы, % к итогу | Уставный капитал, % к итогу |
1 | 10135-30631 | 43,4 | 19 | 17,8 | 30,1 |
2 | 30631-51 127 | 26,7 | 22,7 | 21,8 | 24,5 |
3 | 51 127-71623 | 13,3 | 20,2 | 27 | 21,3 |
4 | 71623-92119 | 28,8 | 23,4 | 16,9 | |
5 | 92119-112615 | 3,3 | 9,3 | 10 | 7,2 |
Итого | 100 |
Структурная группировка банков
Группировка малых и средних коммерческих банков одного из регионов по величине уставного капитала.
№ группы | Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб. | Число банков, ед. | Капитал, тыс. руб. | Работающие активы, тыс. руб. | ||
всего | в среднем на один банк | всего | в среднем на один банк | |||
1 | 10135-30631 | 13 | 230240 | 17710,77 | 528639 | 40664,54 |
2 | 30631-51127 | 8 | 274797 | 34349,63 | 648529 | 81066,13 |
3 | 51 127-71623 | 4 | 244798 | 61 199,5 | 806426 | 201606,5 |
4 | 71623-92119 | 347956 | 86989 | 696276 | 174069 | |
5 | 92119-112615 | 1 | 112615 | 298097 | ||
Итого | 30 | 1210406 | — | 1210406 | — | |
В среднем на один банк | — | 40346,87 | — | 99265,57 |
Аналитическая группировка
Название таблицы (общий заголовок)
|
| |||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Нумерация граф
Графы (столбцы, колонки)
Подлежащие
Итоговая строка
Итоговая графа
Сказуемое (гр. 1-10)
Макет составных частей статистической таблицы
Строки подлежащего
* Примечания к таблице
Характеристика выпуска государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в РФ в 2005 г. (цифры условные)
| Объем выпуска, | Доля ГКО, приобретенная сторонними инвесторами | ||
объявленный | реальный | |||
Государственные краткосрочные облигации |
|
|
|
|
простая
| Объем поданных заявок, шт. | Объем выпуска, | Доля ГКО, приобретенная сторонними инвесторами | |
объявленный | реальный | |||
21003 RMFS7 | 40 256 | 90 000 | 37 020 | 21,0 |
Всего | 476 354 | 295 000 | 230 569 | 34,5 |
перечневая
Распределение предприятий, выставивших акциина чековые аукционы РФ в 2005 г., по величине уставного капитала(цифры условные)
№ п.п. | Группа предприятий по величине уставного капитала | Число предприятий | Количество акций, шт. |
1 | 1215 – 2340 | 14 | 7 395 |
Итого | 30 | 28 667 |
Групповая
Группировка предприятий, выставивших акции на чековыеаукционы РФ в 1996 г., по величине уставного капитала и числу занятых(цифры условные)
№ п.п. | Группы предприятий по величине уставного капитала, млн руб. | Группы предприятий по числу занятых, человек | Число предприятий | Количество проданных акций, шт. |
1 | 1235 – 2340 | 14 – 33 | 3 | 1 206 |
Итого по группе | - | 14 | 7 325 | |
2 | 2340 – 3465 | 14 – 33 | 3 | 2 508 |
Итого по группе | - | 4 | 3 402 | |
3 | 3465 – 4590 | 14 – 33 | 1 | 761 |
Итого по группе | - | 4 | 4 085 | |
Итого по подгруппам | 14 – 33 | 7 | 4 475 | |
Всего | 22 | 14 812 |
Комбинационная
Распределение акций среди работников приватизированных предприятий промышленности.
Предприятия | Приобретено акций, всего | В том числе | |||
Приватизированные типа А | Обыкновенные | На льготных условиях | По цене, определенной Госкомимуществом |
При простой разработке сказуемого
Предприятия | Приобретено акций, всего | В том числе | |||
На льготных условиях | По цене, определенной Госкомимуществом | ||||
Привилегированные типа А | Обыкновенные | Привилегированны е типа А | Обыкновенные |
При сложной разработке сказуемого
Классификация статистических графиков по способу построения и содержанию изображаемых данных
Статистические графики по способу построения и задачам изображения
Диаграммы
Статистические карты
Диаграммы сравнения
Диаграммы динамики
Диаграммы взаимосвязи
Диаграммы степени выполнения плана
Картограммы
Картодиаграммы
столбиковые
квадратные
полосовые
круговые
фигурные
фоновые
точечные
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
Виды относительных величин
Относительный показатель динамики
Относительные показатели плана и реализации плана.
