Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ
Оценка 5

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
ОБЖ
8 кл—9 кл
29.01.2017
Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни считаются одним из главных источников благополучного физического состояния людей. Основы медицинских знаний составляют систему с единством целей, преемственностью и взаимодействием служб, всеобщей доступностью профессиональной помощи. Но оказание первой помощи требует четкие знания и умения. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях, знать способы переноски пострадавшего из мест поражения. Учащиеся должны научиться оказывать первую помощь при кровотечениях и реанимировать при остановки сердца.
Основы мед знаний.docx
Основы мед знаний                                             Учебная     программа по     ОБЖ             Основы   медицинских   знаний   и   здорового   образа   жизни   считаются   одним   из   главных источников благополучного физического состояния  людей. Среди всех жизненных ценностей именно они занимают наиболее важную позицию. Основы медицины включают в себя разные понятия. Так, например, существует определение деятельности, направленной на сохранение, улучшение, обеспечение и укрепление физического состояния разных групп населения. Данные мероприятия характеризуют такое понятие как здравоохранение. Основы медицинских знаний считаются   важнейшим   компонентом   социально­экономической   государственной   политики. Основы   медицинских   знаний   составляют   систему   с   единством   целей,   преемственностью   и взаимодействием   служб,   всеобщей   доступностью   профессиональной   помощи.   Но  оказание первой помощи требует  четкие знания и умения. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях, знать способы переноски пострадавшего из мест поражения. Учащиеся должны научиться оказывать первую помощь  при кровотечениях и реанимировать при остановки   сердца.   Очень   важно,   чтобы   каждый   знал,   что   можно   использовать   на   месте происшествия для оказания первой помощи в зависимости от характера и вида травмы(ушиб, рана, растяжение, перелом, ожог и т.д.) и какие различные специальные или подручные средства нужно применить. Для изучения наиболее важных тем была   составлена программа изучения основ медицинских знаний. В связи с тем, что на обучение бойцов слете время ограничено, программа  теоритических часов совмещена с практическими.  В программу включены наиболее важные  понятия оказания медпомощи. Программа   составлена   так,   чтобы     бойцы   получили   необходимые   знания   о   своевременно оказании ситуациях. экстримальных   медпомощи первой         в                                                  Программа рассчитана на 4 часа  Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:  организация   подготовки   к   действиям   в   условиях   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций ведущих   к   массовым   травмам   (пожары,   промышленные   катастрофы,   наводнения, землетрясения), транспортировка пострадавших. • воспитание  ответственного   отношения   к   окружающей   природной   среде,   к   личному здоровью   как   индивидуальной   и   общественной  ценности,   к   безопасности   личности, общества и государства; • paзвитие  личных   духовных   и   физических   качеств,   обеспечивающих   адекватное поведение   в   различных   опасных   и   чрезвычайных  ситуациях   природного,   техногенного   и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку   к   выполнению   требований,   предъявляемых   к   гражданину   Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; • освоение      знаний:       об       опасных       и       чрезвычайных       ситуациях,  о   влиянии   их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения   защиты   населения  от   чрезвычайных   ситуаций;   об   организации     подготовки населения  к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; • овладение  умениями:   предвидеть   возникновение   опасных   и чрезвычайных ситуаций по   характерным   признакам   их   появления,  также   из   анализа   специальной   информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план   своих   действий   в   конкретной   опасной   ситуации   с   учетом   реальной  обстановки   и своих возможностей. Учащиесядолжны знать и понимать:  ­ основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; ­ о переломах костей  и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Травматический шок и его   профилактика.   Способы   оказания   первой   медицинской   помощи   при   переломах   костей: черепа, грудной клетки, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза.  Знать и понимать способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.  ­   правила   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях   социального,  природного   и техногенного характера;  ­   способы   безопасного   поведения   в   природной   среде:   ориентирование   на   местности,   подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.  Уметь:  ­ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях во время нахождения на Вахте Памяти, в регионах приравненных к боевыми и чрезвычайным территориям ­ оказывать   первую   медицинскую   помощь   при   трвмах ,ожогах,   отморожениях,   ушибах, кровотечениях;  вывихе,   растяжении   связок.   тепловом   и   солнечном   ударе,   поражении электрическим   током.  ­   действовать   при   возникновении   пожара   и   использовать   подручные средства для ликвидации очагов возгорания;  ­ соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;   ­ пользоваться средствами индивидуальной  защиты  в местах нахождения поискового отряда: респиратором, ватно­марлевой повязкой, медицинской    аптечкой) и средствами коллективной защиты; ­ вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;    Во время чрезвычайной ситуации действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», уметь вовремя собрать вещи и быстро выдвинуться в места сбора   дополнительно Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  ­ обеспечения личной безопасности на дорогах, в лесу;  ­  соблюдения   мер   предосторожности   и   правил   поведения   пассажиров   в   общественном транспорте;  ­ пользования приборами и инструментами во время проживания в местах прохождении Вахты Памяти. Программа изучения основ мед. помощи № Наименование разделов, тем         Кол­во часов программы теори я    20мин практик а 5 мин 20  мин 5 мин 20мин 5 мин 20мин 5 мин Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение№7 Приложение№8 Приложение№9 Приложение№10­ 11 1 2 1.Понятие раны. Виды ран. Правила  оказания первой мед. помощи. 2. Кровотечения, знать основную их  характеристику. Правила наложения  жгута 1.Правила перевязки, уметь накладывать круговую, спиральную повязку 2.Знать и уметь накладывать шины при  переломе голени, предплечья. Признаки укуса насекомых . Оказание  ПМП при укусе клеща, змеи  приз 3. 4 1. Понятие ушиба, оказание  первой  помощи при ушибе  2.Ожоги. ПМП при ожогах ,  Переноска больного разными способами, Первая помощь при остановки сердца 1.Первая мед. помощь пострадавшему  при охлаждении организма, тепловом и  солнечном ударе. Потеря сознания 2. Первая помощь при отравлениях  пищевыми продуктами, Первая помощь  утопающему Итоговое занятие  Самостоятельное изучение  темы: Оказание помощи пострадавшим при  стихийных бедствиях Занятия сопровождаюся презентациями, и наглядными  пособиями, мед. материалами. Приложение в конце программы                 Материал для изучения правил оказания первой медицинской помощи                                                         Занятие №1 1. Знать понятие раны. Виды ран. Правила оказания первой помощи при ранах. Раной называется повреждение, которое нарушает целостность кожных покровов, слизистых оболочек,   глубоких   тканей   ,   сопровождается   болью,   кровотечением.   Раны   могут   быть огнестрельными, резаными, рубленными, колотыми, ушибленными, укушенными. Все   раны   первично   инфицированными.   Микробы   попадают   в   рану   вместе   с   ранящим предметом.   Микробы,   попавшие   в   рану,   могут   вызвать   ее   нагноение,   поэтому   мерой профилактики   заражения   ран   является     наиболее   раннее   наложение   на   нее   повязки.   При небольших     ранах   обрабатывают   йодом   или   перекисью   водорода,   вокруг   раны,   затем накладывают стерильную салфетку, а затем бинтуют. 2. Какие виды кровотечений существуют, знать основную их характеристику. Кровотечение ­ это выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов. Кровотечения являются   наиболее   опасным   осложнением   ран.   В   зависимости   от   характера   поврежденных сосудов   различают   их   названия:   1.артериальное   кровотечение,   наиболее   опасно   для   жизни. Признаками   артериального   кровотечения   являются   алая   окраска   крови,   ее   вытекание пульсирующей струей.    2.Венозное кровотечение характеризуется непрерывным вытеканием крови, имеющий более темный цвет.    3.Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мелких сосудов кожи, подкожной клетчатки   и   мышц.   При   капиллярном   кровотечении   кровоточит   вся   поверхность   раны. Паренхиматозное  (внутреннее) кровотечение возникает при повреждении внутренних органов: печени, селезенки, почек, легких ( оно всегда опасно для жизни). При внутреннем кровотечении кровь изливается в ткани, орган или полости. Острая потеря 1­2 литра крови, особенно при тяжелых поражениях может привести к смерти. 3.Знать правила наложения жгута и уметь его накладывать. Наложение     жгута   –   основой   способ   временной   остановки   кровотечения   при   повреждении крупных артериальных сосудов конечностей. Жгут накладывают  выше места кровотечения, ближе к ране, на одежду или мягкую подкладку, чтобы не прищемить кожу. Его накладывают  с такой силой, чтобы остановить кровотечение. Если жгут накладывается не достаточно туго, артериальное кровотечение   усиливается , т.к. сдавливаются только вены. При правильном наложении   жгута   контролируется   отсутствие   пульса   на   сосуде.   Время   наложения   жгута   с указанием даты, часа и минуты отмечают в записке, которую подкладывают под ход жгута так, чтобы   она   была   хорошо   видна.   Жгут   на   конечности   следует   держать   не   более   1.5часа   во избежание ее омертвления. Затем нужно выполнить пальцевое прижатие артерии, медленно ослабить жгут на 5­10 мин, и затем снова наложить его немного выше предыдущего места. В зимнее время жгут накладывают  на полчаса, в  летнее время на час. . Оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях Стихийным   бедствием  называется   чрезвычайная   ситуация,   при   которой   возможны человеческие жертвы и материальные потери. Различают чрезвычайные ситуации природного (ураганы,   землетрясения,   наводнения   и   др.)   и   антропогенного   (взрывы   бомб,   аварии   на предприятиях) происхождения. Внезапно   возникающие   стихийные   бедствия   и   аварии   требуют   срочной   организации медицинской   помощи   пострадавшему   населению.   Большое   значение   имеют   своевременное оказание   первой   медицинской   помощи   непосредственно   на   месте   поражения   (само–   и взаимопомощь) и эвакуация пострадавших из очага в медицинские учреждения. Основным видом поражения при стихийных бедствиях являются травмы, сопровождающиеся опасными   для   жизни   кровотечениями.   Поэтому   сначала   необходимо   принять   меры   по остановке   кровотечений,   а   затем   оказать   пострадавшим   симптоматическую   медицинскую помощь. Содержание   мероприятий   по   оказанию   медицинской   помощи   населению   зависит   от   вида стихийного   бедствия,   аварии.   Так,   при  землетрясениях  это   извлечение   пострадавших   из завалов,   оказание   им   медицинской   помощи   в   зависимости   от   характера   травмы.   При наводнениях  первоочередным мероприятием является извлечение пострадавших из воды, их согревание, стимулирование сердечной и дыхательной деятельности. На   территории,   подвергшейся   воздействию  смерча  или  урагана,   важное   значение   имеет быстрое проведение медицинской сортировки пораженных, оказание помощи в первую очередь наиболее нуждающимся. В очагах  пожаров  прежде всего необходимо погасить на пострадавших горящую одежду, на обожженную поверхность наложить стерильные повязки. В случае поражения людей угарным газом немедленно удалить их из зон интенсивного задымления. При   возникновении  аварии   на   АЭС  необходимо   организовать   проведение   радиационной разведки,   что   позволит   определить   уровни   радиоактивного   заражения   территории. Радиационному контролю должны быть подвергнуты продовольствие, пищевое сырье, вода. Оказание   помощи   пострадавшим.  При   возникновении   очагов   поражения   пострадавшим оказывают следующие виды помощи: • первую медицинскую помощь; • первую врачебную помощь; • квалифицированную и специализированную медицинскую помощь. Первая медицинская помощь оказывается пораженным непосредственно на месте поражения санитарными   дружинами   и   санитарными   постами,   другими   формированиями   МЧС   России, работающими в очаге, а также в порядке само– и взаимопомощи. Основная ее задача – спасение жизни пораженного и предупреждение возможных осложнений. Вынос пораженных к местам погрузки на транспорт осуществляют носильщики спасательных формирований. Первую   врачебную   помощь   пораженным   оказывают   медицинские   отряды,   медицинские подразделения воинских частей и сохранившиеся в очаге учреждения здравоохранения. Все эти формирования   составляют   первый   этап   лечебно­эвакуационного   обеспечения   пораженного населения. Задачи первой врачебной помощи заключаются в поддержании жизнедеятельности организма пораженного, предупреждении осложнений и подготовке его к эвакуации. Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным оказывается в медицинских учреждениях.                                                    Занятие №2 4.Знать правила перевязки. Уметь накладывать круговую, спиральную повязки. Процесс   наложения   повязки   на   рану   называется   перевязкой.   Повязка   представляет   собой перевязочный   материал,   которым   закрывают     рану.   Повязка   состоит   из   двух   частей: внутренней,  которая соприкасается с раной и  наружной, которая закрепляет и удерживает повязку   на   ране.   Внутренняя   повязка   должна   быть   стерильной.   В   качестве   перевязочного материала   применяют   марля   ,     бинты,   вата   ,косыночные   повязки,   перевязочные   пакеты, стерильные   салфетки   .   Повязка   накладывается   не   очень   туго,   чтобы   не   нарушать кровообращение, но и не очень слабо, чтобы она не спадала с раны. Бинт следует держать в правой руке, а левой удерживать повязку и разглаживать ходы бинта. Его раскатывают, не отрывая   от повязки, слева направо, каждым последующим ходом перекрывая предыдущий наполовину. Это Круговая повязка   Спиральную повязку  начинают ходом вокруг запястья, далее бинт ведут по тылу кости к ногтевой фаланге и делают спиральные ходы бинта от конца до основания и обратным ходом по тылу кисти закрепляют бинт на запястье.. 5. Знать и уметь накладывать шины при переломе голени, предплечья. Переломы   возникают   при   резких   движениях,   ударах,   падении   с   высоты.   Они   могут   быть закрытыми   и   открытыми.   При   закрытых   переломах   не   нарушается   целостность   кожных покровов, при открытых –в месте перелома имеется рана. Более опасные  открытые переломы. Основные   признаки   переломов:   боль,   припухлость,   кровоподтек,   нарушение     функции конечности,   ограничение   подвижности   сустава,   при   открытых   переломах   видны   отломки костей. Основное правило оказания первой помощи при переломах, остановки кровотечения, наложение стерильной повязки на рану, проведение иммобилизации конечности. (наложение шины).   Основная   цель   наложения   шины   –это     достижение   неподвижности   костей   в   месте перелома. Неподвижность достигается   наложением шин в месте перелома путем фиксации двух   близлежащих   суставов,   ниже   и   выше   места   перелома.   Основные   виды   шин: металлические, (сетчатые и лестничные), фанерные, деревянные.  При переломе костей предплечья руку  надо  осторожно   согнуть   в   локтевом   суставе   под прямым углом, повернуть ладонью к груди и в таком положении зафиксировать шиной или с помощью   подручных   средств.   Шину   накладывают   от   основания   пальцев   до   верхней   трети плеча. Руку подвешивают на косынке. При переломе костей голени шину или подручные средства накладывают от стопы до верхней трети бедра. Если подручных средств нет, можно поврежденную конечность прибинтовать к здоровой. 6.Знать признаки укуса насекомого, оказание ПМП при укусе клеща, змеи. Укусы ядовитыми змеями опасны для жизни. Первую медицинскую помощь нужно оказывать немедленно.   Из   ранки   сразу   же   выдавливают   в   течении   4­5   мин   несколько   капель   крови. Недопустимо   высасывание   яда   ртом   –   это   опасно,   так   как   имеющие   даже   незначительное повреждение слизистой или зубов, может привести к внедрению яда. Потом прижечь место укуса     горящей   спичкой.   