ОСОБЕНН ПРИМЕН РОЛ ИГРЫ В КОРРЕКЦ НЕДОСТАТКОВ ТВОРЧ ВООБР СЛАБОСЛЫШ ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗР
Оценка 5

ОСОБЕНН ПРИМЕН РОЛ ИГРЫ В КОРРЕКЦ НЕДОСТАТКОВ ТВОРЧ ВООБР СЛАБОСЛЫШ ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗР

Оценка 5
docx
27.05.2021
ОСОБЕНН ПРИМЕН РОЛ ИГРЫ В КОРРЕКЦ НЕДОСТАТКОВ ТВОРЧ ВООБР СЛАБОСЛЫШ ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗР
ОСОБЕНН ПРИМЕН РОЛ ИГРЫ В КОРРЕКЦ НЕДОСТАТКОВ ТВОРЧ ВООБР СЛАБОСЛЫШ ДЕТЕЙ МЛ ШК ВОЗР.docx

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В основе различных методик, описываемых понятием ролевая игра, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками  группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. [3]

Ролевая игра – представляет собой такой вид деятельности, в котором каждый участник реализует себя в рамках выбранных ролей, руководствуясь их характером и общей внутренней логикой среды действия, а не некоторым внешним сценарием. В общем, ролевую игру можно представить как процесс моделирования обучающимися тех или иных ситуаций действия и взаимодействия, на фоне сопряжения эмоциональных и характерологических качеств присущих роли.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами [4].

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Ход занятиям игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений. В младшем школьном возрасте, игра остается ведущим типом деятельности, именно поэтому, считается перспективным использование возможностей применения ролевой игры в развитии творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.

В связи с этим, мы считаем, что использование ролевой игры в развитии творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста будет способствовать положительным динамическим изменениям.

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО вариант 4.1., образовательной программой и возрастной нормой. 

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями: Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.12. 2014 №1598; СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26.

Цель: разработать курс занятий, направленных на развитие творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста через использование возможностей ролевой игры.

Задачи:

·                   диагностика степени развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста

·                   анализ результатов, полученных в процессе диагностики;

·                   выявление нарушений, полученных в результате обследования;

·                   разработка психокоррекционной программы, направленной на развитие творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста через использование возможностей ролевой игры.

Состав группы: слабослышащие дети младшего школьного возраста.

Методы групповой психокоррекции: ролевая игра (основной метод).

Количество участников – 8 человека в возрасте 8 лет.

Частота встреч: два раза в неделю, вторник и пятница.

Максимальная продолжительность занятия: не более 35 минут.

В качестве ролевых игр можно использовать: собственно сюжетно-ролевые игры; набор игровых ситуаций; использование метода перестановки главных персонажей; трансформация сюжетной линии; приёмы совмещения событий и героев из различных сказок. В качестве примера, можно использовать такие ролевые игры как – «Волк и семеро козлят», «Снежные медведи», «Три королевы», «Шрек и бременские музыканты», «Три поросенка и Емеля на печи», «Сказочный капустник», так как по нашему мнению, именно такие игры, с элементами сказочного сюжета, заставляют воображение обучающихся более полно включаться в процесс, тем самым создавая ситуацию развития творческих способностей.

При работе со слабослышащими детьми младшего школьного возраста в процессе развития творческого воображения в ходе ролевой игры, следует опираться на следующие принципы:

1.                Опора на индивидуальные возможности каждого участника;

2.                Создание предметно-развивающей среды для развития творческого воображения;

3.                Использование широкого спектра ролевых игр;

4.                Поддержка инициативности, интереса и любознательности участников;

5.                Включение в игровые сюжеты большого количества персонажей, отличающихся конкретными ролевыми структурами (с обязательным наличием взаимосвязи с другими персонажами);

6.                Создание ситуаций развития и необходимости решения поставленной задачи творческим путём (к примеру, включение в игру большего количества ролей и персонажей, чем участников);

7.                Использование широкого набора игровых приёмов в процессе ролевых игр.

Важно отметить, что развитие творческого воображения у слабослышащих детей младшего школьного возраста через использование ролевых игр, предполагает развитие таких качеств как:

·                   умение проявить оригинальность в создании нового замысла для сюжетно-ролевой игры;

·                   формирование повышенной скорости адаптации к новой и непривычной ситуации;

·                   развитие гибкости мышления – как способности создавать новое в сюжете игры;

·                   развитие вариативности – как способности создавать и предлагать новые идеи в самой ролевой игре, путём проведения направленных коррекционно-развивающих занятий.

Приведём примеры использования конкретных игр, для развития указанных выше качеств.

Так, для развития гибкости, можно использовать игру «Волшебные превращения», которая направлена на формирование у детей младшего школьного возраста умения использовать приёмы изменения знакомого сюжета игры. Так, психологом предлагается детям в известной сказке «Красная шапочка» изменить игровой сюжет, таки образом чтобы: Волк превратился в куст возле Бабушкино домика; Красная Шапочка нашла шапку-невидимку; Охотники превращаются в музыкантов и т.д. Получается, что дети будут самостоятельно распределять игровые роли и в последующем их воплощать в процессе игры.

Для этих же целей можно использовать игру «Волк и семеро козлят», в которой психолог дает детям задание играть по сюжету данной сказки, изменив главных героев, их роли и окончание самой сказки. Можно так же использовать сказки с перепутанными названиями, тем самым давая возможность слабослышащим детям младшего школьного возраста активно использовать своё творческое воображение. В качестве основных показателей оценки может выступать образно-пластическое взаимодействие с партнерами в игровом контексте; перевоплощение в образ с использованием мимики и выразительных движений.

Для развития вариативности как способности создавать и предлагать новые идеи в самой ролевой игре, следует использовать сюжетно-ролевые игры по мотивам наиболее известных сказок. К примеру, можно предложить детям используя метод реконструкции восстановить сюжет перепутанной сказки («Три поросёнка» и «Емеля на печи»). Сюжет меняется в сторону раскрытия персонажей с новой стороны, можно предложить детям обыграть ситуацию, в которой Емеля сидя на печи сидит и ждёт Волка, а волк должен своей хитростью заставить его впустить в дом, и наоборот – Волк сидит дома, а Емеля стремится в него попасть.

Можно так же использовать и приёмы составления непосредственных сюжетов игр, предлагая детям используя персонажей известных сказок, мультфильмов и т.д. самостоятельно воссоздать роли персонажей и составить собственный сюжет игровой ситуации (при этом, можно давать установку на введение в сюжет новых персонажей, изменять некоторую стереотипность, вводить элементы волшебных превращений героев из одной роли в другую, активно применять предметы и игрушки-заместители, создавать диалоги между персонажами и организовывать ролевое взаимодействие).

Так, в игре «Волшебники», можно предложить детям самостоятельно разделиться на добрых и злых волшебников, самостоятельно наделить их необходимыми и уникальными чертами характера, придумать историю их жизни и поступков, устроить соревнование добрых и злых сил, при этом расширяя эмоциональный потенциал участников – давай возможность активно использовать мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию и т.д.

Для развития умения проявить оригинальность в создании нового замысла для сюжетно-ролевой игры ,необходимо создать некоторую проблемную ситуацию, в которой детям следует: изменить положительных персонажей (их черты) на отрицательных и наоборот (Волк стал добрым, Красная шапочка злой и т.д.). Примечательным вариантом игры является «Сказочный капустник», в которой детям предлагается самостоятельно придумать как соединить знакомых персонажей разных сказок в одной, и на основе этих комбинаций придумать и разыграть новый сюжет.

В этом случае, главными задачами выступают:

·                   развитие творческой способности создания оригинальных сюжетов;

·                   обучение последовательному изложению придуманного сюжета/ситуации, за счет совмещения разных событий и героев разных сказок;

·                   самостоятельно производить отбор персонажей-участников (или добавлять новых, предлагать своих).