Относительный показатель координации
Относительный показатель структуры
Относительный показатель интенсивности
Относительный показатель сравнения
Предельные теоремы теории вероятностей
Закон Больших Чисел устанавливает связь между абстрактными моделями теории вероятностей и основными ее понятиями и средними значениями, полученными при статистической обработке выборки ограниченного объема из генеральной совокупности. P, F(x), M(x), D(x).
ЗБЧ доказывает, что средние выборочные значения при n стремятся к соответствующим значениям генеральной совокупности: hn(A)P, XсрM(X), ср2D(X), F*(X)F(X).
P(Y)M(x)/, P(Y<)1-M(x)/.
Доказательство. Рассмотрим Y и : YY, M(Y)M(Y)
M(Y)=0P(Y<)+P(Y)=P(Y)
M(Y)M(Y)=P(Y).
Лемма позволяет сделать оценку вероятности наступления события по математическому ожиданию этой СВ.
Неравенство Чебышева. Для любой СВ с ограниченными первыми двумя моментами (есть МО и D) и для любого >0:
Доказательство. По лемме Маркова: рассмотрим не отрицательную СВ Y
Y=(X-m)2 M(Y)=M(X-m)2=D(x)
P(|X-m|)=P((X-m)22)=P(Y2)M(Y)/2=D(x)/2.
Требуется только знание дисперсии СВ при любом законе распределения.
Алгебраическая сумма отклонений индивидуальных значений варьирующего признака от средней равна нулю, так как сумма отклонений в одну сторону погашается суммой отклонений в другую сторону, то есть
, потому что
Мода
Где - нижняя граница модального интервала
- величина модального интервала
, , - частоты в модальном, предыдущем и следующим за модальным интервалах соответственно
120 | ||||||
110 | ||||||
100 | ||||||
90 | ||||||
80 | ||||||
70 | ||||||
60 | ||||||
50 | ||||||
40 | ||||||
30 | ||||||
20 | ||||||
10 | ||||||
0 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 |
Жилая площадь, м2
Число
семей
Накопленные частоты
Медиана
№ п/п | Группы семей по размеру жилой площади, на одного человека, м2 | Число семей с данными размерами жилой площади | Накопленное число семей |
1 | 3 – 5 | 10 | |
2 | 5 – 7 | 20 | 30 |
3 | 7 – 9 | 30 | 60 |
4 | 9 – 11 | 40 | 100 |
5 | 11 - 13 | 15 | 115 |
Итого | 115 | - |
Ме
Порядок расчета среднего линейного отклонения следующий:
по значениям признака исчисляется средняя арифметическая:
определяются отклонения каждой варианты xi от средней
рассчитывается сумма абсолютных величин отклонений:
сумма абсолютных величин отклонений делится на число значений:
Порядок расчета среднего линейного отклонения взвешенного следующий:
вычисляется средняя арифметическая взвешенная:
определяются абсолютные отклонения вариант от средней / /;
полученные отклонения умножаются на частоты ;
находится сумма взвешенных отклонений без учета знака:
сумма взвешенных отклонений делится на сумму частот:
Порядок расчета дисперсии простой:
определяют среднюю арифметическую
возводят в квадрат среднюю арифметическую
возводят в квадрат каждую варианту ряда
находим сумму квадратов вариант
делят сумму квадратов вариант на их число, т.е. определяют средний квадрат
определяют разность между средним квадратом признака и квадратом средней
Порядок расчета дисперсии взвешенную:
определяют среднюю арифметическую взвешенную
определяются отклонения вариант от средней
возводят в квадрат отклонение каждой варианты от средней
умножают квадраты отклонений на веса (частоты)
суммируют полученные произведения
полученную сумму делят на сумму весов
Расчет дисперсии и среднего квадратического отклонения по индивидуальным данным и в рядах распределения.
