Предсталена рабочая программа по дополнительному образованию для учащихся 1-4 классов- «Основы музыкальной культуры»
Цели, которые перед собой ставлю:
1. Развивать у детей творческие способности.
2. Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
3. Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
4. Научить детей корректировать свое психологическое состояние, прививать чувство ответственности за свое здоровье и учить управлять им.Развивать у детей творческие способности.
прог.doc
«Основы музыкальной культуры»
по дополнительному образованию для учащихся 14 классов
Рабочая программа
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование.
3. Программа:
1 год обучения
(12 классы) – содержание программного материала
требования к уровню подготовки учащихся
музыкальный репертуар
2 год обучения
(34 классы) – содержание программного материала
требования к уровню подготовки учащихся
музыкальный репертуар
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложение:
календарнотематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании
человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи
проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственной за
музыкальное воспитание учащихся, что и послужило основанием разработки данного курса.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств
ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция
основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной
культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети
должны соприкасаться с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет обязан
эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира.
Цели, которые перед собой ставлю:
1. Развивать у детей творческие способности.
2. Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
аргументировать свое мнение.
3. Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
4. Научить детей корректировать свое психологическое состояние, прививать чувство
ответственности за свое здоровье и учить управлять им.
5. Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого
интереса к процессу обучения. В своей работе опираюсь на такие педагогические принципы, как:
уважение к личности ребенка;
признание права ребенка на ошибку;
опора на их знание и интерес, получаемые вне школы;
воспитать в них потребность общаться с музыкой;
справедливость;
сохранение здоровья детей.
Введение факультативного курса «Основы музыкальной грамоты» обусловлено необходимостью
в расширении возможностей музыкального (и шире – художественноэстетического) развития
учащихся МБОУ ООШ № 14 г. Ульяновска.
Данная программа разработана на основе адаптированных и модернизированных программ:
«Музыка. 17 классы. Искусство 89 классы» авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина – М., «Просвещение», 2010 г., 3е издание, доработанное;
Программа «Музыка 14 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской», М., «Просвещение», 2013 г., 4е издание.
Программа скорректирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа составлена с учётом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в
обучении и требующих специальной коррекционноразвивающей направленности
образовательного процесса. Характерные для этих учащихся повышенная истощаемость ЦНС и,
в связи с этим, сниженная работоспособность, недостаточность произвольного внимания, плохо
развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов,
слабая память – все эти и другие особенности учащихся класса коррекции являются основной
причиной их стойкой неуспеваемости в учёбе.
Целью данной программы является «воспитание творческой, нравственноориентированной
личности, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников» (Д. Б. Кабалевский).
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального
материала;
Развивающие:
Развить музыкальноэстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации
учащихся.
Место программы в системе школьного образования.
Курс «Основы музыкальной культуры» является дополнительным курсом к изучению предмета
«Музыка».
Программа предназначена для учащихся 14 классов основной общеобразовательной школы
и рассчитана на 2 года. В ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально
творческой деятельности детей.
Занятия в каждом классе 1 час в неделю по 40 минут. В год – всего 34 часа (в 1 классе – 33 часа).
Данная программа способствует взаимовлиянию и взаимопроникновению знаний, полученных на
других уроках: музыки, литературы, изобразительного искусства.
Предполагается использование различных форм проведения занятий: традиционные классные,
игровые занятия.
Методы применяемые учителем: беседы, диалог с учениками, ролевые игры.
В качестве технических средств обучения необходимы: музыкальный центр, компьютер, витрина
шкаф для выставки работ учащихся, ширма для инсценировки пьес программного характера.
Особенности программы
Музыкальное содержание программы базируется на шедеврах мирового музыкального искусства:
фольклора, произведений композиторовклассиков, духовной музыки, сочинений современных
композиторов, авторской песни. У учащихся накапливается багаж музыкальных впечатлений,
интонационнообразного словаря, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире
музыкального искусства, что особенно актуально в наше время, когда «стираются» границы
между «плохой» и «хорошей» музыкой, когда дети дезориентированы в огромном количестве
музыкальных впечатлений, которым подвергаются со всех сторон: телевидение, радио, Интернет
и пр.
