Методическое пособие "Основы цветоведения и дизайна", рассчитано на пяти - шести летний курс обучения. В первом - втором классах - знакомство с основами цветоведения, в старших классах - знакомство с основами дизайна и его применения в жизни и творчестве. На последнем году обучения, задания усложняются, вводится понятие "графический" дизайн.
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА.doc
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа»
муниципального образования городского округа «Ухта»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
В.00. Вариативная часть
Программа учебного предмета
В.00. В.02.
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА
УХТА 2019
Одобрено
Методическим советом
МУ ДО «ДХШ» МОГО «Ухта»
Протокол №1
2019 г.
дата рассмотрения
Утверждено
Директор МУ ДО «ДХШ»
МОГО «Ухта»
Урусова Светлана Владимировна
______________
(подпись)
____ 2019 г.
дата утверждения Разработчики – Пушина Ирина Владимировна, Талеева Ирина Ивановна, Талеева Надежда
Афанасьевна,– преподаватели.
Рецензент
Ф.И.О. Емельянова Наталья Николаевна,
должность заместитель директора по учебной работе, преподаватель высшей категории
Рецензент
Ф.И.О. _______________________________________________________________
должность ____________________________________________________________ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения для реализации учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цели и задачи учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материальнотехнических условий реализации учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
Учебнотематический план
Содержание разделов и тем. Годовые требования
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Дидактические материалы
6. Список рекомендуемой литературы и средств обучения
Методическая литература
Учебная литература
Средства обучения Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Декоративная композиция» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе.
Содержание данного учебного предмета тесно связано с содержанием учебных предметов
«Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая», в которых заложены общие цели и задачи по
основным законам композиционного построения, графического и живописного исполнения.
Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории в области истории
искусств.
Учебный предмет «Декоративная композиция» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков в процессе обучения, получение художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие обучающихся.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых разделов. Содержание которых
постепенно усложняется с каждым годом обучения. Программа строится на последовательном
изучении особенностей предмета «Декоративная композиция». Начинается обучение со знакомства с
основами композиционного построения и об основах цветоведения. Постепенно обучающиеся
приобретают знания относительно стилизации в орнаменте, умения и навыки в изображении объектов
растительного мира. Дает возможность познакомиться с различными графическими средствами и
приемами работы. На протяжении всего обучения углубляются знания о закономерностях
построения композиции, в том числе, в графическом дизайне, разносторонне изучается понятие
стилизация, развивают умения работы различными графическими средствами и приемами, а также
знакомятся с различными способами и приемами работы с бумагой.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Декоративная композиция» составляет 5 лет с 1 по 5
класс.
Срок реализации учебного предмета «Декоративная композиция» увеличивается на 1 год при
освоении обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы,
с дополнительным годом обучения. При 6 летнем сроке обучения срок реализации учебного
предмета «Декоративная композиция» составляет 6 лет – с 1 по 6 класс.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
при 5летнем обучении составляет: Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
247,5 часа
165 часов
82,5 часа
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
При 6летнем сроке обучения составляет:
297 часов
198 часов
99 часов
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
со сроком обучения 5 лет
Класс
Полугодие
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа обучающихся
Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной и
итоговой аттестации
Количество часов
1 класс
2
1
17
16
8
8,5
2 класс
4
3
17
16
8
8,5
3 класс
6
5
17
16
8
8,5
4 класс
8
7
17
16
8
8,5
5 класс
10
9
17
16
8
8,5
165
82,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
247,5
зачет
зачет
зачет
зачет
Э
Э — экзамен (годовой просмотр); «зачет» (промежуточный просмотр
со сроком обучения 6 лет
Количество часов
Класс
Полугодие
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа обучающихся
Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной и
итоговой аттестации
1 класс
2
1
16
17
8,5
8
2 класс
4
3
16
17
8,5
8
3 класс
6
5
16
17
8,5
8
4 класс
8
7
16
17
8,5
8
5 класс
10
9
16
17
8,5
8
6 класс
12
11
16
17
8,5
8
198
99
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
24
25,5
297
зачет
зачет
зачет
зачет
зачет
Э
Рекомендуемая
недельная
нагрузка в часах:
Класс
16 класс
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
1 час
0,5 часа Занятия в 14 классах могут проводиться по 2 часа в неделю, в течение одного полугодия в
каждом классе, с сохранением общего количества часов (аудиторных и на самостоятельную работу).