Немедленно  обратится   в   больницу  для  введения   противозмеиной сыворотки. При укусах  пчелами, осами, шмелями из ранки удаляют жало, на нее накладывают примочку из нашатырного спирта с водой. В летнее время человека могут укусить пчела, оса, шмель, змея, а в некоторых областях – скорпион, тарантул или другие ядовитые насекомые. Ранка   от   таких   укусов   небольшая   и   напоминает   укол   иголкой,   но   при   укусе   через   нее проникает яд, который в зависимости от его силы и количества либо действует сначала на область тела вокруг укуса, либо сразу вызывает общее отравление. Единичные укусы пчел, ос и шмелей особой опасности не представляют. Если в ранке осталось жало, его нужно осторожно удалить, а на ранку положить примочку из нашатырного спирта с водой или холодный компресс из раствора марганцово­кислого калия или просто холодной воды. Укусы  ядовитых змей  опасны для жизни. Обычно змеи кусают человека в ногу, когда он на них наступает. Поэтому в местах, где водятся змеи, нельзя ходить босиком. При укусе змеи наблюдаются следующие симптомы: жгучая боль в месте укуса, краснота, отечность. Через полчаса нога может увеличиться в объеме почти вдвое. Одновременно с этим появляются признаки общего отравления: упадок сил, мышечная слабость, головокружение, тошнота, рвота, слабый пульс, иногда потеря сознания. Укусы ядовитых насекомых очень опасны. Их яд вызывает не только сильные боли и жжение в месте укуса, но иногда и общее отравление. Симптомы напоминают отравление змеиным ядом. При тяжелом отравлении ядом паука каракурта через 1–2 дня может наступить смерть. Первая помощь при укусе ядовитых змей и насекомых заключается в следующем. 1. Выше   укушенного   места   необходимо   наложить   жгут   или   закрутку   для   предотвращения попадания яда в остальные части организма. 2. Укушенную конечность нужно опустить и попытаться выдавить из ранки кровь, в которой находится яд. Нельзя высасывать кровь из ранки ртом, так как во рту могут быть царапины или разрушенные зубы, через которые яд проникнет в кровь того, кто оказывает помощь. Оттянуть кровь вместе с ядом из ранки можно с помощью медицинской банки, стакана или рюмки с толстыми краями. Для этого в банке (стакане или рюмке) надо несколько секунд подержать зажженную лучинку или ватку на палке и затем быстро накрыть ею ранку. Каждого   пострадавшего   от   укуса   змеи   и   ядовитых   насекомых   нужно   обязательно транспортировать в медицинское учреждение. От укуса бешеной собаки, кошки, лисицы, волка или другого животного человек заболевает бешенством. Место укуса обычно кровоточит незначительно. Если укушена рука или нога, ее нужно   быстро   опустить   и   постараться   выдавить   кровь   из   раны.   При   кровотечении   кровь некоторое время не следует останавливать. После этого место укуса промывают кипяченой водой, накладывают на рану чистую повязку и немедленно отправляют больного в медицинское учреждение,   где   пострадавшему   делаются   специальные   прививки,   которые   спасут   его   от смертельной болезни – бешенства. Следует   также   помнить,   что   бешенством   можно   заболеть   не   только   от   укуса   бешеного животного, но и в тех случаях, когда его слюна попадет на оцарапанную кожу или слизистую оболочку. 7. Знать, как выглядит ушиб и как правильно оказать ПМП при ушибе. Ушиб  –это повреждение поверхностно расположенных мягких тканей и внутренних органов. Признаки  ушиба:  боль,  припухлость,  кровоподтек.  Оказание  первой  помощи заключается  в том , чтобы пострадавшему наложить давящую повязку, применяют холод и создают покой.                                                      Занятие №3       мышцы, 8. Правила оказания ПМП при ожогах первой и второй степенях  Ожог   –это   воздействие   на   кожные   покровы   высокой   температуры.   Ожоги   от   светового излучения, пламени, кипятка, горячего пара называют термическими. При попадании на кожу кислот   и   щелочей   называют   химические   ожоги.   Различают   три   степени   ожогов:   легкую, среднюю и тяжелую. .Первая помощь при ожогах 1  степень ­ на пораженном   участке   возникают   покраснение   и   болезненные   ощущения, отеки   кожи. При   оказании   помощи   необходимо   освободить   пострадавшую   часть   тела   от одежды   и   подержать   обожженное   место   под   струей   холодной   воды   до   10   мин.   Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид. 2   степень ­ на   обожженном   месте   появляются   волдыри,   заполненные   тканевой жидкостью. 3  степень  — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань). 4 степень  — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно­жировая клетчатка, кости. и Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице. Ожог  –   это   термическое   повреждение   покровов   организма,   вызванное   соприкосновением   с горячими   предметами   или   реагентами.   Ожог   опасен   тем,   что   под   действием   высокой температуры сворачивается живой белок организма, т. е. умирает живая человеческая ткань. Кожные покровы призваны защищать ткани от перегрева, однако при длительном действии поражающего фактора от ожога страдают не только кожа, но и ткани, внутренние органы, кости. Ожоги можно классифицировать по ряду признаков: • по   источнику:   ожоги   огнем,   горячими   предметами,   горячими   жидкостями,   щелочами, кислотами; • по степени поражения: ожоги первой, второй и третьей степени; • по величине пострадавшей поверхности (в процентах от поверхности тела). При ожоге первой степени обожженное место слегка краснеет, припухает, чувствуется легкое жжение. Заживает такой ожог в течение 2–3 дней. Ожог второй степени вызывает покраснение и   припухлость   кожи,   на   обожженном   месте   появляются   пузыри,   наполненные   желтоватой жидкостью.   