Тематика уроков предусматривает:
постепенное изучение основ музыкальной грамоты – как фундамента для более глубокого и
полного анализа воспринимаемой музыки;
накопление опыта творческого осмысления музыки на основе личных экспериментов;
формирование навыков творческого выражения впечатления от слушаемой музыки;
развитие умения увидеть глубинные связи музыкального искусства и жизни.
Виды деятельности на занятиях разнообразны. Постижение одного и того же музыкального
произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В начальной школе
закладываются основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение всевозможных
знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной
составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся
понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни. Звуковысотность осваивается
посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. У учащихся развивается
чувство ритма, пульсации. Дети осваивают простые размеры, дирижирование в них, «примеряют»
на себя роль дирижера.
В работе с младшими школьниками используется импровизация – вокальная, ритмическая,
двигательная. Она способствует развитию музыкальнотворческих способностей учащихся, ибо в процессе импровизации они стараются передать заданное настроение музыки, осваивают
элементы музыкальной выразительности.
Движение под музыку на уроках развивает у школьников ощущение ритма, способность
чувствовать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства
музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику, усиление и
ослабление звучности, характер мелодии; строение произведения.
Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке или импровизировать,
сопровождать на элементарных инструментах звучание произведения, играть выразительно в
соответствии с настроением музыкального произведения.
Важное место в программе отводится практическим занятиям по слушанию музыки. Помимо
этого школьники проявляют творческое начало в рисунках на темы музыкальных произведений,
в составлении поэтических дневников, в работе над докладами о современных исполнителях и
направлениях в музыке.
Структуру программы составляют разделы, в которых указаны основные содержательные линии,
указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно
педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Отличительная особенность данной программы в том, что основой развития музыкального
мышления учащихся становится неоднозначность их восприятия, множественность
индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания и видения конкретных
музыкальных сочинений. Всё это способствует развитию ассоциативного мышления учащихся, их
«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Тематическое планирование
Классы
№
Тема
Количество часов
12
1
«Звуки музыки»
Вводное занятие.
Музыкальные и шумовые
звуки.
Сила звука и динамический
слух.
«Угадай силу звука». Пиано,
форте.
Крещендо, диминуэндо.
(6)
1
1
1
1
1
1
«Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье…» 2
3
4
5
6
Музыкальный
звукоряд Знакомство с
инструментом –
фортепиано.
Изучение регистров:
верхнего, среднего и
нижнего. Направление
движения мелодии.
Понятие о полутоне и тоне.
«Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!»
Понятие о главных
ступенях лада.
Знакомство с главными
ступенями лада.
Тоника и третья ступень.
Доминанта.
«В музыкальном театре».
Длительности нот.
Что такое длительность
ноты?
Целые ноты.
Половинные.
Четвертные.
Восьмые.
«День, полный событий».
Пауза – не просто знак...
Что такое пауза?
Изучение длительностей
пауз.
Написание пауз.
Паузу слышим и «поём».
«В концертном зале».
Запись высоты звуков 1
октавы
Написание и нахождение нот
первой октавы.
Написание и нахождение нот
первой октавы на
инструменте.
Закрепление и обобщение
темы.
«О России петь, что
стремиться в храм».
(7)
1
2
1
2
1
(4)
1
1
1
1
(6)
1
1
1
1
1
1
(5)
1
1
1
1
1
(6)
2
2
1
1
Всего 34 часа. 34
1
2
3
4
5
«Музыкальные свойства
звука»
Музыкальный звук, его
свойства.
«А у музыки семь нот…»
Понятие октавы.
Регистры: нижний, средний,
верхний.
Скрипичный и басовый
ключи.
«Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье…»
Мы пишем ноты!
Названия нот.
История возникновения
нотной записи.
Запись нот первой октавы.
Написание и нахождение нот
первой октавы.
«Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!»
Длительности нот
Изучение длительностей
нот.
Целая и половинная ноты.
Четвертная и восьмая ноты.
Шестнадцатая нота.
Запись длительностей нот,
счет.
«В музыкальном театре».
Система ручных
знаков Знакомство с
системой ручных знаков З.
Кодая.
Разучивание системы
ручных знаков.
Закрепление темы.
«День, полный событий».
Знаки альтерации
Знаки альтерации диез,
бемоль, бекар.
Написание знаков
альтерации.