со сроком обучения 5 лет
Количество часов
1 класс
2
1
32
16
2 класс
4
3
34
17
3 класс
6
5
32
16
4 класс
8
7
34
17
5 класс
10
9
17
16
8
8,5
165
82,5
48
51
48
51
24
25,5
247,5
зачет
зачет зачет
зачет
Э
Класс
Полугодие
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
обучающихся
Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной и
итоговой аттестации
со сроком обучения 6 лет
Класс, полугодие
1 класс
2
1
32
16
2 класс
4
3
34
17
3 класс
6
5
32
16
4 класс
8
7
34
17
5 класс
10
9
17
16
8
8,5
6 класс
12
11
17
16
8
8,5
198
99
48
51
48
51
24
25,5
24
25,5
297
зачет
зачет зачет
зачет
зачет
Э
Класс
Полугодие
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа обучающихся
Максимальная
учебная нагрузка
Вид промежуточной и
итоговой аттестации
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Декоративная композиция»
Учебные занятия по предмету «Декоративная композиция» проводятся в форме аудиторных
занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций.
и проведение консультаций
рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 11 человек),
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий
позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подхода.
Внеаудиторное время может быть использовано на выполнение домашнего задания детьми,
посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях,
конкурсах и культурнопросветительской деятельности образовательного
учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Декоративная композиция» является художественно
эстетическое развитие личности обучающегося, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами
учебного предмета «Декоративная композиция» являются:
1. Развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
2. Приобретение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения различных
декоративных работ;
3. Формирование знаний о свойствах различных изобразительных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
4. Обучение обучающихся основным законам цветоведения и колористики;
5. Обучение основам декоративной композиции и основам графического дизайна;
6. Обучение навыкам в работе по стилизации растительного и животного мира, среды обитания
человека;
7. Воспитание и привитие навыков в работе с цветом и разнообразием графического материала;
8. Развитие способностей в художественноисполнительской деятельности и приобретение опыта в
творческой деятельности;
9. Развитие образного мышления
эмоционального сопереживания и колористического решения.
Формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
10.
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
в изображении декоративной
композиции на основе
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования (далее
ФГТ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит:
● сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
● распределение учебного материала по годам обучения;
● описание дидактических единиц учебного предмета;
● требования к уровню подготовки обучающихся;
● формы и методы контроля, система оценок;
● методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей
и задач учебного предмета. Они основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Описание материальнотехнических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно методической
литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по декоративной композиции должна быть оснащена мебелью (столами, табуретами),
магнитной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Декоративная композиция» построено с учетом возрастных
особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления;
включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися основных законов декоративной
композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а
практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте. За
годы обучения и освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно
прикладного искусства, об основах графического дизайна, бумажной пластике и макетировании.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
1. Цвет в декоративной композиции (контраст и нюанс) (цветоведение и колористика).
2. Орнамент и модуль.
3. Графический дизайн. Стилизация.
4. Графический дизайн. Макетирование.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Учебнотематический план
Первый год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка
Самостояте
Аудиторные
льная
работа
занятия
1 класс
Раздел 1. Цвет в декоративной композиции
Закономерности цветовых сочетаний
Пары противоположных цветов
Контраст
Нюанс
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5. Образ на заданную тему
урок
урок
урок
урок
урок
3
6
15
12
12,5
48,5
1
2
5
4
4,5
16,5
2
4
10
8
8
32
1 год обучения Раздел 1. Цвет в декоративной композиции
Закономерности цветовых сочетаний
Задачи: Вводная беседа о существовании законов и правил цветоведения в декоративной
композиции. Знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с понятиями
«монохромные, ахроматические цвета». Знакомство с понятием светлотность цвета, с техникой
работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыков смешивания цветов.
Задание:
1. Упражнение на изменение светлотности. Растяжка цвета (до черного и белого);
2. Растяжка трех основных цветов.
3. Упражнение на получение дополнительных цветов из трех основных.
Гуашь, формат А4
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
1.2. Пары противоположных цветов.
Задачи: Знакомство с закономерностями цветовых сочетаний, составленных из противоположных
красок спектра.
Задание:
1. Упражнение: три противоположные цветовые пары, их оттенки и влияние друг на друга;
(на выбор одна пара). Реалистическое изображение (цветы, ягоды, фрукты и т.п.)
2. Выполнение декоративной композиции, используя три противоположных пары (цветок, птица,
рыба, пейзаж).
