Особенности и приёмы развития зрительно-моторной
координации у старших дошкольников
с задержкой психического развития
Понкратова Н.Ю., Тулупова Л.В., Терехова М.А.
МБДОУ "Детский сад "Родничок", г. Тамбов,
ponkratova_2011@mail.ru,lyuba.tulupova.88@mail.ru, marina.tereterehova@yandex.ru
Важным показателем школьной зрелости является уровень развития мелкой моторики и зрительно- моторной координации.
Зрительно- моторная координация формируется в различных видах деятельности. Глаза внимательно наблюдают за движениями руки, благодаря этому они становятся точными и совершенными.
Наиболее положительные результаты показывают те дети, у которых достаточно развита зрительно- моторная координация .
Характерным признаком детей с задержкой психического развития являются нарушения в развитии мелкой моторики, как отмечают исследователи.
Целесообразно проводить мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие мелкой и общей моторики (развитие зрительно- моторной координации, графомоторных навыков детей с задержкой психического развития.
Выполняя упражнения, ребёнок не следит за своими пальцами, нет согласованного действия руки и глаза. Отсюда и проблемы со зрительно- моторной координацией.
Всем известно, что для развития зрительно- моторной координации чаще всего используются традиционные методы и приёмы: это -шнуровки, -мозаики, -дорожки, -графические упражнения, -штриховки и т.д.
Но этого не достаточно в работе с детьми с замедленным психическим развитием.
Мелкую моторику и зрительно- моторную координацию целесообразно развивать в дошкольном возрасте, чтобы избежать проблем при освоении школьной программы. Обнаружив у ребёнка перед школой проблему в работе с карандашом, родители начинают уделять внимание развитию мелкой моторики и зрительно- моторной координации. Это становится для ребёнка лишней нагрузкой. Родители за короткий срок хотят научить ребёнка правильно держать карандаш и выполнять задания. В своевременной и правильно организованной коррекционно- педагогической помощи нуждается ребёнок с задержкой психического развития.
Но у детей с задержкой психического развития нарушена не только зрительно- моторная координация, а в том числе и мышление, восприятие и внимание, ориентировка на плоскости. Поэтому в своей работе можно использовать пособия из бросового материала (соль, пуговицы, нанизывание бус, прищепки, работа с пинцетом, наматывание ниток).
С данной категорией детей при работе необходимо применять инновационные методики, такие как- песочная терапия. Так же рекомендуется рисование фигур песком, простых узоров и рисунков. Дети полностью погружаются в творческий процесс, проявляют заинтересованность, не отвлекаясь занимаются песочной терапией.
Так же можно использовать нетрадиционные пособия (пчёлка, косички, паутинка, доведи мяч и т. д. Таким детям необходима дополнительная мотивация, создание интереса. Предлагается совместить развивающие занятия и игру.
Желая добиться хороших результатов, важно не упустить время, а именно дошкольный возраст. Столкнувшись с проблемой в школе, ребёнок будет огорчаться, замыкаться в себе, что приведёт к нарушениям в поведении, отставанию к школьной программе.
Очень важно использовать в своей работе:
« Графические упражнения» на развитие мелкой моторики. Используя их, улучшается память, внимание, зрительно- моторная координация.
Также эффективной считается «работа с трафаретами». Обводя силуэт дети учатся рисовать различные линии.
«Графический диктант»- развивает пространственное воображение, мелкую моторику.
«Массажные мячики»- тренажёры для мелкой моторики, улучшают кровообращение.
Перечисленные дидактические приёмы эффективны и полезны для развития зрительно- моторной координации. Используя их, можно добиться положительных результатов. Это является важным и главным условием для успешного обучения в школе.
Литература
1. Ульяненко У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика. 1990. –184 с.: ил.
2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета. 1985
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс. 2002 – 64 с.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.