дисперсия невзвешенная (простая)
дисперсия взвешенная
среднее квадратическое отклонение невзвешенное
среднее квадратическое отклонение взвешенное
где - величина интервала;
- новые (преобразованные) значения вариант (А – условный ноль, в качестве которого удобно использовать середину интервала, обладающего наибольшей частотой);
- момент второго порядка;
- квадрат момента первого порядка;
Дисперсия, исчисленная способом моментов
Применение VAR для управления рыночным риском
Кривая на рисунке задает распределение вероятностей прибылей и потерь для заданных портфеля и периода поддержания позиций. Заштрихованная светлым область соответствует выбранному доверительному уровню (97,5%) в том смысле, что ее площадь составляет 97,5% от общей площади под кривой. VAR представляет собой величину возможных потерь, отвечающих заданному доверительному уровню.
Динамика означает изменение процессов во времени, поэтому ряд статистических показателей, характеризующий изменение общественных явлений во времени называется динамическим рядом.
Показатели, из которых состоит динамический ряд называются уровнями динамического ряда и обозначаются - y, а период времени, за который они представлены - t.
В теории статистики различают следующие виды динамических рядов:
Моментные ряды динамики. Моментным называется ряд, уровни которого характеризуют размеры социально-экономических явлений по состоянию на определенную дату или определенный момент времени.
Периодические (интервальные) ряды динамики. Периодический ряд - это такой ряд, уровни которого характеризуют размеры общественно-экономических явлений за определенный период (интервал) времени.
Дата | 1.01 | 1.04 | 1.07 | 1.10 | 1.01 |
Год | 2004 г. | 2005 г. | |||
Число работников, чел. | 192 | 190 | 195 | 198 | 200 |
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Объем розничного товарооборота, тыс. руб. | 885,7 | 932,6 | 980,1 | 1028,7 | 1088,4 |
Показатели анализа динамики
В интервальном ряду динамики расчет производится по методу средней арифметической простой:
Для моментного ряда расчет среднего уровня ряда производится по формуле:
Абсолютный прирост (абсолютное изменение) базисный: цепной:
где - уровень сравниваемого периода;
- уровень предшествующего периода;
- уровень базисного периода.
Метод укрупнения интервалов основан на укрупнении периодов времени, к которым относятся уровни ряда динамики (одновременно уменьшается количество интервалов). Средняя, исчисленная по укрупненным интервалам, позволяет выявить направление и характер (ускорение или замедление роста) основной тенденции развития, в то время как слишком малые интервалы между наблюдениями приводят к появлению ненужных деталей в динамике процесса, засоряющих общую тенденцию.
Месяц | Объем выпуска, млн.руб. | Месяц | Объем выпуска, млн.руб. |
Январь | 5,1 | Июль | 5,6 |
Февраль | 5,4 | Август | 5,9 |
Март | 5,2 | Сентябрь | 6,1 |
Апрель | 5,3 | Октябрь | 6,0 |
Май | 5,6 | Ноябрь | 5,9 |
Июнь | 5,8 | Декабрь | 6,2 |
Квартал | Объем производства, млн.руб. | |
в квартал | в среднем в месяц | |
1 | 15,7 | 5,23 |
2 | 16,7 | 5,57 |
3 | 17,6 | 5,87 |
4 | 18,1 | 6,03 |
После укрупнения интервалов
основная тенденция роста
производства стала очевидной:
5,23<5,57<5,87<6,03 млн.руб.
Метод скользящей средней заключается в том, что исчисляется средней уровень из определенного числа (обычно нечетного) первых по счету уровней ряда, затем – из такого же числа уровней, но начиная со второго по счету, далее – начиная с третьего и т.д.
Год | Урожайность, ц/га | Скользящая средняя | |
трехлетняя | пятилетняя | ||
1991 | 15,4 | – | |
1992 | 14,0 | 15,4+14,0+ +17,6)/3 = 15,7 | – |
1993 | 17,6 | 14,0+17,6+ +15,4)/3 = 15,7 | 14,7 |
1994 | 15,4 | 14,6 | 15,1 |
1995 | 10,9 | 15,3 | |
1996 | 17,5 | 14,5 | 15,5 |
1997 | 15,0 | 17,0 | 15,2 |
1998 | 18,5 | 15,9 | 16,0 |
1999 | 14,2 | – | |
2000 | 14,9 | – | |
Итого | 153,4 |
Аналитическое выравнивание ряда динамики используется для того, чтобы дать количественную модель, выражающую основную тенденцию изменения уровней ряда динамики во времени. Общая тенденция развития рассчитывается как функция времени: ŷt = f(t),
y – фактические (эмпирические) уровни ряда;
t – время (порядковый номер периода или момента времени).
t = 0, так что система нормальных уравнений принимает вид:
Отсюда можно выразить коэффициенты регрессии:
Если расчеты выполнены правильно, то y = ŷt.