Гуашь, формат А4
Самостоятельная работа: Работа над эскизами
1.3. Контраст
Задачи: Обучение закономерностям цветоведения и колористики, разнообразию приемов работы
гуашью. Развитие фантазии и образного мышления. Привитие навыков аккуратности. Знакомство с
понятием «светлотный контраст», ахроматический тон. Обучение приемам плоскостного
изображения предметов с разбивкой на светотеневые грани.
Задание:
1. Выполнение декоративной композиции на контраст между теплыми и холодными красками;
2. Выполнение декоративной композиции на краевой или пограничный контраст;
3.
Выполнение формального декоративного натюрморта в ахроматическом тоне с разбивкой на
светотеневые грани. Светлотный контраст.
Гуашь, формат А4
Самостоятельная работа: Работа над вариантами светотеневой градации, изображаемого
натюрморта.
1.4. Нюанс.
Задачи: Знакомство с понятием «нюанс» и родственными красками. Обучение закономерностям
цветоведения и колористики, разнообразию приемов работы гуашью. Привитие навыков
аккуратности.
Задание:
1. Выполнение упражнения на получение светлого нюанса путем смешивания родственных красок одного тона;
2. Выполнение упражнения на получение темного нюанса путем смешивания родственных
красок одного тона;
3. Выполнение формальной декоративной композиции на ассоциацию в контрасте (крик, боль,
страх, раздражение).
4. «Нюанс холодный и теплый». Выполнение формальной декоративной композиции на
ассоциацию (грусть, улыбка, сон, утро, вечер, тепло, холод).
Гуашь, формат А4
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
1.5. Образ на заданную тему. «Декоративный натюрморт»
Задачи: Закрепление знаний по закономерностям цветоведения и колористики, разнообразию
приемов работы гуашью. Развитие фантазии и образного мышления.
Задание: Композиция на контраст и нюанс. Выполнение двух, одинаковых по рисунку работ, на
тему: «контраст», «нюанс».
Гуашь, формат А4
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов. Подбор вариантов колеров.
Второй год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка
Самостояте
льная
работа
Аудиторные
занятия
2 класс
2.1. Орнамент в полосе.
2.2. Орнамент в квадрате.
2.3. Образ на заданную тему. «Маска».
2.4. Декоративное изображение предметов.
Орнаментика.
Раздел 2. Орнамент и модуль
15
15
19
2
урок
урок
урок
урок
51
2 год обучения
Раздел 2. Орнамент и модуль
5
5
6
1
17
8
10
12
4
34
Построение орнамента основано на ритме повторяющегося мотива или модуля. В процессе
работы над модулем возможно свободное обращение не только с его размерами, но и с деформацией
пропорций, изгибов, изломов для получения образности, для достижения эффекта выразительности, статики или динамики. Орнаментальная композиция представляет собой упорядоченное и
закономерное построение разработанного мотива. Она может быть статичной или динамичной. В
статичной декоративной композиции мотив строится по вертикальным или горизонтальным осям. В
динамичной композиции оси располагаются под углом или по изгибам и изломам.
В процессе работы над мотивом возможно свободное обращение с размерами и пропорциями
объектов, их деформацией для создания образа и выразительности.
Цвет и колорит орнаментальной композиции подлежит преобразованию. Он должен быть
условным, совершенно отличным от натурального варианта.
2.1. Орнамент в полосе.
Задачи: Знакомство с закономерностями орнаментального построения (модуль, стилизация).
Обучение основам цветоведения и колористики. Продолжение знакомства с понятиями
«ахроматические и хроматические цвета», «светлота», «тон». Обучение навыкам и приемам работы
гуашью для получения колера. Колеровка.
Задание: Выполнение растительного орнамента в полосе.
1. В карандаше
2. Один модуль — ахроматический,
3. 2 или более модулей — хроматическая гамма.
Гуашь, формат А4 (полоса ориентировочно 90х400)
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов. Подбор вариантов колеров.
2.2. Орнамент в квадрате.
Задачи: Закрепление знаний о закономерностях орнаментального построения (модуль, стилизация).
Закрепление знаний
об
ахроматических цветах, понятиях «светлота, тон, колер, монохром». Закрепление навыков и
приемов работы гуашью.
Задание: Симметричный геометрический орнамент в квадрате из четырех модулей.
по основам цветоведения и колористики. Закрепление знаний
1. Выполнение ахроматического модуля;
2. Выполнение монохромного модуля;
3. Выполнение модуля на основе контраста;
4. Выполнение модуля на основе нюанса.