«В концертном зале»
(6)
1
1
1
1
1
1
(5)
1
1
1
1
1
(7)
1
1
2
1
1
1
(4)
1
1
1
1
(3)
1
1
1 6
Размер и дирижирование в
простых размерах
Понятие размера в музыке.
Размер две четверти.
Размер три четверти.
Размер четыре четвери.
Дирижирование в размерах
2, 3 и 4 четверти.
Закрепление темы.
«О России петь, что
стремиться в храм».
Итоговый урокигра «Что?
Где? Когда?».
(9)
1
1
1
1
2
1
1
1
Всего 34 часа.
Содержание и структура программного материала
1 год обучения
12 классы
Тема 1. «Звуки музыки». (6 ч.)
Музыкальные и шумовые звуки. Сила звука, динамический слух. Динамические оттенки.(5 ч.)
Практическое занятие «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (1 ч.)
Тема 2. Музыкальный звукоряд. (7 ч.)
Знакомство с инструментом – фортепиано. Изучение регистров: верхнего, среднего и нижнего.
Направление движения мелодии. Понятие о полутоне и тоне. (6 ч.)
Практическое занятие «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Тема 3. Понятие о главных ступенях лада. (4 ч.)
Знакомство с главными ступенями лада: тоникой, третьей ступенью и доминантой. (3 ч.)
Практическое занятие «В музыкальном театре». (1 ч.)
Тема 4. Длительности нот. (6 ч.)
Ноты: целые, половинные, четвертные, восьмые. (5 ч.)
Практическое занятие «День, полный событий». (1 ч.)
Тема 5. Пауза – не просто знак... (5 ч.)
Изучение длительностей пауз, их написание, счет. (4 ч.)
Практическое занятие «В концертном зале». (1 ч.)
Тема 6. Запись высоты звуков 1 октавы. (6 ч.)
Написание и нахождение нот первой октавы. Написание и нахождение нот первой октавы на
инструменте. (5 ч.)
Практическое занятие «О России петь, что стремиться в храм». (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений:
фольклору, классической и современной;
накопление знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке; расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с
помощью музыкальноритмических движений, а также элементарного музицирования на детских
инструментах;
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных,
ритмических, инструментальных, художественных);
развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, дикция, артикуляция,
пение a capella, в ансамбле и др.).
Музыкальный материал
«Сурок», «К Элизе», Увертюра к опере «Эгмонт» Л. Бетховен.
«Цирковые лошадки». О. Тевдорадзе.
«Танец дикарей». Е. Накада.
«В темпе рэгтайма». М. Шмитц.
«Злюка». Д. Кабалевский.
«Цыплята». Г. Гусейнли.
«Шел я с братом по дороге». Детская песня.
«Светит месяц», «Камаринская». Плясовые наигрыши.
«Как под горкой под горой», «Посею лебеду на берегу», «Калинка». Русские народные песни.
«Диду мий». Украинская народная песня.
«Итальянская песенка», «Утренняя молитва», «Старинная французская песня» из
«Детского альбома», «Полька» П. И Чайковский
Балет «Щелкунчик» (фрагменты). П. И. Чайковский.
«Бубенчики». Американская народная песня.
«Выйди, Иваньку». Украинская народная песня.
«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ.
«Делай как я». Английская песняигра.
«Зима» из «Времен года». А. Вивальди.
«Весна». Канон.
«Дороги». А. Новиков
«Колыбельная». Дж. Гершвин
«Прощальная игра». Переложение Н. Пикулевой
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Лунный свет». К. Дебюсси.
2 год обучения
34 классы
Тема 1. «Музыкальные свойства звука» (6 ч.)
Музыкальный звук, его свойства. «А у музыки семь нот…» Понятие октавы. Регистры: нижний,
средний, верхний. Скрипичный и басовый ключи.(5 ч.)
Практическое занятие «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (1 ч.)
Тема 2. Мы пишем ноты! (5 ч.)
Названия нот. История возникновения нотной записи. Запись нот первой октавы. Написание и
нахождение нот первой октавы. Закрепление темы. (4 ч.)
Практическое занятие «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) Тема 3. Длительности нот (7 ч.)
Изучение длительностей нот: целой, половинной, четвертной, восьмой. Запись длительностей
нот, счет.(6 ч.)
Практическое занятие «В музыкальном театре». (1 ч.)
Тема 4. Система ручных знаков (4 ч.) Знакомство и разучивание системы ручных знаков З.
Кодая. Закрепление темы. (3 ч.)
Практическое занятие «День, полный событий». (1 ч.)
Тема 5. Знаки альтерации (3 ч.)
Знаки альтерации диез, бемоль, бекар. Написание знаков альтерации. (2 ч.)
Практическое занятие «В концертном зале». (1 ч.)
Тема 6. Размер и дирижирование в простых размерах (9 ч.)
Понятие размера в музыке. Размер две четверти. Размер три четверти. Размер четыре четвери.
Дирижирование в размерах 2, 3 и 4 четверти.
Закрепление темы. (7 ч.)
Практическое занятие «О России петь, что стремиться в храм». (1 ч.)
Итоговый урокигра «Что? Где? Когда?». (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
совершенствование знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства
(простыми и сложными);
выработка эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с
предыдущим годом обучения) миром музыкальных образов;
развитие навыков «свободного дирижирования»;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и
форматах детского музицирования;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Музыкальный материал
«Иван Сусанин» (фрагменты). М. Глинка.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский
«Александр Невский» (фрагменты). С. Прокофьев
«Маленькая ночная фантазия». В. А. Моцарт.
«Евгений Онегин» (фрагменты). П. Чайковский.
«Светит месяц», «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Не одна во поле дороженька», «Ой,
да ты, калинушка». Русские народные песни.
«Детский альбом». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Любовь к трем апельсинам» (фрагменты). С. Прокофьев.
«Детский уголок». К. Дебюсси.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Детские сцены». Р. Шуман.
«Ромео и Джульетта» (фрагменты). С. Прокофьев.
«Золушка» фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Спящая красавица» (фрагменты). П. Чайковский. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт.
Увертюра «Эгмонт». Л. Бетховен.
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
«Щелкунчик» (фрагменты). П. И. Чайковский.
«Лунная соната». Л. Бетховен.
«Вокализ». С. Рахманинов.
Токката Ре минор. И. С. Бах.
«Богородице, Дево, радуйся»
Приложение 1. Календарнотематическое планирование – 1 год обучения (12 классы)
Дата
Колю
час.
Тема
занятия
№
Вид
деятельности
Музыкальный материал
Коррекция
«Звуки музыки» (6 ч.)
1
2
3
4
5
6
1
1
1
1
1
1
Вводное занятие
Звуки шумовые и
музыкальные
Сила звука и динамический
слух
«Угадай силу звука».
Пиано, форте.
Крещендо, диминуэндо.
«Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье…»
Музыкальное приветствие,
распевание, беседа о
свойствах звука,
распевание, исплнение
известной детской песни.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, игра на
определение шумовых и
музыкальных звуков,
движение под музыку.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, муз. игра «С
горки на горку».
Музыкальное приветствие,
распевание, понятие о
полутоне, муз. игра «Бабка
Ёжка», слушание музыки,
движение под музыку.
Музыкальное приветствие,
распевание, повторение
пройденного, понятие о
тоне, работа над
двухголосием в песне.
Музыкальное приветствие,
распевание, слушание
музыки, творческое
задание.
«К Элизе» Л.
Бетховен
«Цирковые лошадки»
О. Тевдорадзе, «Танец
дикарей» Е. Накада
«В темпе рэгтайма»
М. Шмитц, «Сурок»
Л. Бетховен
«Злюка» Д.
Кабалевский,
«Цыплята» Г.
Гусейнли
Детская песня «Шел я
с братом по дороге».
Плясовые наигрыши:
«Светит месяц»,
«Камаринская». 78
2
9
1
10
1
1112 2
13
14
15
16
1
1
1
1
17
1
18
19
20
1
1
1
Музыкальный звукоряд (7 ч.)
Знакомство с
инструментом –
фортепиано.
Изучение регистров:
верхнего, среднего и
нижнего.
Направление движения
мелодии.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, пение песни по
цепочке, по 1 фразе.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, работа в нотных
тетрадях, движение под
музыку.
Музыкальное приветствие,
распевание, игра«Верх
вниз», ритмический
диктант.