Динамика производства растительного масла в России за 1992 – 1993гг. по месяцам
Год | Месяц | |||||||||||
1992 | 109,5 | 102,7 | 86,6 | 82,3 | 76,6 | 70,0 | 57,6 | 24,5 | 36,3 | 70,7 | 95,2 | 104,5 |
1993 | 97,6 | 95,5 | 114,2 | 101,3 | 105,6 | 94,6 | 75,2 | 38,6 | 38,9 | 78,7 | 96,5 | 111,0 |
0 | Месяцы 1992г. | Месяцы 1993г. | t |
Производство растительного
масла, тыс.т
– средний уровень для каждого месяца;
– среднемесячный уровень для всего ряда.
Динамика производства растительного масла в России за 1992 – 1993гг. по кварталам
Год | 1992 | 1993 | ||||||
Квартал | I | II | III | IV | I | II | III | IV |
Произведено тыс.т | 298.8 | 228.9 | 118.4 | 270.4 | 307.3 | 301.5 | 152.7 | 286.2 |
y | |||||||||
300 | |||||||||
250 | |||||||||
200 | |||||||||
150 | |||||||||
100 | |||||||||
50 | |||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | t | |
1992г. | 1993г. | ||||||||
Кварталы |
Производство растительного
масла, тыс.т
Применение метода наименьших квадратов для определения параметров линейного тренда дает систему двух линейных уравнений:
решение которой:
t выбирается таким образом, чтобы ∑t = 0. В рядах с нечетным числом членов это выполняется при условии, что для центрального члена ряда t = 0 и вправо t → +1,+2,+3..., а влево: —1, —2, —3...
В этом случае:
Тренд характеризует основную закономерность движения во времени, свободную в основном (но не полностью) от случайных воздействий.
Линейный тренд хорошо отражает тенденцию изменений при действии множества разнообразных факторов, изменяющихся различным образом по разным закономерностям.
Параболическая форма тренда выражает ускоренное или замедленное изменение уровней ряда с постоянным ускорением.
Экспоненциальная форма тренда:
Логарифмический тренд пригоден для отображения тенденции замедляющегося роста уровней при отсутствии предельного возможного значения.
Взаимосвязь между индексами.
Произведение общих цепных индексов дает базисный индекс последнего периода. Пусть мы имеем 3 периода 1997, 1998, 1999.
Эта взаимосвязь имеет место лишь в цепных индексах физического объема (индексах с постоянными весами). В индексах цен, так же и в других индексах с переменными весами, такой взаимосвязи нет.
Отношение последующего базисного индекса к предшествующему равно цепному индексу последующего периода:
Поскольку величина объема продукции равна произведению количества продукции на цену, то индекс физического объема (Iq), умноженный на индекс цен (Ip) дает индекс стоимости продукции в фактических ценах (Iqp):
Индекс изменения средней величины (Iпер) равен произведению индекса в неизменной структуре (Iпост) на индекс, отображающий влияние изменения структуры явления на динамику средней величины (Iстр):
или
Основные формулы исчисления сводных, или общих индексов.