Гуашь, формат А3 (квадрат 20х20)
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов. Подбор колеров.
2.3. Образ на заданную тему. «Маска».
Задачи:
Проверка знаний о закономерностях орнаментального построения о понятиях «тон,
светлота, колер», знаний по основам цветоведения и колористики, навыков и приемов работы
гуашью.
Задание:
Творческое задание «Маска» (симметричная или асимметричность декоративная маска)
(«Отражение», «Зима лето и т.п.»).
1. Эскиз в цвете. (формат А4).
2. Выполнение части маски на основе контраста;
3. Выполнение части маски на основе нюанса.
Гуашь, формат А3
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.
2.4. Декоративное изображение предметов. Орнаментика. Задачи: Знакомство с графическими средствами (точка, линия, пятно). Знакомство с приемами
работы для передачи декоративности и стилизации изображения.
Задание: Применение декора в стилизованном изображении. (фрукты, листья, грибы, лягушка, жук,
ваза, чайник, кувшин, варежка, шапка), используя графические средства (точка, линия, пятно,
геометрия, пластика).
Гелевая ручка, тушь, перо, формат А5
Третий год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максималь
ная учебная
нагрузка
Самостояте
льная
работа
Аудиторные
занятия
3 класс
Раздел 3. Графический дизайн. Стилизация
3.1. Создание графического образа.
3.2. Декоративный пейзаж.
3.3. Графическая деформация куба.
урок
урок
урок
12
12
25,5
49,5
4
4
9,5
17,5
8
8
16
32
3 год обучения
Раздел 3. Графический дизайн. Стилизация
Освоение новых понятий, композиционных закономерностей в графическом дизайне и
выразительных приемов осуществляется на занятиях с помощью упражнений и небольших
творческих работ. Упражнения последовательно усложняются, что обеспечивает выход на объемные
конструкции, макетирование и бумажную пластику. Основы композиции в дизайне тесно связаны с
основами декоративной и станковой композиции. Все задания по предмету строятся на основе
симметрии и асимметрии, статики и динамики, контраста и нюанса. Стилизация объектов в дизайне
отличается от стилизации в декоративной композиции. Стилизованные объекты в дизайне не
декорируются узорочьем и орнаментом, а перерабатываются в новые образные формы, знаки.
3.1. Создание графического образа.
Задачи: Знакомство с понятием «графический образ». Знакомство с композиционными приемами
для получения выразительности и образности изображаемого объекта.
Задание: Выполнение костюма к литературному произведению, театральному представлению (показ
работ художников иллюстраторов, театральных художников):
1. Выбор сюжетных частей произведения.
2. Описание портретной характеристики персонажа, описание черт характера.
3. Выполнение эскиза.
4. Выполнение колеровки;
5. Выполнение основной работы.
формат А3, различные материалы
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.
3.2. Декоративный пейзаж. Задачи: Знакомство со стилизацией в дизайне как переработкой объекта для получения новых
образных форм и знаков.
Задание: Стилизация пейзажа.
1. Выявление характерных окружающих предметов, среды.
2. Выполнение эскизов.
3. Работа на формате.
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.
формат А3, гуашь, гелевые ручки, цв. карандаши, акварель, маркер
3.3. Графическая деформация куба.
Задачи: Выполнение плоскостной и объемной композиции, работа над графическим единством
куба и плоскости. Использование различных приемов графики и стилизации для получения
образного единства и цельности в работе над объектом.
Задание: Дизайнпроект. Тема: «Графическая деформация куба» (механическая, геометрическая,
зооморфная, пластическая, растительная).
1. Выполнение эскиза развертки куба;
2. Работа ахроматическими колерами;
3. Работа в цвете колерами на гранях куба;
Формат А3, гуашь или тушь, перо, гелевые ручки, маркеры
Самостоятельная работа: Эскизы графического и цветового решения куба и плоскости.
Четвертый год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максималь
ная учебная
нагрузка
Самостояте
Аудиторные
льная
работа
занятия
4 класс
Раздел 3. Графический дизайн. Стилизация
3.4. Шрифтовая композиция «Словообраз»
3.5. Графическая композиция «Отражение»
3.6. Декоративная переработка формы до знака
урок
урок
урок
25
13
13
51
7
5
5
17
18
6
10
34
4 год обучения
Раздел 3. Графический дизайн. Стилизация
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески можно переработать
окружающую действительность, внести свое творческое начало, мысли, чувства, индивидуальные
оттенки. Это и называется стилизацией.