Заживает   ожог   через   1   или   2   недели.  Ожог  третьей  степени  сопровождается омертвлением кожи, лежащих под ней мышц, иногда и кости. Опасность   ожога   зависит   не   только   от   его   степени,   но   и   от   величины   поврежденной поверхности. Даже ожог первой степени, если он захватывает половину поверхности всего тела, считается   серьезным   заболеванием.   При   этом   пострадавший   испытывает   головную   боль, появляются   рвота,   понос.   Повышается   температура   тела.   Эти   симптомы   вызваны   общим отравлением   организма   вследствие   распада   и   разложения   омертвевших   участков   кожи   и сухожилия       даже тканей.   При   больших   поверхностях   ожога,   когда   организм   не   в   состоянии   вывести   все продукты распада, может случиться отказ работы почек. Ожоги второй и третьей степени, если они поразили значительную часть тела, могут привести к летальному исходу. Первая медицинская помощь при ожогах первой и второй степени ограничивается наложением на обожженное место примочки из спирта, водки или 1–2 %­ного раствора марганцово­кислого калия   (половина   чайной   ложки   на   стакан   воды).   Ни   в   коем   случае   нельзя   прокалывать образовавшиеся в результате ожога пузыри. Если произошел ожог третьей степени, на обожженное место надо положить сухую стерильную повязку. При этом необходимо убрать с обожженного места остатки одежды. Эти действия нужно выполнять очень осторожно: сначала одежду обрезают вокруг пострадавшего места, затем пострадавший участок промачивают раствором спирта или марганцово­кислого калия и только затем удаляют. При ожоге кислотой пострадавшую поверхность необходимо немедленно промыть проточной водой или 1–2 %­ным раствором соды (половина чайной ложки на стакан воды). После этого ожог посыпают толченым мелом, магнезией или зубным порошком. При воздействии особо сильных кислот (например, серной) промывание водой или водными растворами   может   вызвать   появление   вторичных   ожогов.   В   этом   случае   обработку   раны следует производить растительным маслом. При ожогах  едкой щелочью  пораженный участок промывается проточной водой или слабым раствором кислоты (уксусной, лимонной).  Дополнительный материал     первой   помощи   народными Оказание средствами Оказывается,  наш  "второй  хлеб",  наша  "палочка­выручалочка"  в  домашнем   меню,  любимая наша картошка — еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце,   возьмите   пару   картофелин,   натрите   их   на   мелкой   терке   и   мажьте   тонким   слоем обгоревшие места. Если ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на   свежеприготовленную.   Эффективно   лечит   ожоги   также   настойка   крапивы,   ее   нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапивы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем   в   этой   настойке   кусок   чистого   бинта   и   прикладываем   к   месту   ожога. Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3­4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г еловой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр   кипяченой   воды),   а   затем   наложить   повязку   с   приготовленной   мазью. И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего каланхоэ, предварительно чисто вымытого   и   тщательно   размятого.   Она   снимает   боль,   способствует   быстрому   заживанию. При обширных, занимающих 10­15% поверхности тела ожогах II­III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком. Ожоговая   болезнь   характеризуется:   острой   интоксикацией,   нарушением   в   организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, тракта. При 1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло пламя. 2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие ожогу. 3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, желудочно­кишечного язвами   острыми оказании   почек,   помощи:  и   к   гасят другими   На     нельзя накладывают   поверхность категорически стерильную   и   ожоговую   мазью веществами. 4) повязку.  5)   Провести   все   мероприятия   по   предупреждению   шока   и   срочно   транспортировать   в медицинское учреждение.   Чего   1.     отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на кожу; 2.     рану   на   месте   лопнувшего   волдыря   обрабатывать   йодом,   зеленкой,   другими   жгучими жидкостями ожог); 3.     накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную травму; 4.     место   ожога   смазывать   лосьонами,   мазями   (кроме   специальных),   маслом,   присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может ожог. дополнительный отслаивать   ожогах: делать   при усилить       усилить кожу   и     (это и   коже,                                                                   Занятие №4 9. Первая помощь пострадавшему при охлаждении организма. Охлаждение организма — состояние организма, вызванное воздействием низких температур на организм человека,охлаждение приводит к снижению температуры тела, Охлаждение может вызвать замерзание, которое сопровождается тяжелыми расстройствами функций организма вплоть до его гибели. Степень   охлаждения   зависят   от   силы,   и   длительности   воздействия   холода,   а   также   от состояния организма и условий, в которых он находится. Охлаждению способствуют сильный ветер,   высокая   влажность,   неподходящая   одежда,   а   также   тяжелая   травма,   кровопотеря, утомление,   голодание,  алкогольное   опьянение.  