Наименование индекса | Индекс физического объема продукции | Индекс цен | Индекс стоимости продукции (товарооборота) |
Формула расчета индекса | |||
Наименование индекса | Индекс физического объема продукции | Индекс себестоимости продукции | Индекс издержек производства |
Формула расчета индекса | |||
Наименование индекса | Индекс физического объема продукции | Индекс производительности труда по трудовым затратам | Индекс затрат времени на производство продукции |
Формула расчета индекса |
Интегральный коэффициент структурных различий
где , - относительные показатели структуры изучаемых совокупностей в отчетном и базисном периодах соответственно;
n – число структурных составляющих (групп)
Методы изучения связей
Описательные (механические) методы
Аналитические методы
Метод приведения параллельных рядов
Балансовый метод
Метод аналитической группировки
Графический метод
Непараметрические (ранговые) методы
Параметрические методы
Коэффициент совпадения
Коэффициент ассоциации
Коэффициент контингенции
Коэффициент Спирмена
Коэффициент Кендалла
Корреляционный метод
Уравнение функциональной связи
где - расчетное значение результативного признака
- известная функция связи результативного и факторного признаков;
- факторный признак
Модель стохастической связи
где - расчетное значение результативного признака;
- часть результативного признака, сформировавшаяся под воздействием учтенных факторных признаков (одного или множества), находящихся в стохастической связи с признаком;
- часть результативного признака, возникшая вследствие действия неконтролируемых или неучтенных факторов, а также измерения признаков, неизбежно сопровождающегося некоторыми случайными ошибками
Схема проведения корреляционно-регрессионного анализа
Экономическая интерпретация,
формулировка выводов и предложений
Матрица исходных данных
Построение матрицы парных
коэффициентов корреляции
Проверка связей между признаками
на наличие мультиколлинеарности
Отбор факторных признаков
Оценка статистической значимости
уравнения регрессии и коэф.регрессии
Расчет и анализ доп.показателей для
расширения экономической интерпретации
уравнения регрессии
Простая линейная регрессия задается следующей формулой:a0 и a1 – неизвестные параметры регрессии; имеются n наблюдений над переменной x: x1, x2, …, xn; a0 выполняет в уравнении регрессии функцию выравнивания; a1 характеризует наклон прямой к оси ОХ.
Ошибки обнаруживаются через отклонения ûi эмпирических данных от значений регрессии ŷi. Они являются значениями возмущающей переменной u:
i = 1, …, n.
Вычисляем выборочную дисперсию, характеризующую меру разброса опытных данных (xi; yi) вокруг значений регрессии, то есть дисперсию остатков
Геометрическая интерпретация формулы (1) следующая: сумма площадей заштрихованных квадратов должна быть наименьшей
1
Для построения многофакторной модели необходимо произвести отбор факторов по трем стадиям. Анализ факторов без особых ограничений. Сравнительная оценка и отсев части факторов путем анализа парных коэффициентов и индексов корреляции и оценки их значимости. Для этого рассчитываются парные коэффициенты корреляции, измеряющие тесноту связи каждого из факторов — признаков с результативным фактором и между собой.
Y | x1 | x2 | … | xi | … | xm | |
Y | 1 | ry1 | ry2 | ryj | rym | ||
x1 | r1y | 1 | r12 | r1j | r1m | ||
x2 | r2y | r21 | 1 | r2j | r2m | ||
… | 1 | … | |||||
xi | riy | ri1 | ri2 | … | 1 | … | rim |
… | 1 | … | |||||
Xm | rmy | rm2 | … | rmj | … | 1 |
Множественный коэффициент корреляции
где , , - парные линейные коэффициенты корреляции; подстрочные индексы указывают, между какими признаками они исчисляются.
Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменится результат у при изменении фактора х на 1 % от своего номинального значения.
где - коэффициент регрессии при факторе x;
, - средние значения факторного и результативного признаков.
Коэффициенты ассоциации и контингенции
Используются для измерения связи между двумя качественными признаками, состоящими только из двух групп.
Коэффициент ассоциации
Коэффициент контингенции
Коэффициент контингенции всегда меньше коэффициента ассоциации. Связь считается подтвержденной, если или .
Оценка | Неудовлетв. | Положит. | Итого |
Посещали | 86 | 14 | 100 |
Не посещали | 22 | 28 | 50 |
Итого | 108 | 42 | 150 |
. . . . . | Итого | ||
. . . . . | a | b | a + b |
d | c | c + d | |
Итого | a + c | b + d | a + b+ c+ d |
Коэффициент Спирмана (ранговый коэффициент)
Рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент Спирмана может принимать значения от –1 до +1, причем чем ближе значение коэффициента к |1|, тем связь более тесная. Знак коэффициента говорит о направлении связи.
