Рабочая программа учебного предмета «Основа проектной и исследовательской деятельности» является авторской, составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Программа «Основы проектной и исследовательской деятельности» направлена на формирование организационно-деятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.Рабочая программа для учеников 5 классов.
рабочая проект 2017 итог (1).docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Основы проектной
и исследовательской деятельности»
5 класс
35 часов, 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата;
составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение
результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в
случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
б) Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
знаковосимволические: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в
пространственнографическую или знаковосимволическую модель, где выделены
существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к
различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
публицистического и официальноделового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
в) Коммуникативные:
научного, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать свои собственные приемы изучения;
решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением;
консультироваться у эксперта;
получать информацию;
работать с документами и классифицировать их;
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и отстаивать свое собственное мнение;
сотрудничать и работать в группе;
принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
использовать новые технологии информации и коммуникации;
находить новые решения. Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Основа проектной и исследовательской
деятельности» является авторской, составлена на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения. Программа «Основы
проектной и исследовательской деятельности» направлена на формирование
организационнодеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность
осознания целей проектной и учебноисследовательской деятельности, умение поставить
цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств –
вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность,
критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных
необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и
воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и
коллективе. Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Введение (1 ч)
Что такое проект. Виды проектов, их специфические особенности.
Раздел 1. Структура проектной и исследовательской деятельности
Тема 1.
и этапы организации (12 часов)
Подготовительный этап (3 часа)
Цель и задачи. Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее
актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы.
Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного
запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги,
универсальные
Справочнопоисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Организация и проведение эксперимента.
энциклопедии,
справочники.
специальные
словари,
Тема 2. Этап планирования (3 часа)
Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование,
конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование,
сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы:
наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование,
тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение
документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Тема 3. Реализация проекта (3 часа)
Слагаемые успеха учебного проекта. Сбор необходимых материалов для проекта.
Обработка результатов. Подготовка стендового материала. Правила оформления работ. Тема 4. Презентация проекта, исследовательской работы (2 часа)
Подготовка презентационных материалов проекта (исследовательской работы). Основные
ошибки при проведении презентации.
Тема 5. Осмысление и оценка проекта (исследовательской работы) (1 час)
Самоанализ, самооценка. Правила дискуссии.
Осмысление и оценка результатов выполнения проекта (исследовательской работы).
Раздел 2. Учебный проект, исследовательская работа от «А» до «Я» (20 часов)
Тема 1.Учебные мини проекты (исследовательские работы) (4 часа)
Индивидуальные, групповые, парные проекты.
Типология учебных проектов. Проекты по ведущему виду деятельности.
Тема 2. Подготовка учебного проекта, исследовательской работы (6 часов)
Выбор темы проекта (исследовательские работы) и оформление паспорта. Отбор методик
исследования и научной литературы. Сбор и обработка материалов исследования.
Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно
исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита. Визуальный отчет. Структура,
содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Тема 3. Калейдоскоп учебных проектов и исследовательских работ (10 часов)
Учебные проекты и исследовательские проекты различной тематики. Разные формы
представления результатов проекта (исследования). Защита и презентация проекта.
Самооценка и планирование будущей работы. Формы организации учебных занятий: урокисследование, урокпутешествие, урок
практикум, урокконференция, урокэкскурсия, уроклаборатория.
Основные виды учебной деятельности:
ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
объяснять специфику проектов и специфику методов исследований;
определять рациональность использования источников информации в конкретной учебной
ситуации;
наблюдать за географическими объектами своей местности;
изготавливать модели (гномон, нивелир, литосферные плиты, внутреннее строение Земли,
метеорологические приборы);
составлять рассказ по плану;
работать с топонимическим словарем, географическими картами;
составлять схемы и таблицы;
составлять и описывать коллекции растений и горных пород и минералов;
проводить опыты и эксперименты;
представлять проект или исследование. Календарнотематическое планирование
№
ТЕМА
ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ
5 Г
план
Введение (1 час)
факт.
1 Что такое проект
Раздел 1. Структура проектной и
исследовательской деятельности
и этапы организации (12 часов)
Тема 1. Подготовительный этап (3 часа)
2 Этапы работы над
проектом и
исследовательской
работой
3 Как выбрать тему
проекта или
исследования. Объект и
предмет исследования.
4 Паспорт проекта.
Практическая работа
№1: «Составление
паспорта проекта»
Тема 2. Этап планирования (3 часа)
5 Планирование работы
над проектом или
исследованием
6 Методы и методики
исследования. 7 Практическая работа
№2: «Фенологические
наблюдения»
Тема 3. Реализация проекта (3 часа)
8 Сбор научного
материала для учебного
проекта (исследования)
9 Обработка материалов
исследований и их
оформление.
Подготовка стендового
материала.
Практическая работа
№3: «Обработка
материалов
исследований и их
оформление»
Тема 4. Презентация проекта, исследовательской
работы (2 часа)
Презентация проекта,
исследовательской
работы.
Практическая работа
№4: «Правила
публичной презентации
проекта
(исследовательской
работы)»
Тема 5. Осмысление и оценка проекта
(исследовательской работы) (1 час)
Осмысление и оценка
результатов
выполнения проекта
(исследовательской
работы)
Раздел 2. Учебный проект,
исследовательская работа от «А» до «Я»
Тема 1.Учебные мини проекты (исследовательские
(20 часов)
работы) (4 часа)
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
Типология учебных
проектов. Проекты по
ведущему виду
деятельности.
Практическая работа №
5: «Калейдоскоп
проектов по ведущему
виду деятельности»
Индивидуальные,
групповые, парные
проекты.
1 Практическая работа № 7 6: «Калейдоскоп
индивидуальных,
групповых, парных
проектов»
Тема 2. Подготовка учебного проекта,
исследовательской работы (6 часов)
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
Выбор темы проекта
(исследовательские
работы) и оформление
паспорта
Отбор методик
исследования и научной
литературы
Сбор научного
материала
Обработка материалов
исследований
Оформление проекта,
исследовательской
работы
Подготовка
презентации проекта,
исследовательской
работы
Тема 3. Калейдоскоп учебных проектов и
исследовательских работ (10 часов)
Конференция «22 марта
– Международный день
воды»
Конференция игра
«Праздник птиц»
Конференция «7 апреля
– Всемирный день
охраны здоровья»
Викторина «15 апреля –
день экологических
знаний»
Конференция
«Сохранение
биологического
разнообразия.
Заповедники и
национальные парки
мира»
Конференция «22
апреля – Всемирный
день Земли»
Презентация проекта,
исследовательской
работы
Защита проекта,
исследовательской
работы
Защита проекта,
исследовательской
работы
Самооценка
результатов
выполнения проекта (исследовательской
работы)
Резервное время
3
4
3
5
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Основы проектной и исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.