Особенно   быстро   охлаждается   человек   при попадании в холодную воду. Снижение температуры тела до 17—18 °С является смертельным. В первой стадии пострадавшие могут быть возбуждены, у них развиваются озноб, мышечная дрожь,   «гусиная   кожа»,   Во   второй   стадии   наблюдаются   заторможенность   или   эйфория, головная   боль,  головокружение,   резкое   снижение   двигательной   активности..   Для   третьей стадии   характерны   более   выраженная   общая   заторможенность   вплоть   до   сопора,   редкое, поверхностное дыхание,  брадикардия, снижение АД. В четвертой стадии сознание утрачено, возможны непроизвольные движения и судорожные сокращения мышц, дыхание поверхностное Меры помощи. В первой стадии достаточно прекратить воздействие холода. Во второй стадии, помимо этого, необходимо активное согревание пострадавшего (теплое питье, грелки и т.п.). В третьей   и   четвертой   стадиях   пострадавший   нуждается   в   неотложной   помощи.   сердечной деятельности   необходимо   проведение   всего   комплекса   реанимационных   мероприятий.   Как можно раньше следует начать активное согревание пострадавшего. Его укутывают в теплые одеяла, переводят в теплое помещение. Наиболее эффективно согревание в ванне с теплой водой   (37   °С).   Допустимо   использование   грелок,   электроодеял,   рефлекторов.   Охлаждение организма   способствует   возникновению   бронхита,   пневмонии,   нефрита,   обострению хронических воспалительных заболеваний. 10   Переноска   больного   разными   способами,   Один   носильщик­   «на   руках»,   двумя носильщиками «друг за другом» ,«на замке» 11 12.Оказание первой медицинской и неотложной помощи Неотложные состояния и их виды Неотложные   состояния  (несчастные   случаи) –   происшествия,   в   результате   которых наносится вред здоровью человека или появляется угроза его жизни. Неотложное состояние характеризуется внезапностью: это может произойти с каждым человеком, в любое время и в любом месте. Люди, пострадавшие в результате несчастного случая, нуждаются в немедленной медицинской помощи.   При   наличии   поблизости   врача,   фельдшера   или   медицинской   сестры   за   первой помощью обращаются к ним. В противном случае помощь должны оказать люди, находящиеся рядом с пострадавшим. От   своевременности   и   правильности   действий   по   оказанию   скорой   медицинской   помощи зависит   тяжесть   последствий   неотложного   состояния,   а   иногда   и   жизнь   пострадавшего, поэтому каждый человек должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Выделяют следующие виды неотложных состояний: • травмы; • раны; • термические травмы; • отравления; • укусы ядовитых животных; • приступы болезней; • последствия стихийных бедствий; • радиационные поражения и др. Комплекс   мер,   необходимых   пострадавшим   в   каждом   из   видов   неотложных   состояний, обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при оказании им помощи. 13. Первая помощь при солнечном, тепловом ударе и угаре Солнечным   ударом  называют   поражение,   получаемое   при   долговременном   попадании солнечных лучей на незащищенную голову. Солнечный удар можно получить и при долгом пребывании на улице в ясный день без головного убора. Тепловой удар – это чрезмерное перегревание всего организма в целом. Тепловой удар может случиться   и   в   пасмурную   жаркую   безветренную   погоду   –   при   длительной   и   тяжелой физической работе, долгих и трудных переходах и т. д. Тепловой удар более вероятен, когда человек недостаточно физически подготовлен и испытывает сильное утомление, жажду. Симптомами солнечного и теплового удара являются: • учащенное сердцебиение; • покраснение, а затем и побледнение кожных покровов; • нарушение координации; • головная боль; • шум в ушах; • головокружение; • сильная слабость и вялость; • снижение интенсивности пульса и дыхания; • тошнота, рвота; • носовое кровотечение; • иногда судороги и обморок. Оказание первой медицинской помощи при солнечном и тепловом ударах следует начинать с транспортировки   пострадавшего   в   защищенное   от   теплового   воздействия   место.   При   этом необходимо уложить пострадавшего таким образом, чтобы его голова была выше тела. После этого пострадавшему нужно обеспечить свободный доступ кислорода, ослабить его одежду. Для  охлаждения   кожных   покровов   можно  обтереть   пострадавшего   водой,   голову   охладить холодным   компрессом.   Пострадавшему   нужно   дать   холодное   питье.   В   тяжелых   случаях необходимо делать искусственное дыхание. Обморок – это кратковременная потеря сознания вследствие недостаточного притока крови к мозгу. Обморок может произойти от сильного испуга, волнения, большой усталости, а также от значительной потери крови и ряда других причин. При обмороке человек теряет сознание, лицо его бледнеет и покрывается холодным потом, пульс еле прощупывается, дыхание замедляется и часто обнаруживается с трудом. Первая   помощь   при   обмороке   сводится   к   улучшению   кровоснабжения   мозга.   