№ п/п | Себестоимостьединицы прод. | Средняя з/п | Ранги | di = Rz - Rf | di2 | |
Rz | Rf | |||||
1. | 68,8 | 168,5 | 3 | 6 | -3 | 9 |
2. | 70,2 | 158,7 | 5 | 1 | 4 | 16 |
3. | 71,4 | 171,7 | 7 | 8 | -1 | 1 |
4. | 78,5 | 183,9 | 10 | 0 | ||
5. | 66,9 | 160,4 | 2 | |||
6. | 69,7 | 165,2 | 4 | 5 | -1 | 1 |
7. | 72,3 | 175,0 | 8 | 9 | ||
8. | 77,5 | 170,4 | 9 | 7 | 2 | 4 |
9. | 65,2 | 162,7 | 1 | 3 | -2 | |
10. | 70,7 | 163,0 | 6 | 4 | 2 | |
Итого | 40 |
Факторный анализ
факторы представляют собой случайные величины с нормальным законом распределения, заданные в стандартной форме;
характерные факторы независимы как между собой, так и по отношению к общим факторам.
Ошибка выборочной доли
Выборочная доля представляет собой отношение числа единиц, обладающих данным признаком или данным его значением ( m ), к общему числу единиц выборочной совокупности ( n )
Ошибка выборочной доли представляет собой расхождение (разность) между долей в выборочной совокупности ( w ) и долей в генеральной совокупности ( p ), возникающее вследствие несплошного характера наблюдения. Величина ошибки выборочной доли определяется как предел отклонения w от p , гарантируемый с заданной вероятностью
Значения гарантийного коэффициента
1,00 | 0,6827 | 1,70 | 0,9109 | 2,40 | 0,9836 |
Значения средней ошибки выборки определяются по формуле
Между дисперсиями в генеральной и выборочной совокупностях существует следующее соотношение:
Если n достаточно велико, то близко к единице и дисперсию в генеральной
совокупности можно заменить на дисперсию в выборке.
Средняя ошибка выборочной доли определяется по формуле
Для показателя доли альтернативного признака (выборочной доли) дисперсия определяется по формуле
При бесповторном отборе численность генеральной совокупности сокращается, поэтому дисперсия
умножается на коэффициент
Формулы расчета средних ошибок выборочной доли для различных способов отбора единиц из генеральной совокупности приведены в таблице.
Метод отбора выборки | Средняя ошибка | |
выборочной доли | выборочной средней | |
Механический и собственно–случайный повторный | ||
Механический и собственно–случайный бесповторный | ||
Серийный при бесповторном отборе серий | ||
Типический при повторном случайном отборе внутри групп | ||
Типический при бесповторном случайном отборе внутри групп |
Формулы расчета средних ошибок выборочной доли
и выборочной средней
Дисперсии в формулах расчета средних ошибок выборочной доли в таблице определяется следующим образом:
– межсерийная дисперсия выборочной доли
– средняя из групповых дисперсий
Предельное значение ошибки выборочной доли определяется по следующей формуле:
Ошибка выборочной средней
Ошибка выборочной средней представляет собой расхождение (разность) между выборочной средней и генеральной средней возникающее вследствие несплошного выборочного характера наблюдения.
Величина ошибки выборочной средней определяется как предел отклонения от гарантируемый с заданной вероятностью:
При повторном отборе средняя ошибка определяется следующим образом:
или
Межсерийная дисперсия выборочных средних и средняя из выборочных дисперсий типических групп вычисляются следующим образом:
Предельная ошибка выражается следующим образом:
Средняя величина количественного признака в генеральной совокупности определяется с учетом предельной ошибки выборочной средней
Объем выборки
Определение необходимого объема выборки n основывается на формулах предельных
ошибок выборочной доли и выборочной средней. Например, для повторного отбора предельные
ошибки равны
отсюда объемы выборок для расчета выборочной доли nw и выборочной средней nx следующие:
Аналогичным образом определяются объемы выборок при различных способах отбора
выборочной совокупности. Для серийного отбора определяется число отобранных серий.
Формулы расчета приведены в таблице.
Формулы расчета объема выборки
|
| |
выборочной доли | выборочной средней | |
| ||
Механический и собственно–случайный бесповторный | ||
| ||
Типический при повторном случайном отборе внутри групп | ||
Типический при бесповторном случайном отборе внутри групп |
Средняя ошибка выборки при многоступенчатом отборе
где , , - средние ошибки выборки на отдельных ступенях отбора;
, - численность выборок на соответствующих ступенях
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.