Особенности лингвистического выражения самооценки подростков в современном английском языке
Самооценка — это эмоционально окрашенная оценка себя. Она бывает фундаментальной и ситуативной. Самоуважение, которое возникает после преодоления трудностей и неудач, позволяет развить высокую самооценку. Пессимистическая реакция на неудачу, потеря веры в собственные силы определяет формирование низкой самооценки. Если человек способен контролировать последствия своих действий и брать на себя ответственность за них, то такого человека можно назвать интерналом. Экстернал – личность, не обладающая указанными качествами.
Через оценивание себя фильтруется информация, поступающая извне. Такая информация становится ценной и весомой для ее хранителя. Источники, предоставляющие ее, называются витагенными или рождаемыми жизнью. Таковыми принято считать детские сказки, художественную литературу, средства массовой информации, персональные и персонально-групповые встречи. Самооценка человека находит свое отражение в языковых средствах, которые он использует. Она может быть неадекватной: завышенной или заниженной, что определяет стиль общения и речевое поведение автора сообщения.
Общая самооценка формируется у подростков в детстве под влиянием родителей или иного близкого окружения, а конкретная самооценка развивается на протяжении всей жизни и зависит уже от поведения самого человека.
Оценка включает субъект, объект, аспект оценки, оценочный элемент, оценочный стереотип и шкалу оценок. За основные семантические характеристики выраженной оценки принимаются ориентированность оценки и интенсивность качества оценки. Шкала степеней интенсивности выражения оценки объекта может быть широкой, независимо от ее ориентированности, так как оценки (как и оцениваемые объекты) могут сильно различаться по степени своей значимости для субъекта.
Изучение прагматической направленности высказывания с самооценкой выявило зависимость формы и насыщения отправляемого сообщения определенными комбинациями лексических единиц от экстралингвистических факторов. Поскольку речь неразрывно связана с мышлением, а последнее обусловливается внешней средой, то можно проследить путь формирования высказывания, содержащего самооценку, вплоть до эффекта, возникающего у слушателя вслед за его программированием.
В любом акте речи адресант стремится создать у адресата необходимое ему состояние сознания. Возможность возникновения данного состояния существует лишь в том случае, если отправитель речи умело воспользовался средствами языка для создания обладающих влиянием смыслов.
Самооценка, сформированная под влиянием внешней среды, является составной частью первого мыслительного уровня адресата. Самооценка имеет вектор. Она может быть направлена на собеседника, на читателя либо на себя, что определяет содержание коммуникативной интенции.
До перехода на вербальный уровень в построении высказывания начинает принимать участие второй мыслительный уровень адресанта. Здесь происходит создание иллокутивной силы, которой впоследствии насыщается само высказывание.
На вербальном уровне происходит материализация самооценки. Отправленное адресантом сообщение воспринимается слушателем, и смыслы высказывания с самооценкой овладевают сознанием собеседника.
Самооценка воплощается в высказывании с различной целью. При этом учитывается ситуация, ролевые соотношения и социальный статус. Социально-психологические детерминанты речевого поведения являются объектом изучения социолингвистики.
Социолингвистика – научная дисциплина, изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык. Единицы социолингвистического исследования одновременно соотносятся с определенным уровнем языковой структуры, а также с варьированием социальных ситуаций.
Одним из ключевых понятий социолингвистики является понятие языковой ситуации. Выделяются две группы языковых ситуаций: экзоглоссные и эндоглоссные, которые в свою очередь подразделяются на сбалансированные и несбалансированные.
Гендерные исследования - принципиально новый методологический подход к исследованию не только мужских и женских социальных ролей, но и культуры в целом. Базисом гендерной теории выступает представление о том, что почти все традиционно считающееся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Основой теории и методологии гендерных исследований является анализ власти и доминирования, утверждаемых обществом посредством гендерной дифференциации. Несмотря на то, что само понятие гендер не является сугубо лингвистической категорией, язык и речевое поведение индивидов могут быть проанализированы с точки зрения отражения в них гендерных отношений.
Речевая деятельность осуществляется через последовательность речевых актов, представляющих собой высказывания, построенные на основе предложения. Каждый речевой акт имеет определенную коммуникативную цель. По источникам формирования самооценки речевые акты делятся на следующие классы:
1. самооценка, основанная на оценке других людей;
2. самооценка, основанная на круге значимых других людей;
3. самооценка, основанная на актуальном сравнении с другими;
4. самооценка, основанная на сравнении реального и идеального «Я»;
5. самооценка, основанная на измерении результатов своей деятельности.
Любая говорящая личность испытывает влияние ряда факторов. Гендерная принадлежность адресанта влияет на употребление в речи тех или иных средств.
Для мужчин, такого типа высказывания совсем не характерны.
1. В мужской речи отмечаются терминологичность, стремление к точности номинаций, более сильное влияние фактора "профессия", большая, по сравнению с женской, тенденция к использованию экспрессивных, особенно стилистически сниженных средств", намеренное огрубление речи.
2. К типичным чертам женской речи относят гиперболизованную экспрессивность и более частое использование междометий.
3. Речь девушек обнаруживает большую концентрацию эмоционально оценочной лексики, а в речи молодых людей оценочная лексика чаще стилистически нейтральна. Девушки тендируют к интенсификации положительной оценки. Юноши используют отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы.
Можно прийти к выводу, что разница между речью девушек и юношей не прослеживается достаточно четко, как например, между речью женщин и мужчин. Это объясняется тем, что девушки и юноши находятся в процессе становления личности. Однако, даже на этом уровне можно проследить разницу. Девушки склонны к большей концентрации оценочной лексики, интенсификации положительной оценки в речи. В качестве аргументов девушки чаще ссылаются и приводят примеры конкретных случаев из личного опыта или ближайшего окружения. Также отмечается склонность к гиперболизованной экспрессивности и более частому использованию междометий. В речи юношей можно отметить терминологичность, стремление к точности номинаций, тенденция к использованию экспрессивных, особенно стилистически сниженных средств", намеренное огрубление речи. Оценочная лексика чаще стилистически нейтральна, более выражено использование отрицательной оценки, включая стилистически сниженную, бранную лексику. Таким образом, что разница между речью мужчин и женщин все же прослеживается, хотя граница между ними и не является жесткой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.