ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Оценка 4.8

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Оценка 4.8
doc
07.05.2020
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
особенности детей с рас.doc

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

Ключевые слова: РАС, дети с РАС, подготовка к школе, школьное обучение, коррекционно-педагогическая работа.

На сегодняшний день подготовка детей к школьному обучению рассматривается как комплексная характеристика ребенка, включающая развитие психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации в новой социальной среде и успешного формирования школьных навыков и учебной деятельности.

На современном этапе исследования подготовки детей к школьному обучению в России основываются на трудах Л.С. Выготского. Разработкой данной проблемы занимались также Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и продолжают заниматься современные специалисты А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина и многие другие. Однако, особое внимание необходимо уделять детям, имеющим определенные особенности. Расстройства аутистического спектра – это спектр характеристик, которые описывают широкий круг аномального поведения и трудностей в социальном взаимодействии. К расстройствам аутистического спектра относят целую группу аутистических заболеваний и заболеваний, похожих на аутизм.

У детей с РАС в силу своих психофизиологических особенностей многие из функций, определяющих готовность к школьному обучению, нарушены или недоразвиты, вследствие чего у таких детей выявляются существенные трудности при переходе на новую ступень обучения. Степень выраженности проблем этого периода определяется, прежде всего, качеством предыдущей коррекционной работы. Однако, даже если по уровню школьной готовности ребенок с аутизмом может быть включен в школьное обучение, он все же сталкивается со многими проблемами, которые можно разделить на академические и специальные (социально-поведенческие и информационно- коммуникативные). Помимо этого, у детей данной категории отмечается выраженная неравномерность и специфика развития психических функций, а также специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом. Кроме того, у детей с РАС существуют сложности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

Учитывая эмоциональную незрелость аутичного ребенка, специалисты считают, что в большинстве случаев такой ребенок готов начать обучение в школе (даже при условии интенсивных подготовительных занятий) не раньше 8-ми лет. Специалисты говорят так же о том, что биологический возраст ребенка с РАС не совпадает с «эмоциональным возрастом», эмоциональное развитие отстает от возрастных показателей.

Большинство специалистов сходится во мнении по поводу особой важности периода школьного обучения – как для самих детей, так и для их семей. Зачастую ребенок с РАС приходит в школу после долгих лет упорной работы со стороны родителей и специалистов, направленной на адаптацию ребенка к нормальной жизни. Такой ребенок в школе попадает в новые, «усложненные» социальные условия и может обучаться не только различным знаниям и навыкам, но и правилам жизни в социуме, «считывая» нормальные образцы поведения. Именно поэтому приход особенного ученика в школу можно рассматривать как большую победу и путь к новым возможностям.

Зачастую ребенок с РАС приходит в школу после долгих лет упорной работы со стороны родителей и специалистов, направленной на адаптацию ребенка к нормальной жизни. Такой ребенок в школе попадает в новые, «усложненные» социальные условия и может обучаться не только различным знаниям и навыкам, но и правилам жизни в социуме, «считывая» нормальные образцы поведения. Именно поэтому приход особенного ученика в школу можно рассматривать как большую победу и путь к новым возможностям. Обучение в школе детей с РАС не будет плодотворным без правильной подготовки. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке ребенка с РАС к школьному обучению должна быть направлена на:

- задачу сформировать адекватное отношение к учителю; 

- развитие учебной мотивации. Например, интерес к учебе можно вызвать, используя увлечения каждого ребенка из подготовительной группы: нужно узнать о главных интересах детей (животные, механизмы, какие-то определенные предметы и т. д.), а затем в процессе работы подбирать задания, исходя из этих увлечений; 

- формирование навыка заниматься в условиях, максимально приближенных к школьным (классы с партами, спортзал, столовая и т. д.); 

- выработку социально-бытовых навыков на основе пошаговой отработки простых навыков с положительными и отрицательными «подкреплениями».

В некоторых случаях дети с РАС становятся способны усваивать самые элементарные школьные навыки лишь в 13–15 лет. Родителям необходимо помнить, что без всесторонней глубокой проработки все навыки ребенка останутся на механическом, неосмысленном уровне.

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке детей с РАС к школьному обучению представляет собой организация такой среды, в которой детям эмоционально и физически комфортно заниматься, а родителям – наблюдать за процессом обучения.

Также необходимо сказать о том, что коррекционно-педагогическая работа по подготовке детей с РАС к школьному обучению должна быть комплексной и проводиться целой группой разнопрофильных специалистов (АВА-терапист, психолог, логопед и др.). При этом коррекционно-педагогическая работа должна включать в себя индивидуальные и групповые занятия, а также учитывать такие факторы, как: 

- психофизические особенности ребенка; 

- зона ближайшего развития; 

- уровень развития предпосылок к учебному поведению и т. д.

 Для того, чтобы обеспечить успешность и эффективность коррекционно-педагогической работе, следует придерживаться следующего плана действий: 

- сбор информации о РАС из соответствующих источников, бесед с родителями аутичных детей, специальной литературы;

- наблюдение за учеником. Для успешной работы вы должны выяснить нюансы поведения ребенка в различных ситуациях, а также факторы, пугающие его, раздражающие, успокаивающие и т. д.

- преобразование учебного пространства, особое структурирование среды, в которой находится ученик. Если нейротипичному ребенку достаточно расписания, просто записанного в дневник, его аутичному соученику жизненно важно постоянно видеть это расписание. Дети с РАС хотят всегда знать последовательность дальнейших действий – это успокаивает их и создает внутренний комфорт.

- предсказуемость и безопасность образовательной среды – одно из главных условий успешной учебы ребенка-аутиста; 

- проявление интереса, внимания, увлеченности. Самый адекватный способ взаимодействия с аутичным ребенком – искренняя заинтересованность.

Таким образом, в ходже коррекционно-педагогической работы подготовке детей с РАС к школьному обучению, необходимо научить ребенка: 

- сосредоточению на отдельных предметах, умению использовать их по назначению (особенно это касается школьных принадлежностей); 

- выполнению целенаправленных действий с предметами, участию в играх с предметами, когда действия сопровождаются речью.

- умению выполнять вышеописанные действия вместе с другими людьми - сначала с родителями и прочими членами семьи, позже – в малых группах, сначала подражая другим участникам и подхватывая общий темп, а в дальнейшем и самостоятельно; 

- пониманию слоговой структуры слов и изображению ее действиями (хлопками в ладоши, стуком по столу, маршированием, выкладыванием фишек и т. д.) для закрепления на уровне моторики. 

В заключении отметит, что отличные результаты при коррекционно-педагогической работе подготовке детей с РАС к школьному обучению, может принести предварительная работа с классом, когда педагог собирает всех или только самых инициативных учеников и проводит с ними «спецподготовку», рассказывая об особенностях аутичных детей и объясняя, как правильно взаимодействовать с таким учеником. Можно обучить нескольких добровольцев, которые будут помогать необычному ребенку в разных непростых для него ситуациях – например, успокаивать его, если он будет напуган громким звуком школьного звонка. Такая вовлеченность будет способствовать поддержанию здоровой атмосферы в коллективе, что крайне важно, поскольку если аутичного ученика начнут «травить» – он вряд ли пожалуется на это, а будет молча страдать. 

 

 


ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке ребенка с

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке ребенка с

В заключении отметит, что отличные результаты при коррекционно-педагогической работе подготовке детей с

В заключении отметит, что отличные результаты при коррекционно-педагогической работе подготовке детей с
Скачать файл