ЗПР
Заде́ржка психи́ческого разви́тия -
нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста
Причины
медико-биологические
социально-психологические
Количество детей с нарушениями в развитии по статистическим данным составляет от 6 до 11 %
Основные черты детей с ЗПР:
повышенная истощаемость
низкая работоспособность
незрелость эмоций, воли, поведения
ограниченный запас общих сведений и представлений
бедный словарный запас
восприятие характеризуется замедленностью
трудности словесно-логических операций
страдают все виды памяти
необходим более длительный период
для приема и переработки информации
Наследственность
Патология беременности или родов матери
Хронические заболевания у родителей
Неблагоприятная экологическая обстановка
Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
Курение матери во время беременности
Алкоголизм родителей
Неполная семья
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе
Факторы риска
Деятельность учителя, работающего с детьми с ЗПР
Диагностика уровня развития ребенка
Составление индивидуального образовательного маршрута
Отслеживание динамики развития ребенка
Взаимодействие со специалистами и родителями
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
Реализация коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса
Принципы обучения детей с ЗПР
усиление практической направленности изучаемого материала
опора на жизненный опыт
ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами
необходимость и достаточность в определении объема изученного материала
введение в содержание учебных программ коррекционных разделов
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
Индивидуальный подход
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
Использование многократных указаний, упражнений
Проявление большого такта со стороны учителя
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
общая коррекционная направленность процесса обучения,
увеличение срока обучения,
малая наполняемость класса,
щадящий режим,
соответствующий учебный план,
увеличение количества часов на трудный раздел программы,
использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
создание положительной атмосферы на уроке,
постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
опора на игру,
целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.