ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
воспитательная работа
Взрослым
28.09.2022
ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.docx

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гладилина Татьяна Васильевна

заведующий МАДОУ детский сад № 24

 

 

 

г. Балаково

 Организация наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий  по  воспитанию и развитию  воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.

Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Среди задач можно выделить следующие:

- обеспечение наиболее легкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- совместное планирование работы с молодым педагогом.

В формировании системы наставничества можно определить  такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.

2. Контакт наставника и подшефного.

3. Личный пример наставника.

4. Доброжелательность и взаимное уважение.

5. Уважительное отношение к мнению подшефного.

6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

В рамках   наставничества над молодыми специалистами в работе наставника  используются  следующие формы и методы:

- обучение  на рабочем месте;

 - участие в работе методических объединений (ДОУ,  района, города);

- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

-  обучение на курсах повышения квалификации;

- открытые занятия коллег;

- решение и анализ педагогических ситуаций;

- обучение составлению подробных планов – конспектов занятий и т.д.

В основе  данной системы работы  выделяются три этапа:

Первый ­й этап – адаптационный.

Определение   обязанностей и полномочий молодого специалиста; выявление  недостатков  в его умениях и навыках; разработка  программы адаптации. 

Второй этап – основной (проектировочный).

Разработка  и реализация  программы  адаптации; корректировка  профессиональных умений молодого педагога; построение  его собственной программы самосовершенствования.

Третий этап – контрольно-­оценочный.

Проверка  уровня  профессиональной компетентности молодого педагога; определение степени  его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 

В качестве результатами введения системы наставничества могут быть названы:

– система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;

– копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

– работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

– необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

 Примерный план работы наставника с молодым специалистом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

 

Для более эффективного рассмотрения наставничества в ДОУ приведем примерный план наставника работы наставника с молодым специалистом в дошкольном образовательном учреждении.

Данный план ориентирован на план работы наставника Карташовой Натальи Вячеславовны.

План

Тема

Рассматриваемые вопросы

Сроки

Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

- изучение нормативно – правовых документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов ОУ;

- составление календарно-тематического планирования;

- диагностика умений и навыков молодого специалиста.

 

Разработка индивидуального плана профессионального становления

- педагогическое самообразование;

-  участие в мероприятиях различного уровня;

-  занятия  молодого педагога.

 

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии

- практикум по решению и анализу педагогических ситуаций;

-  анализ различных стилей педагогического общения

 

Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства

- демонстрация опыта работы наставника и других коллег;

- подготовка  планов – конспектов  занятий;

- проведение и анализ занятий молодым педагогом

 

Имидж педагога.

- рассмотрение  вопросов педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

 

Аттестация. Требования к квалификации

- изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников;

- составление портфолио  достижений молодого педагога

 

Самообразование воспитателя

- выбор методической темы;

- планирование работы над тематической темой на год

 

Диагностика воспитанников

- изучение методика проведения мониторингов, диагностик обследования

 

Педагогическая ситуация.

- советы и рекомендации наставника

 

Копилка интересных занятий.

- разработка занятий силами самого молодого специалиста

 

Обобщение педагогического опыта

-  технология описания опыта

 

Методическая выставка достижений молодого воспитателя.

- систематизация наработок профессиональной деятельности

 

 

Данный план, на наш взгляд, является удачным,  поскольку он позволяет  молодому специалисту освоить несколько тем: от знакомства с молодым воспитателем и изучения нормативно-правовой базы до методической выставки достижений молодого воспитателя.

Другим примером может служить план педагога Логиновой Анны Анатольевны с молодым педагогом Демяник Оксаны Валерьевны на 2019 – 2020 учебные годы. В этом плане, помимо тематики и рассматриваемых вопросов, указаны результаты каждого вида деятельности.

План

Содержание работы

Форма проведения

Результаты

Сроки

1.

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ. Оформление документации группы

Консультации и составление годового плана работы.

 

 

Была проведена консультация   по развитию умения  пользоваться нормативно- правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», Федеральным законом «об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС  ДОУ, локальными актами  ДОУ.

Оказана практическая помощь  по  правильной организации ведения документации группы: проведены консультации  по составлению рабочей программы. Были изучены:

- Основная образовательная программа ДОУ;  

- цели  и задачи годового плана ДОУ.

 

Мониторинг детского развития.

 

Подбор диагностического материала.

Была проведена консультация и проведен подбор диагностического материала по программе «От рождении до школы» и «детский сад 2100»

 

Самообразование.

Планирование работы по теме самообразования. Пополнение предметно-развивающей среды по теме самообразования.

Был запланирован перспективный план на год по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Распространила свой опыт на уровне ДОУ и на сайте нс-портал. Пополнила предметно – развивающую среду по возрастным особенностям, а также участвует с детьми в разных творческих конкурсах. Педагог совершенствует свое самообразование.

Сентябрь

2.

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов. 

Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Проведена консультация по составлению перспективного и календарного планов. Молодой педагог за 2 год работы в ДОУ научилась хорошо составлять документацию.

Октябрь

 Родительское собрание

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.

Была оказана помощь в организации проведения собрания. Молодой педагог самостоятельно провела родительское собрание, которое было посвящено по ПДД «Зеленый огонек». Лекция: «Обучение детей по ПДД» и проведен тест – опрос.

 

3.

Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. Показ НОД и режимных моментов молодого педагога.

Молодой педагог посещала НОД и режимные моменты не только у наставника, но и у других опытных педагогов.

Оксана Валерьевна подходила за консультацией по непосредственно образовательной деятельности  по ФГОС. Оксана. разработала конспекты непосредственной образовательной деятельности, которые распространила на уровне муниципалитета и на Республику и опубликовала на разных сайтах: «Где находится добро?», «Сказочный калейдоскоп», «Защитники Отечества».

Ноябрь

4.

Работа с родителями.

Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. Информационные стенды для родителей.

Были составлены план работы с родителями на год и стенды для родителей по ПДД в разное время года», «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», «Здоровый образ жизни в семье». 

Декабрь

5.

Аттестация. Требование к квалификации.

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Папка достижений педагога.

Были изучены нормативные документы при аттестации, создан сайт воспитателя и папка достижений. Молодой педагог участвует в разных конкурсах и публикует статьи.

2020 г. Опубликовала статью «Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник»» в социальной сети работников образования nsportal.ru, свидетельство о публикации.

Участвовала в конкурсах профессионального характера. культура речи дошкольника», получила диплом I степени.

Участвовала в городском смотре-конкурсе среди ДОУ по безопасности дорожного движения «Зеленый огонек-2019»,г. Балаково, получила диплом  III степени.

В марте 2020г. Она успешно прошла процедуру аттестации на первую квалификационную категорию.

Январь – март

6.

Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.   

 

 

     

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Консультация на разные темы: «Составления НОД по ФГОС», «Режимные моменты», «Индивидуальная работа с детьми» и «Работа с родителями».

Февраль

Использование современных технологий в воспитательном процессе.  

Проектная деятельность в работе педагога. Разработка краткосрочного проекта.

Проведение проектной деятельности «Профессии служб спасения». Семенова Е.С. представляла свой опыт работы  в республиканской научно-практической конференции по проекту «Профессии служб спасения» «Сотрудничество ДОУ, семьи и социума: современные вызовы, традиции, инновации» среди работников дошкольного образование РС (Я), сертификат ФГАОУ ВПО СВФУ Педагогический институт кафедра «Возрастной и педагогической психологии», Якутское региональное отделение национального общественного комитета «Российская семья»

 

7.

ИКТ в работе педагога

Обзор и анализ ИКТ, использование в педагогической деятельности. Показ НОД с использованием ИКТ.

Оксана Валерьевна составила НОД с использованием ИКТ «Где находится Добро?», «Сказочный калейдоскоп», «Защитники Отечества».

Молодой  педагог Оксана Валерьевна. работает над созданием своего сайта и интересуется интернет – конкурсами.

Март

8.

Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности).

Проведена консультация для молодого педагога «Роль игры в развитии дошкольников». Показала сюжетно – ролевую игру и дидактическую игру для старшей игры.

Апрель

9.

Проведение мониторинга и изучение методик проведение и обследования воспитанников.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи.

Была проведена консультация по проведению мониторинга. Самостоятельно проведет мониторинг для детей старшего дошкольного возраста.

Май

Проведение итогов работы.

Самоанализ молодого специалиста.

Самостоятельный аналитический отчет педагогической работы за год

 

 

Представленный план эффективен, он предполагает использование современных технологий, освоение различных программ, а также самообразование.

В результате обучения по данному плану молодой специалист приобретает необходимые умения и навыки в работе с детьми, осваивает различные виды занятий, практикует разнообразные формы проведения занятий.

Таким образом, можно заключить, что представленные планы имеют такие общие черты: изучение нормативно-правовой базы, ведения документации, аттестация, самообразование (саморазвитие) молодого специалиста.

Освоение планов рассчитано на 1-2 года. Это позволяет начинающему педагогу постепенно, вдумчиво, системно осваивать предложенную наставником программу. Все это позволяет говорить об эффективности обучения молодого специалиста под руководством опытного наставника.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ

Организация наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Организация наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В рамках наставничества над молодыми специалистами в работе наставника используются следующие формы и методы: - обучение на рабочем месте; - участие в работе методических объединений…

В рамках наставничества над молодыми специалистами в работе наставника используются следующие формы и методы: - обучение на рабочем месте; - участие в работе методических объединений…

Примерный план работы наставника с молодым специалистом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

Примерный план работы наставника с молодым специалистом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя

Другим примером может служить план педагога

Другим примером может служить план педагога

Другим примером может служить план педагога

Другим примером может служить план педагога

Была оказана помощь в организации проведения собрания

Была оказана помощь в организации проведения собрания

Были составлены план работы с родителями на год и стенды для родителей по

Были составлены план работы с родителями на год и стенды для родителей по

III степени. В марте 2020г

III степени. В марте 2020г

Якутское региональное отделение национального общественного комитета «Российская семья» 7

Якутское региональное отделение национального общественного комитета «Российская семья» 7

Проведение итогов работы.

Проведение итогов работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2022