3.4. Шрифтовая композиция «Словообраз»
Задачи: Знакомство со шрифтами и шрифтовыми композициями. Знакомство с искусством
каллиграфии. Обучение способам переработки шрифта для создания образной композиции.
Задание:
1. Выполнение эскизов по выбранной теме. Примерные темы: «образ города, страны, вида спорта и т.д.»;
2. Выполнение шрифтовой композиции в графике (тушь, перо, гуашь, гелевая ручка)
3. Выполнение шрифтовой композиции по выбранной теме с ограниченной палитрой (колеровка)
Гуашь, формат А3.
Самостоятельная работа: Изучение литературы и шрифта с целью выявления
отличительных черт, характерных признаков города, страны, вида спорта. Зарисовка этих
элементов.
3.5. Графическая композиция «Отражение»
Задачи: Закрепление знаний по основам композиционного построения «симметрия, асимметрия»
Задание: Выполнение творческой графической композиции «Отражение».
1. Выполнение эскизов с ярко выраженной симметрией;
2. Выполнение эскизов с ярко выраженной асимметрией;
3. Основная работа.
Чернобелая графика, формат А3.
Самостоятельная работа: Работа над эскизами с использованием разнообразных приемов
для достижения выразительности.
3.6. Декоративная переработка формы до знака.
Задачи: Освоение новых понятий, композиционных закономерностей и выразительных приемов в
графическом дизайне. Изучение и использование приемов графики, для изображения объектов
предметной среды.
Задание: Декоративная переработка формы до знака.
1. Выполнение реалистической зарисовки выбранного объекта (чернобелый вариант)
2. Выполнение эмблемы (круг, квадрат, ромб и .п.);
3. Выполнение стилизации с элементами декора;
4. Переработка реалистичной формы в механическую;
5. Декоративная переработка формы до знака.
Гуашь, гелевая ручка, цв. карандаши , формат А2
Самостоятельная работа: Изучение и зарисовка объектов предметной среды.
Пятый год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максималь
ная учебная
нагрузка
Самостояте
Аудиторные
льная
работа
занятия
5 класс
Раздел 3. Графический дизайн. Стилизация. 3.7. Бионика в дизайне
3.8. Организация декоративной композиции
3.9. Декоративный натюрморт
урок
урок
урок
Всего часов:
18
12
19,5
49,5
247,5
6
4
6,5
16,5
82,5
10
4
19
33
165
5 год обучения
Раздел 3. Графический дизайн. Стилизация
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески можно переработать
окружающую действительность, внести свое творческое начало, мысли, чувства, индивидуальные
оттенки. Это и называется стилизацией
3.7. Бионика в дизайне.
Задачи: Обучение способам и приемам работы над бионической формой и ее переработкой на
основе графического дизайна. Привитие навыков в работе различными графическими средствами.
Закрепление основ композиции в графическом дизайне.
Задание: Итоговая работа по бионике.
1. Реалистическое изображение выбранной формы (цветы, фрукты, овощи).
2. Переработка бионической формы природного мира в геометрическую;
3. Выполнение разреза геометрической формы предмета.
Линейка, циркуль, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель, А 3
Самостоятельная работа: подбор бионической формы для выполнения графической
композиции.
3.8. Организация декоративной композиции.
Задачи: Знакомство с приемами организации декоративной композиции (оверлеппинг). Закрепление
знаний по статике и динамике. Закрепление знаний по стилизации и орнаментике.
Задание: Организация композиции в декоративном натюрморте выстраивается через центр, где все
направления линий, осей подчинены ему. Натюрморт должен быть уравновешенным, в статике по
горизонтальным и вертикальным осям, в динамике по наклонным.
Идея и образ складываются через тон и фактуру, манеру исполнения. Натюрморт станет
декоративным за счет изменения и деформации формы объектов, активных светотоновых
контрастов, введения декоративного контура и орнаментики.
1.Упражнение по членению плоскости изображаемого натюрморта (оверлеппинг);
2.Упражнение на статику и динамику. Членение плоскости по горизонталям и вертикалям статика,
по диагоналям и кривым пластичным линиям – динамика;
3.Упражнение по стилизации элементов натюрморта, введение орнаментики и узорочья. Работа
выполняется в черно – белом варианте.
Гуашь, тушь, гелевые ручки, маркеры, формат А3 (все задания на одном формате)
Самостоятельная работа:
натюрморта, стилизацией и орнаментикой.