Для   этого пострадавшего укладывают так, чтобы голова его была ниже туловища, а ноги и руки несколько приподняты. Одежду пострадавшего нужно ослабить, его лицо спрыскивают водой. Необходимо обеспечить приток свежего воздуха (открыть окно, обмахивать пострадавшего). Для   возбуждения   дыхания   можно   дать   понюхать   нашатырный   спирт,   а   для   усиления деятельности сердца, когда больной придет в сознание, давать горячий крепкий чай или кофе. Угар – отравление человека угарным газом (СО). Угарный газ образуется при сгорании топлива без достаточного притока кислорода. Отравление угарным газом происходит незаметно, так как газ не имеет запаха. При отравлении угарным газом проявляются следующие симптомы: • общая слабость; • головная боль; • головокружение; • сонливость; • тошнота, потом рвота. При тяжелом отравлении наблюдаются нарушения сердечной деятельности и дыхания. Если угоревшему не будет оказана помощь, может наступить смерть. Первая помощь при угаре сводится к следующему. Прежде всего пострадавшего необходимо вынести из зоны действия угарного газа или проветрить помещение. Затем нужно приложить холодный   компресс   к   голове   пострадавшего   и   дать   ему   понюхать   ватку,   смоченную нашатырным спиртом. Для улучшения сердечной деятельности пострадавшему дают горячее питье (крепкий чай или кофе). К ногам и рукам прикладывают грелки или ставят горчичники. При обмороке делают искусственное дыхание. После чего немедленно нужно обратиться за врачебной  14. Первая помощь при отравлениях пищевыми продуктами Отравление   организма   может   быть   вызвано   употреблением   в   пищу   различных недоброкачественных   продуктов:   несвежего   мяса,   студня,   колбасы,   рыбы,   молочнокислых продуктов,   консервов.   Также   возможно   отравление   вследствие   употребления   несъедобной зелени, дикорастущих ягод, грибов. Основными симптомами отравления являются: • общая слабость; • головная боль; • головокружение; • боль в животе; • тошнота, иногда рвота. В тяжелых случаях отравления возможны потеря сознания, ослабление сердечной деятельности и дыхания, в наиболее тяжелых – летальный исход. Первая медицинская помощь при отравлениях начинается с удаления отравленной пищи из желудка пострадавшего. Для этого у него вызывают рвоту: дают выпить 5–6 стаканов теплой подсоленной или содовой воды или вводят два пальца глубоко в глотку и надавливают на корень языка. Такое очищение желудка нужно повторить несколько раз. Если пострадавший находится   в   бессознательном   состоянии,   его   голову   необходимо   повернуть   набок,   чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути. При   отравлении   крепкой   кислотой   или   щелочью   вызывать   рвоту   нельзя.   В   таких   случаях пострадавшему нужно давать овсяный или льняной отвар, крахмал, сырые яйца, подсолнечное или сливочное масло. Нельзя допускать, чтобы отравившийся засыпал. Для устранения сонливости нужно обрызгать пострадавшего холодной водой или напоить его крепким чаем. В случае появления судорог тело   согревают   грелками.   После   оказания   первой   помощи   отравившегося   необходимо доставить к врачу. 15. Первая помощь утопающему Человек не может жить без кислорода более 5 мин, поэтому, попадая под воду и находясь там в течение долгого времени, человек может утонуть. Причины возникновения данной ситуации могут быть различными: судорога конечностей при купании в водоемах, истощение сил при длительных заплывах и др. Вода, попадая в рот и нос пострадавшему, заполняет дыхательные пути, и наступает удушье. Поэтому помощь утопающему нужно оказывать очень быстро. Первая   помощь   утопающему   начинается   с   извлечения   его   на   твердую   поверхность.   Особо отметим, что спасатель должен быть хорошим пловцом, в противном случае могут утонуть и утопающий, и спасатель. Если тонущий сам старается удержаться на поверхности воды, его нужно ободрить, бросить ему спасательный круг, шест, весло, конец веревки, чтобы он мог держаться на воде, пока его не спасут. Спасающий   должен   быть   без   обуви   и   одежды,   в   крайнем   случае   без   верхней   одежды. Подплывать к тонущему нужно осторожно, лучше сзади, чтобы он не схватил спасающего за шею или за руки и не потянул за собой на дно. Утопающего берут сзади под мышки или за затылок около ушей и, поддерживая лицо над водой, плывут на спине к берегу. Можно обхватить утопающего одной рукой вокруг пояса, только сзади. На   берегу   нужно  восстановить   дыхание  пострадавшего:   быстро   снять   с   него   одежду; освободить   рот   и   нос   от   песка,   грязи,   ила;   удалить   воду   из   легких   и   желудка.   Затем производятся следующие действия. 1. Оказывающий первую помощь становится на одно колено, на второе колено животом вниз кладет пострадавшего. 2. Рукой производит надавливание на спину между лопатками пострадавшего до тех пор, пока из его рта не перестанет вытекать пенистая жидкость. 3. Далее производится искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос» до тех пор (иногда несколько часов), пока человек не начнет дышать самостоятельно. 4. Когда пострадавший придет в сознание, его нужно согреть, растерев тело полотенцем или обложив его грелками. 5. Для усиления сердечной деятельности пострадавшему дают выпить крепкий горячий чай или кофе. 6. Затем пострадавшего транспортируют в медицинское учреждение. Если тонущий человек провалился под лед, то бежать к нему на помощь по льду, когда он недостаточно прочен, нельзя, так как спасающий тоже может утонуть. Нужно положить на лед доску   или   лестницу   и,   осторожно   приблизившись,   бросить   тонущему   конец   веревки   или протянуть шест, весло, палку. Затем так же осторожно нужно помочь ему добраться до берега. 18 Комплекс сердечно­легочной реанимации. Ее применение и критерии эффективности Сердечно­легочная реанимация – комплекс мер, направленных на восстановление сердечной деятельности и дыхания пострадавшего при их прекращении (клиническая смерть). Это может случиться   при   поражении   электрическом   током,   утоплении,   в   ряде   других   случаев   при сдавливании   или   закупорке   дыхательных   путей.   От   быстроты   применения   реанимации напрямую зависит вероятность выживания больного. Наиболее   эффективно   использовать   для   искусственной   вентиляции   легких   специальные аппараты, с помощью которых в легкие вдувается воздух. При отсутствии таких аппаратов искусственную   вентиляцию   легких   проводят   различными   способами,   из   которых   наиболее распространенным является способ «изо рта в рот». Способ   искусственной   вентиляции   легких   «изо   рта   в   рот».  