Понятие о полутоне и тоне. Музыкальное приветствие,
формирование понятия тон,
полутон, движение под
музыку.
Музыкальное приветствие,
слушание музыки.
«Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!»
Понятие о главных ступенях лада (4 ч.)
Знакомство с главными
ступенями лада.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение новой
темы, импровизация на
заданную тему, песняигра.
Тоника и третья ступень. Музыкальное приветствие,
распевание, продолжение
изучения темы «Пауза»,
разучивание канона.
Музыкальное приветствие,
распевание, работа в
нотных тетрадях и у доски,
игра «Обезьянка», движение
под музыку.
Доминанта.
Украинская народная
песня «Диду мий»
«Итальянская
песенка» П.
Чайковский
Американская
народная песня
«Бубенчики».
«Старинная
французская песня»
П. Чайковский
Английская песня
игра «Делай как я»
Английская песня
игра «Делай как я»
Русская народная
песня «Посею лебеду
на берегу»
«Зима» из «Времен
года» А. Вивальди.
«В музыкальном театре». Музыкальное приветствие,
распевание, продолжение
изучения темы «Пауза»,
разучивание канона.
Длительности нот (6 ч.)
Канон «Весна»
Что такое длительность
ноты?
Целые ноты.
Половинные.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, песни,
ритмическая импровизация.
Музыкальное приветствие,
изучение нового материала,
работа в нотных тетрадях,
движение под музыку.
Музыкальное приветствие,
распевание, разучивание
«Прощальная игра»
Переложение Н.
Пикулевой
Балет «Щелкунчик»
(фрагменты) П.
Чайковский.
«Прощальная игра»
Переложение Н. 21
1
22
23
24
25
26
27
28
1
1
1
1
1
1
1
2930 2
3132 2
33
1
Четвертные.
песни.
Музыкальное приветствие,
повторение пройденного
материала, работа в нотных
тетрадях, движение под
музыку.
Музыкальное приветствие,
изучение нового материала
и обобщение пройденного
материала. Работа у доски.
«День, полный событий». Музыкальное приветствие,
Восьмые.
слушание музыки,
творческое задание.
Пауза – не просто знак...(5 ч.)
Что такое пауза?
Изучение длительностей
пауз.
Написание пауз.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, движение под
музыку.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, игра «Дирижер».
Музыкальное приветствие,
распевание, повторение
пройденного, изучение
нового материала, песня
игра.
Паузу слышим и «поём». Музыкальное приветствие,
«В концертном зале».
распевание, творческое
задание: «Мы –
композиторы!».
Музыкальное приветствие,
распевание, конкурс на
лучшее чтение ритма,
лучшее исполнение одной
из изученных песен.
Пикулевой
Балет «Щелкунчик»
(фрагменты) П.
Чайковский.
Балет «Щелкунчик»
(фрагменты) П.
Чайковский.
Русская народная
песня «Калинка»
Грузинская народная
песня «Светлячок»
Словацкая народная
песня «Сапожки»
Музыкальный
иллюстрации.
«Лунный свет» К.
Дебюсси
Запись высоты звуков 1 октавы (6 ч.)
Написание и нахождение
нот первой октавы.
Написание и нахождение
нот первой октавы на
инструменте.
Закрепление и обобщение
темы.
Музыкальное приветствие,
распевание, изучение нового
материала, работа в
тетрадях, у доски.
Музыкальное приветствие,
распевание, практическое
занятие.
«Как под горкой под
горой»
Плясовые наигрыши.
Музыкальное приветствие,
повторение пройденного,
работа в тетрадях, песня
«Как под горкой под
горой» 34
1
«О России петь, что
стремиться в храм».
игра.
Музыкальное приветствие,
распевание, творческое
задание: «Мы –
композиторы!».
«Утренняя молитва»
из «Детского
альбома» П. И.
Чайковский
Календарнотематическое планирование – 2 год обучения (34 классы)
Дата
Кол.
час.
Тема
занятия
№
Вид
деятельности
Музыкальный материал
Коррекция
«Музыкальные свойства звука» (6 ч.)
1
2
3
1
1
1
Музыкальный звук, его
свойства.
Музыкальное приветствие,
беседа на тему урока,
ритмический диктант.
Русские народные
песни.