Работа над вариантами членения плоскости изображаемого
3.9. Декоративный натюрморт. Задачи: Закрепление и выявление знаний по основам композиционного построения, цветоведения и
колористики, стилизации и орнаментики в декоративной композиции.
Задание: Выполнение творческой композиции по теме: «Декоративный натюрморт».
1.Выполнение эскизов декоративного натюрморта:
на основе упражнений предыдущего занятия. Выбор техники и манеры исполнения;
в манере известного художника
в стиле исторической эпохи (готика, модерн, конструктивизм и т.п.)
2.Упражнение по колористике для определения цветового решения натюрморта;
3.Выполнение творческой композиции по теме «Декоративный натюрморт»
Техника по выбору формат А2 (вместе с эскизами в материале)
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.
Шестой год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максималь
ная учебная
нагрузка
Самостояте
льная
работа
Аудиторные
занятия
4.1. Буквамодуль
4.2. Макетирование
6 класс
Раздел 4. Графический дизайн. Макетирование.
урок
урок
Всего часов
6 год обучения
27
22,5
49,5
297
9
7,5
16,5
99
12
21
33
198
Раздел 4. Графический дизайн. Макетирование.
4.1.. Буква – модуль.
Задачи: Освоение новых понятий, композиционных закономерностей и выразительных приемов в
графическом дизайне. Построение модульной сетки по метрическим закономерностям композиции.
Закрепление знаний по ритму. Умение применять графические средства для создания модульной
сетки. Привитие аккуратности и точности в выполнении графической работы.
1. Задание:
1. Выбор соответствия шрифта и слова по смыслу;
2. Выполнение эскизов;
3. Выполнение слова в монохроме;
4. Выбор модулябуквы из слова;
5. Составление модульной сетки из модулябуквы.
Гуашь, гелевая ручка, перо, циркуль, линейка, карандаш, формат А 3
Самостоятельная работа: Просмотр и подбор шрифтов, выполнение эскизов.
4. Задание: Фактура
1. Подбор формы для фактуры; 2. Стилизация формы;
3. Калькирование и создание модульной сетки;
4. Работа в монохроме.
Карандаш, гелевая ручка, гуашь, А 3
Самостоятельная работа: подбор формы для выполнения графической композиции.
4.2. Макетирование.
Задачи: Знакомство с понятием «макетирование», со способами обработки бумаги (сгиб, надрез)
Задание:
1.Выполнение рельефа из плоского листа бумаги;
2. Выполнение объемной прорезной модели (куб, пирамида и т.д.);
Бумага, резак, линейка, циркуль, карандаш, гуашь, клей.
Самостоятельная работа: Выполнение эскизов, подбор материала с помощью ИКТ по
разным видам рельефа бумаги.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Декоративная композиция» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных закономерностей построения декоративной композиции;
систематизация сбора подготовительного материала и способов его применения для воплощения
творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции
динамике, статике, симметрии, асимметрии;
знание основных закономерностей цветоведения и колористики;
знание основных закономерностей графического дизайна;
умение использовать средства живописи и графики, их изобразительновыразительные
возможности;
умение находить живописнопластические решения для выполнения творческой задачи;
навыки работы по организации композиционной плоскости.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
знания:
понятия и термины, используемые при работе над декоративной композицией;
статика и динамика в декоративной композиции;
виды контрастов и нюансы;
основные и дополнительные цвета;
эмоциональное воздействие цвета;
особенности последовательного ведения работы над композицией;
умения:
применение основных законов и средств композиции;
выделение композиционного центра;
сбор материала в работе над декоративной композицией;
создание стилизованного изображения;
навыки:
владение техниками работы гуашью, графическими средствами;
последовательность ведение работы над композицией;
владение приемами работы гуашью. 2 год обучения
знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
о построении орнамента;
о стилизации в декоративной композиции;
об основах цветоведения, о составлении колеровки;
об основах графического дизайна.
умения:
создание статичной и динамичной композиции;
последовательность поэтапной работы над декоративной композицией.
навыки:
работа с ограниченной палитрой, составление колеров;
разработка эскизов;
работа графическими средствами.
3 год обучения
знания:
об основах графического дизайна;
о значении качества цвета в декоративной композиции;
о влиянии цвета и тона на формирование условной картинной плоскости;
об эмоциональной выразительности и цельности композиции.
умения:
умение доводить свою работу до известной степени законченности;
сбор дополнительного материала для создания композиции;
навыки:
разработка эскизов и стилизованных зарисовок.