Для   оказания   помощи пострадавшему необходимо уложить его на спину, чтобы воздухоносные пути были свободны для прохождения воздуха. Для этого его голову нужно максимально запрокинуть назад. Если челюсти пострадавшего сильно сжаты, надо выдвинуть нижнюю челюсть вперед и, надавливая на   подбородок,   раскрыть   рот,   затем   очистить   салфеткой   ротовую   полость   от   слюны   или рвотных масс и приступить к искусственной вентиляции легких: 1) на открытый рот пострадавшего положить в один слой салфетку (носовой платок); 2) зажать ему нос; 3) сделать глубокий вдох; 4) плотно прижать свои губы к губам пострадавшего, создав герметичность; 5) с силой вдуть воздух ему в рот. Воздух вдувают ритмично 16–18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания. При ранениях нижней челюсти искусственную вентиляцию легких можно выполнять другим способом,   когда   воздух  вдувают   через   нос   пострадавшего.   Рот   его  при   этом   должен  быть закрыт. Искусственную   вентиляцию   легких   прекращают   при   установлении   достоверных   признаков смерти. Другие   способы   искусственной   вентиляции   легких.  При   обширных   ранениях   челюстно­ лицевой области искусственную вентиляцию легких способами «рот в рот» или «рот в нос» произвести невозможно, поэтому используют способы Сильвестра и Каллистова. При проведении искусственной вентиляции легких способом Сильвестра пострадавший лежит на спине, оказывающий ему помощь встает на колени у его изголовья, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны – так производится вдох. Затем обратным движением предплечья пострадавшего кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее – так происходит выдох. При искусственной вентиляции легких  способом Каллистова  пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поворачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло).   Носилочными   лямками   или   связанными   двумя­тремя   брючными   ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате расправления его грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох. Признаки прекращения сердечной деятельности и непрямой массаж сердца. Признаками прекращения сердечной деятельности являются: • отсутствие пульса, сердцебиений; • отсутствие реакции зрачков на свет (зрачки расширены). При   установлении   этих   признаков   нужно   немедленно   приступить   к  непрямому   массажу сердца. Для этого: 1) пострадавшего укладывают на спину, на твердую, жесткую поверхность; 2) встав с левой стороны от него, кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины; 3) энергичными   ритмичными   толчками   50–60   раз   в   минуту   нажимают   на   грудину,   после каждого   толчка   отпуская   руки,   чтобы   дать   возможность   расправиться   грудной   клетке. Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3–4 см. Непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственной вентиляцией легких: 4–5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе) чередуют с одним вдуванием воздуха в легкие (вдох). В этом случае помощь пораженному должны оказывать два или три человека. Искусственная вентиляция легких в сочетании с непрямым массажем сердца – простейший способ реанимации (оживления) человека, находящегося в состоянии клинической смерти. Признаками эффективности проведенных мероприятий являются появление самостоятельного дыхания человека, восстановившийся цвет лица, появление пульса и сердцебиения, а также возвращение   к   больному   сознания.После   проведения   данных   мероприятий   больному необходимо  обеспечить  покой,  его  нужно  согреть,  дать горячее  и  сладкое  питье,  в случае необходимости применить тонизирующие средства.При проведении искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца лицам пожилого возраста следует помнить, что кости в таком возрасте более хрупкие, поэтому движения должны быть щадящими. Маленьким детям непрямой массаж производят путем надавливания в области грудины не ладонями, а пальцем.                                 Приложение Приложение №1 Рана на локтевом суставе Приложение №2 Наложение жгута  на венозное кровотечение  Жгут накладывают на приподнятую конечность: подводят под место предполагаемого наложения, энергично растягивают (если он резиновый) и, подложив под него мягкую прокладку (бинт, одежду и др.), накручивают несколько раз (до полной остановки кровотечения) так, чтобы витки ложились вплотную один к другому и чтобы между ними не попали складки кожи. Концы жгута надежно завязывают или скрепляют с помощью цепочки и крючка. Простой , быстрый способ о становки кровотечения(до перевязки жгутом) Приложение №  3                                Крестообразная (восьмиобразная) повязка                       повязка чепец  спиральная повязка пальца бинтования Спиральная повязка груди                                                                                                                                  .  Техника правильного Приложение №4 Наложение шины на голень и предплечье Приложение №5 Оказание мед. помощи при укусе клеща Приложение№ 6 Приложение№ 7 Приложение № 8 Переноска пострадавшего     различными способами А,Б) Носилочная лямка В,Г)крепление лямок на носилках Д)Переноска пораженного на лямке В) Переноска на лямке одним носильщиком. Е) Переноска на лямке двумя носильщиками. Приложение №9

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ

Основы мед знаний Учебная программа по ОБЖ

Основы мед знаний     Учебная     программа по     ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017