«А у музыки семь нот…» Музыкальное приветствие,
Понятие октавы.
распевание, вокальная
импровизация, игра
соревнование.
Музыкальное приветствие,
понятие октава, движение
под музыку, слушание
Музыкальные
иллюстрации,
детские песни
караоке.
Пьесы из «Детского
альбома». П.
Чайковский. 4
5
6
7
8
9
10
11
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
13
1
1415 2
Регистры: нижний, средний,
верхний.
Скрипичный и басовый
ключи.
«Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье…»
музыки.
Музыкальное приветствие,
изучение нового материала,
игра «Угадай регистр».
Музыкальное приветствие,
изучение нового материала,
работа в нотных тетрадях.
Музыкальное приветствие,
повторение и обобщение
пройденного материала,
слушание музыки,
творческое задание.
Мы пишем ноты! ( 5 ч.)
Названия нот.
История возникновения
нотной записи.
Музыкальное приветствие,
беседа на тему урока, игра
«Найди в слове ноту»
Музыкальное приветствие,
расширение знаний о нотной
записи, слушание музыки,
музыкальноритмическая
импровизация.
Написание и нахождение
нот первой октавы.
Запись нот первой октавы. Музыкальное приветствие,
изучение нового материала,
работа в нотных тетрадях,
работа у доски.
Музыкальное приветствие,
продолжение изучения
темы, практическое занятие.
Музыкальное приветствие,
повторение и обобщение
пройденного материала,
слушание музыки,
творческое задание.
«Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!»
Пьесы из цикла
«Детский уголок» К.
Дебюсси.
Пьесы из цикла
«Детский уголок» К.
Дебюсси.
«Александр
Невский», фрагменты
из кантаты. С.
Прокофьев.
Пьесы из цикла
«Детские сцены». Р.
Шуман.
«Утро» из сюиты
«Пер Гюнт». Э. Григ.
Музыкальные
иллюстрации.
Пьесы из цикла
«Детские сцены». Р.
Шуман.
Русские народные
песни.
Длительности нот (7 ч.)
Изучение длительностей
нот.
Музыкальное приветствие,
беседа на тему урока,
музыкальная игра
«Обезьянка», движение под
музыку.
«Прогулка» из сюиты
«Картинки с
выставки». М.
Мусоргский.
Целая и половинная ноты. Музыкальное приветствие,
изучение нового материала,
работа в тетрадях,
распевание, слушание
музыки, анализ
размышление.
Четвертная и восьмая ноты. Музыкальное приветствие,
изучение нового материала,
работа в нотных тетрадях,
вокальная импровизация.
Пьесы из цикла
«Детские сцены». Р.
Шуман.
«Золушка»,
фрагменты из балета.
С. Прокофьев. 16
1
17
1
18
1
19
20
1
1
21
1
23
1
24
1
Шестнадцатая нота.
Запись длительностей нот,
счет
«В музыкальном театре»
Музыкальное приветствие,
расширение знаний о
длительностях нот, работа в
нотных тетрадях.
Музыкальное приветствие,
закрепление пройденной
темы, работа в нотных
тетрадях.
Музыкальное приветствие,
повторение пройденной
темы, слушание музыки,
творческое задание «Мы
рисуем музыку!»
Система ручных знаков (4 ч.)
Знакомство с системой
ручных знаков З. Кодая.
Разучивание системы
ручных знаков.
Закрепление
темы.
Музыкальное приветствие,
показ и разучивание ручных
знаков, игра «Поторика!»
Музыкальное приветствие,
продолжение изучения
системы ручных знаков,
творческое задание.
Музыкальное приветствие,
повторение пройденного
материала, работа в нотных
тетрадях и у доски,
движение под музыку.
Увертюра к опере
«Свадьба Фигаро». В.
А. Моцарт.
Музыкальные
иллюстрации.
«Щелкунчик»
(фрагменты). П. И.
Чайковский.
Русские народные
песни.
Детские песни.
Музыкальные
иллюстрации.
«Гном» из сюиты
«Картинки с
выставки». М.
Мусоргский.
Знаки альтерации диез,
бемоль, бекар.
Музыкальное приветствие,
беседа на тему, слушание
музыки, движение под
музыку.
«Любовь к трем
апельсинам»
(фрагменты). С.
Прокофьев.