4 год обучения
знания:
О новых понятиях, о композиционных закономерностях и выразительных приемах в графическом
дизайне.
об образе;
создать оригинальную тематическую шрифтовую композицию с учетом цельности шрифта и
графики, их творческой переработке;
умения:
применять различные графические средства для создания декоративной композиции;
аккуратности и точности в выполнении графической работы.
навыки:
в использование чертежных, художественных инструментов в работе;
стилизации.
5 год обучения
знания:
законов композиции и схем композиционного построения листа;
о стилизации форм и орнаментике;
о способах организации композиционного листа;
о стилизации бионических, геометрических форм и их творческой переработки.
умения:
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией;
колористически грамотно решить плоскость листа;
самостоятельно выразить идею композиции графическими средствами;
навыки: работа различными живописными и графическими материалами;
самостоятельное изучение и сбор материалов для создания композиции;
использование графических средств, для получения нестандартного решения
композиции;
использования символов в изображении.
6 год обучения
знания:
законов композиции и схем композиционного построения листа;
о создании фактуры.
о создании модульной сетки;
о макетировании.
умения:
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией;
композиционно грамотно решать плоскость листа;
самостоятельно выражать идею композиции графическими средствами;
создавать оригинальную композицию с учетом цельности формы и графики.
навыки:
работа различными живописными и графическими материалами;
самостоятельное изучение и сбор материалов для создания композиции;
использование графических средств, для получения нестандартного решения
композиции;
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Оценка качества реализации
включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию.
Текущий контроль.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные
работы, просмотры учебнотворческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки
аудиторной работы на уроках, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и
пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры
по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. Зачеты могут проходить
в виде контрольных работ, просмотров творческих работ. Зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени.
зачет творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени).
• экзамен творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время по итогам всего обучения).
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки.
Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти.
Тематика заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой
работы, конкурсно выставочной деятельностью образовательного учреждения.
Требования к экзамену
Требования к содержанию экзамена определяются образовательным учреждением на основании
ФГТ.
Итоговый просмотр проводится: при сроке освоения образовательной программы 5 лет – в 5 классе,
при сроке освоения образовательной программы 6 лет – в 6 классе,
Экзамен предполагает создание творческой работы, которая демонстрирует умения
реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с
подготовительным материалом, эскизами, литературой.
Тему работы обучающимся объявляет и разъясняет преподаватель. Работа может быть
выполнена в любой технике живописи и графики с целью выявления знаний обучающихся о
закономерностях декоративной композиции.
Этапы работы:
поиски темы, выстраивание концепции;
сбор и обработка материала;
зарисовки, эскизы, стилизация;
поиски графических и живописных решений;
выполнение и завершение всей работы;
просмотр работ.
При выполнении экзамена выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в
соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных закономерностей построения и организации композиции;
знание основ цветоведения и колористики;
знание основ графического дизайна, макетирования и бумажной пластики;
умение переработки реалистического изображения в стилизованное;
умение использовать средства живописи и графики, их изобразительновыразительные
возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
Критерии оценок.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа
отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к
помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – обучающийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь
преподавателя.
2 (неудовлетворительно) обучающийся не справился с заданием не выполнил поставленные задачи,
допустил грубые нарушения в изображении (композиция, форма, цветовое решение). Работа не
завершена без уважительной причины.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по декоративной композиции следует
рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по
техникам выполнения и материалам задания. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему
поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения декоративной композиции:
1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.
2. Выполнение упражнений по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
3. Сбор подготовительного изобразительного материала.
4. Выполнение вариантов эскизов и стилизации.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Работа над декоративной композицией ведется, как на учебных аудиторных занятиях, так и за
их пределами. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных
задач, просмотр аналогов, создание цветовых и графических эскизов, индивидуальная работа с
каждым учеником. Внеаудиторная работа может включать задания по сбору необходимого для
выполнения работы наглядного материала, выполнение вариантов эскизов на заданную тему.
Итогом должна стать, одна законченная композиция в цвете или графике, может быть и серия
цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с
преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать средства и технику выполнения итоговой работы. При
всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После объявления и разъяснения основной темы и ее графического подтверждения начинается
индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это поиски решений, обращение к справочному
материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, выстраивая графический
ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Задание для самостоятельной работы может даваться еженедельно или реже, но в большем
объеме (например, на 23 недели). Самостоятельная работа по декоративной композиции является
продолжением работы на уроках и отдельно не оценивается.