Для развития повышенной скорости адаптации к новой и непривычной ситуации, психологом в процессе ролевой игры вводится неожиданное обстоятельство, герой, сюжетный поворот, что позволяет детям научаться быстрому переключению в процессе игры, меняя сюжет и своё поведение.

Постепенно задания по изменению сюжетов ролевых игр следует усложнять, тем самым активизируя творческое воображение обучающихся – дети сами начинают в ходе игры предлагать новые сюжетные повороты, вводить новых персонажей и т.д.

Одним из условий развития творческого воображения в ходе ролевой игры, выступает способность к творческой комбинации (событий, явлений, персонажей и т.д.). Для этого можно использовать метод разно-контекстных ролей, включая персонажей в новые условия: Волк и Полицейский; Красная шапочка и воспитатель; Баба Яга и кассир и т.д.). Такой вариант реализации ролевых игр, позволяет расширить творческий репертуар воспитанников, активизируя мыслительную, вербальную и эмоциональную составляющую игрового процесса.

В рамках предлагаемой нами работы, со слабослышащими обучающимися младшего школьного возраста по развитию творческого воображения, нами были предложены следующие компоненты:

·                   Примерная психокоррекционная программа «Развитие творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста при помощи метода ролевой игры»  (Приложение 4).

·                   Конспект  психологической консультации родителей по особенностям развития творческого воображения (Приложение 5).

·                   Схема взаимодействия и сотрудничества специалистов по исследованию и развитию творческого воображения слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста (Приложение 6).

·                   Приемы психологической помощи (релаксационные упражнения) в условиях ЧС, в ситуации стресса, кризисной ситуации при организации коррекционной работы (Приложение 7).

·                   Рекомендации по оптимизации развивающей среды, планируемые с учетом результатов констатирующего эксперимента, в отношении условий укрепления здоровья, поддерживания должного уровня физической подготовленности обучающихся  (Приложение 8).

·                   Перечень методического и технического обеспечения планируемой коррекционной работы (Приложение 9).

·                   Перспективный план для родителей по оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста (Приложение 10).

Далее, приведем унифицированный вариант формы организации и проведения занятий для психокоррекционной программы направленной на развитие творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста с помощью ролевой игры (примеры занятий представлены в ПРИЛОЖЕНИИ).


 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект

В связи с этим, мы считаем, что использование ролевой игры в развитии творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста будет способствовать положительным динамическим изменениям

В связи с этим, мы считаем, что использование ролевой игры в развитии творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста будет способствовать положительным динамическим изменениям

Состав группы: слабослышащие дети младшего школьного возраста

Состав группы: слабослышащие дети младшего школьного возраста

Использование широкого спектра ролевых игр; 2

Использование широкого спектра ролевых игр; 2

Красная шапочка» изменить игровой сюжет, таки образом чтобы:

Красная шапочка» изменить игровой сюжет, таки образом чтобы:

Так, в игре «Волшебники», можно предложить детям самостоятельно разделиться на добрых и злых волшебников, самостоятельно наделить их необходимыми и уникальными чертами характера, придумать историю их…

Так, в игре «Волшебники», можно предложить детям самостоятельно разделиться на добрых и злых волшебников, самостоятельно наделить их необходимыми и уникальными чертами характера, придумать историю их…

Постепенно задания по изменению сюжетов ролевых игр следует усложнять, тем самым активизируя творческое воображение обучающихся – дети сами начинают в ходе игры предлагать новые сюжетные…

Постепенно задания по изменению сюжетов ролевых игр следует усложнять, тем самым активизируя творческое воображение обучающихся – дети сами начинают в ходе игры предлагать новые сюжетные…

Рекомендации по оптимизации развивающей среды, планируемые с учетом результатов констатирующего эксперимента, в отношении условий укрепления здоровья, поддерживания должного уровня физической подготовленности обучающихся (Приложение 8)

Рекомендации по оптимизации развивающей среды, планируемые с учетом результатов констатирующего эксперимента, в отношении условий укрепления здоровья, поддерживания должного уровня физической подготовленности обучающихся (Приложение 8)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021