Написание знаков
альтерации.
Музыкальное приветствие,
написание знаков
альтерации, практическое
задание, работа в тетрадях и
у доски.
Музыкальное приветствие,
закрепление пройденной
темы, слушание музыки,
творческое задание.
Музыкальные
иллюстрации.
«Лунная соната» Л.
Бетховен
22
1
«День, полный событий». Музыкальное приветствие,
слушание музыки,
творческое задание.
Знаки альтерации (3 ч.)
25
1
«В концертном зале»
26
1
Размер и дирижирование в простых размерах (9 ч.)
Понятие размера в музыке. Музыкальное приветствие,
понятие размера в музыке,
движения под музыку.
Увертюра «Эгмонт».
Л. Бетховен. 27
1
Размер две четверти.
28
1
Размер три четверти.
29
1
Размер четыре четверти.
3031 2
Дирижирование в размерах
2, 3, и 4 четверти.
32
1
Закрепление темы.
33
34
1
1
«О России петь, что
стремиться в храм».
Урок конкурс: «Что? Где?
Когда?».
Музыкальное приветствие,
показ и разучивание
дирижирования размера две
четверти, дирижирование
под музыку.
Музыкальное приветствие,
показ и разучивание
дирижирования размера три
четверти., дирижирование
под музыку.
Музыкальное приветствие,
показ и разучивание
дирижирования размера
четыре четверти,
дирижирование под музыку.
Музыкальное приветствие,
повторение пройденного
материала, практическое
задание.
Обобщение темы о простых
размерах, дирижирование
под музыку, игра «Я –
дирижер!»
Изучение нового материала,
творческое задание,
слушание музыки.
Конкурсы на повторение
изученного материала,
представленные в игровой
форме.
«Детский альбом». П.
Чайковский.
«Детский альбом». П.
Чайковский.
«Детский альбом». П.
Чайковский.
Великий
колокольный звон» из
оперы «Борис
Годунов». М.
Мусоргский.
Детские песни.
«Богородице, Дево,
радуйся»
Музыкальные
иллюстрации.
Заключение
Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики
разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное
состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не
только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей.
Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и
физически становились здоровыми. Для этого использую специальные дыхательные упражнения,
развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. В целях формирования у
учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в
учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко
мне на уроки и в чемто были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники. Мое
педагогическое кредо – воспитывает все: одежда, аудитория, выражение лица (мимика), речь,
артистизм педагога. При работе с детьми эффективным считаю применение артпедагогики,
методы которой помогают ребенку найти себя, свою индивидуальность, оригинальность. Так,
после знакомства с какимлибо музыкальным произведением, его прослушиванием и тщательным
обсуждением, я задаю ребятам такое задание, как, например: нарисовать к этому произведению
рисунок. Выполняя такие задания, ребенок творит, создает чтото свое, уникальное и тем самым
выражает себя. В своей работе я опираюсь на опыт педагоговмузыковедов, которые в своих
музыкальнопедагогических трудах отмечали особую значимость эмоциональнообразной
сущности музыки. Это Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. И. Науменко, В. В.
Алеев и другие. Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников
является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и
музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это
и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием
музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Моя задача
состоит в том, чтобы все время урока создавалась ситуация, способная формировать состояние
человеческого открытия мира музыки. Работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась
ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, жестов и лиц. Для углубления интереса и знаний
школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы,
как вокальный ансамбль, работа с солистами. Ребята, поющие в ансамбле и сольно, принимают
активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров, участвуют в
городских фестивалях и конкурсах.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта. М.: Гуманит.изд.центр
Список научнометодической литературы
ВЛАДОС, 2000. 336 с.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ
«ЛАДА», 2006. 224с.
3. Давыдова М.А. Уроки музыки: 14 классы. М.: ВАКО, 2008. 288с.
4. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 912 лет. М.: ТЦ Сфера, 2003. 112с.
5. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 14 кл.: Пособие для учителя.
М.: Просвещение, 2002. 207с.
6. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. М.: ТЦ Сфера,
2005. 64с.
7. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. 224с.
8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
9. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368с.
10. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М.:
Айриспресс, 2007. 176с.
11. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. 320с. 12. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль:
Академия развития, 2006. 128с.
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
«Основы музыкальной культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.