Самостоятельная работа дается для того, чтобы дать возможность ученику глубже проникнуть
в предмет изображения, проявить его творческую индивидуальность в самостоятельном подборе
подготовительного материала.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего
задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие
детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурнопросветительской деятельности
образовательного учреждения.
Дидактический материал.
Для успешного результата в освоении программы по декоративной композиции необходимы
следующие учебнометодические пособия:
таблицы по цветоведению;
таблицы с аналогами работ по темам;
таблицы по этапам работы над композицией;
наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
наглядные пособия по макетированию и бумажной пластике;
работы обучающихся из методического фонда школы;
таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
интернетресурсы;
презентационные материалы по тематике разделов.
литература 6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы:
1. Артюшин Л. Ф. Цветоведение. – М.: Книга, 1982
2. Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
3. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990
4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
5. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968
6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1988
7. Гагарин Б.Г. Основы бумагопластики. Свердловск, 1990
8. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М. 1936.
9. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
10. Дейнека А. Рисунок и композиция. Учитесь рисовать. М. 1961.
11. Дерябин А.С. Художественные шрифты. М., 1982
12. Иттен И. Искусство цвета. 2е издание М.: Д. Аронов 2001.
13. Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона. Уч. пособие. М., 20002.
14. Кликушин С.Ф. Декоративные шрифты. М., 2007
15. Маклакова Т.Г. Функцияконструкциякомпозиция. Учебник. М., 2002.
16. Паранюшкин Р.В. Композиция. Уч. пособие. Ростов н/Д, 2001
17. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного
воспитания. М., 1981
18. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995
19. Степанов А.В. Объемнопространственная композиция. Учебник. М., 2003
20. Соловьев С.А. Декоративное оформление. М., 1987
21. Холмянский Л.М. Макетирование и графика в художественном построении. М., 1978
22. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ и изобразительных
отделений детских школ искусств (углубленный курс). М., МКРФ 2003.
23. Фаворский В.А. О композиции. Фрунзе, 1966
24. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986
25. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М.,
1985
26. Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
27. Шорохов Е. Композиция. М.,1986
28. Калмыкова Н.В. Макетирование в учебном проектировании. Уч. пос. М., 2003
29. Калмыкова Н. В. Макетирование из бумаги и картона. Уч пос. М., 2000
30. Маклакова Т.Г. Функцияконструкциякомпозиция. Учебник М.,2002. Гриф УМО
31. Паранюшкин Р.В. Композиция. Уч.пос. Ростов н/Д, 2001
32. Степанов А.В. Объёмнопространственная композиция. Учебник. М.2003
33. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционнохудожественного
формообразования в дизайнерском творчестве. Уч. пос. М., 2007. Гриф УМО
34. Тимофеева Т.А. Учебное макетирование в МАРХИ. М., Ладья. 1997
35. Тимофеева Т.А. Макетирование в учебном проектировании. Уч.пос. МАРХИ. 1995
36. Холмянский Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. Уч.пос.
МАРХИМВХПУ ( быв. Строгановское). М. 1978
37. Мартека В. Бионика. М., Мир, 1967.
38. Горохов В. А. Зелёная природа города. Уч. пос. М., 2005. Гриф УМО
39. Ермолаева А. П, и др. Основы пластической культуры архитекторадизайнера. Уч. пос. М.,
2005. Гриф УМО
40. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М., 2005. Гриф УМО
41. Калмыкова Н.В. Макетирование в учебном проектировании. Уч. пос. М., 2003
42. Королёв Ю. И. Начертательная геометрия. Учебник. СПб., 2006. Гриф МО
43. Маклакова Т.Г. Функцияконструкциякомпозиция. Учебник М.,2002. Гриф УМО 44. Паранюшкин Р.В. Композиция. Уч.пос. Ростов н/Д, 2001
45. Степанов А.В. Объёмнопространственная композиция. Учебник. М.2003
46. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционнохудожественного
формообразования в дизайнерском творчестве. Уч. пос. М., 2007. Гриф УМО
Список учебной литературы:
47. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2004
48. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
49. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
50. Бесчастнов Н.П. Чернобелая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
51. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
52. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
53. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997
Средства обучения.
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью,
видеопроекторами;
наглядноплоскостные: наглядные методические пособия, таблицы, плакаты, фонд работ
обучающихся, настенные иллюстрации и в подборках, магнитные доски, экраны;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, демонстрационные модели;
аудиовизуальные: слайдфильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи, презентации.
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
"ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ДИЗАЙНА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.