«Особенности конфликтов у детей дошкольного возраста»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 22.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья рассматривает особенности конфликтов детей дошкольного возраста.
Иконка файла материала Статья 1.docx

МБДОУ «Детский сад №21»

 

 

 

 

 

 

Статья

«Особенности конфликтов у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Резникова Любовь Сергеевна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск, 2022 г.

 

 

Конфликты у детей дошкольного возраста неизбежны. Некоторые дети часто ссорятся по любому поводу, некоторые – договариваются, приходят к какому – то компромиссу, единому мнению. Дети учатся взаимодействовать, общаться, эти процессы происходят у каждого ребенка по – разному. В общении со сверстниками дети еще не могут понять чувства и переживания другого собеседника, они видят только внешние действия, поступки, они свои чувства ставят на первое место, для них важен только он сам, а не собеседник.

Проблемой конфликтов дошкольного возраста занимались многие ученые: Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.

Я. Л. Коломинский выделяет семь основных причин конфликта:

1.     по поводу выбора общей темы игры;

2.     разрушение игры;

3.     из-за выбора ролей;

4.     по поводу состава участников игры;

5.     по поводу сюжета игры;

6.     из-за игрушек;

7.     по поводу правильности игровых действий.

В каждой группе детского сада есть популярные и непопулярные дети. Популярные те, которые умеют общаться, с высокой самооценкой, уверенные в себе, активные, ловкие, умелые.  Непопулярные те, которые с низкой самооценкой, агрессивные, не умеющие общаться, не владеющие игровыми навыками, речью.  У дошкольников вызывают раздражение те дети, которые не умеют играть, не делятся игрушками, проявляют агрессию, медлительные, не соблюдают правила игры.

У детей конфликты бывают разовые, между двумя участниками и коллективные, когда мнение и поведение одного ребенка не совпадает с мнением и поведением коллектива.

Существуют два вида направленности конфликта: внешний и внутренний.

Внешний возникает в процессе противоречий в совместной деятельности и в общении. Он не обладает глубоким межличностным взаимоотношением, ситуативный и, как правило, решается самими детьми при помощи самостоятельного выбранного правила или нормы.

Внутренний конфликт не виден явно, он возникает в условиях ведущего вида деятельности – игровой. В отличие от внешнего конфликта, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей. В процессе этих противоречий притесняется внутренний мир ребенка, ухудшается его эмоциональное состояние, возникает психологическая изоляция от сверстников. Этот вид конфликта не могут сами дети разрешить, здесь понадобится помощь взрослых.

В детском коллективе, как правило, конфликты создают трудные или конфликтные дети (жалобщики, задиры, всезнайки и т. д.).

Существенное влияние на развитие конфликтности оказывает стиль общения родителей с детьми. Дети, которые растут в постоянном давлении, критики со стороны взрослых, вымещают свой негатив, злость в конфликтах со сверстниками.

Конфликты неизбежны в дошкольном возрасте, так как дети еще не умеют общаться со сверстниками, не умеют слушать друг друга, не могут понять внутренний мир окружающих, их чувства, переживания.

 Д.Б. Эльконин говоря об изменении с возрастом причин происхождения конфликтов между детьми дошкольного возраста, высказал мнение о том, что: «У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры».

Большую роль в разрешении конфликтов отводится воспитателю. Он должен научить детей слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению, учитывать интересы каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2014. - 320 с.

 

2.Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе -СПб.: Питер», 2000- 416с.

 

3.Худорожка, В. В. Конфликтные ситуации в дошкольном возрасте /В.В. Худорожка //

https://урок.рф/library/konfliktnie_situatcii_v_doshkolnom_vozraste_073136.html

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. -М.: Гуманит. центр. Владос, 1999. - 363 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru