Гладилина Татьяна Васильевна
заведующий МАДОУ детский сад № 24
г. Балаково
Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий по воспитанию и развитию воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.
Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Среди задач можно выделить следующие:
- обеспечение наиболее легкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- совместное планирование работы с молодым педагогом.
В формировании системы наставничества можно определить такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
В рамках наставничества над молодыми специалистами в работе наставника используются следующие формы и методы:
- обучение на рабочем месте;
- участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- открытые занятия коллег;
- решение и анализ педагогических ситуаций;
- обучение составлению подробных планов – конспектов занятий и т.д.
В основе данной системы работы выделяются три этапа:
Первый й этап – адаптационный.
Определение обязанностей и полномочий молодого специалиста; выявление недостатков в его умениях и навыках; разработка программы адаптации.
Второй этап – основной (проектировочный).
Разработка и реализация программы адаптации; корректировка профессиональных умений молодого педагога; построение его собственной программы самосовершенствования.
Третий этап – контрольно-оценочный.
Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога; определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В качестве результатами введения системы наставничества могут быть названы:
– система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;
– копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
– работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
– необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Примерный план работы наставника с молодым специалистом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)
Для более эффективного рассмотрения наставничества в ДОУ приведем примерный план наставника работы наставника с молодым специалистом в дошкольном образовательном учреждении.
Данный план ориентирован на план работы наставника Карташовой Натальи Вячеславовны.
План
Тема |
Рассматриваемые вопросы |
Сроки |
Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
- изучение нормативно – правовых документов Министерства образования и науки РФ, локальных актов ОУ; - составление календарно-тематического планирования; - диагностика умений и навыков молодого специалиста. |
|
Разработка индивидуального плана профессионального становления |
- педагогическое самообразование; - участие в мероприятиях различного уровня; - занятия молодого педагога. |
|
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии |
- практикум по решению и анализу педагогических ситуаций; - анализ различных стилей педагогического общения |
|
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства |
- демонстрация опыта работы наставника и других коллег; - подготовка планов – конспектов занятий; - проведение и анализ занятий молодым педагогом |
|
Имидж педагога. |
- рассмотрение вопросов педагогической этики, риторики, культуры и т.д. |
|
Аттестация. Требования к квалификации |
- изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников; - составление портфолио достижений молодого педагога |
|
Самообразование воспитателя |
- выбор методической темы; - планирование работы над тематической темой на год |
|
Диагностика воспитанников |
- изучение методика проведения мониторингов, диагностик обследования |
|
Педагогическая ситуация. |
- советы и рекомендации наставника |
|
Копилка интересных занятий. |
- разработка занятий силами самого молодого специалиста |
|
Обобщение педагогического опыта |
- технология описания опыта |
|
Методическая выставка достижений молодого воспитателя. |
- систематизация наработок профессиональной деятельности |
|
Данный план, на наш взгляд, является удачным, поскольку он позволяет молодому специалисту освоить несколько тем: от знакомства с молодым воспитателем и изучения нормативно-правовой базы до методической выставки достижений молодого воспитателя.
Другим примером может служить план педагога Логиновой Анны Анатольевны с молодым педагогом Демяник Оксаны Валерьевны на 2019 – 2020 учебные годы. В этом плане, помимо тематики и рассматриваемых вопросов, указаны результаты каждого вида деятельности.
План
№ |
Содержание работы |
Форма проведения |
Результаты |
Сроки |
1. |
Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ. Оформление документации группы |
Консультации и составление годового плана работы.
|
Была проведена консультация по развитию умения пользоваться нормативно- правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», Федеральным законом «об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДОУ, локальными актами ДОУ. Оказана практическая помощь по правильной организации ведения документации группы: проведены консультации по составлению рабочей программы. Были изучены: - Основная образовательная программа ДОУ; - цели и задачи годового плана ДОУ. |
|
Мониторинг детского развития.
|
Подбор диагностического материала. |
Была проведена консультация и проведен подбор диагностического материала по программе «От рождении до школы» и «детский сад 2100» |
|
|
Самообразование. |
Планирование работы по теме самообразования. Пополнение предметно-развивающей среды по теме самообразования. |
Был запланирован перспективный план на год по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Распространила свой опыт на уровне ДОУ и на сайте нс-портал. Пополнила предметно – развивающую среду по возрастным особенностям, а также участвует с детьми в разных творческих конкурсах. Педагог совершенствует свое самообразование. |
Сентябрь |
|
2. |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов. |
Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. |
Проведена консультация по составлению перспективного и календарного планов. Молодой педагог за 2 год работы в ДОУ научилась хорошо составлять документацию. |
Октябрь |
Родительское собрание |
Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. |
Была оказана помощь в организации проведения собрания. Молодой педагог самостоятельно провела родительское собрание, которое было посвящено по ПДД «Зеленый огонек». Лекция: «Обучение детей по ПДД» и проведен тест – опрос. |
|
|
3. |
Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. |
Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. Показ НОД и режимных моментов молодого педагога. |
Молодой педагог посещала НОД и режимные моменты не только у наставника, но и у других опытных педагогов. Оксана Валерьевна подходила за консультацией по непосредственно образовательной деятельности по ФГОС. Оксана. разработала конспекты непосредственной образовательной деятельности, которые распространила на уровне муниципалитета и на Республику и опубликовала на разных сайтах: «Где находится добро?», «Сказочный калейдоскоп», «Защитники Отечества». |
Ноябрь |
4. |
Работа с родителями. |
Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. Информационные стенды для родителей. |
Были составлены план работы с родителями на год и стенды для родителей по ПДД в разное время года», «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста», «Здоровый образ жизни в семье». |
Декабрь |
5. |
Аттестация. Требование к квалификации. |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Папка достижений педагога. |
Были изучены нормативные документы при аттестации, создан сайт воспитателя и папка достижений. Молодой педагог участвует в разных конкурсах и публикует статьи. 2020 г. Опубликовала статью «Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник»» в социальной сети работников образования nsportal.ru, свидетельство о публикации. Участвовала в конкурсах профессионального характера. культура речи дошкольника», получила диплом I степени. Участвовала в городском смотре-конкурсе среди ДОУ по безопасности дорожного движения «Зеленый огонек-2019»,г. Балаково, получила диплом III степени. В марте 2020г. Она успешно прошла процедуру аттестации на первую квалификационную категорию. |
Январь – март |
6. |
Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.
|
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Консультация и ответы на интересующие вопросы. |
Консультация на разные темы: «Составления НОД по ФГОС», «Режимные моменты», «Индивидуальная работа с детьми» и «Работа с родителями». |
Февраль |
Использование современных технологий в воспитательном процессе. |
Проектная деятельность в работе педагога. Разработка краткосрочного проекта. |
Проведение проектной деятельности «Профессии служб спасения». Семенова Е.С. представляла свой опыт работы в республиканской научно-практической конференции по проекту «Профессии служб спасения» «Сотрудничество ДОУ, семьи и социума: современные вызовы, традиции, инновации» среди работников дошкольного образование РС (Я), сертификат ФГАОУ ВПО СВФУ Педагогический институт кафедра «Возрастной и педагогической психологии», Якутское региональное отделение национального общественного комитета «Российская семья» |
|
|
7. |
ИКТ в работе педагога |
Обзор и анализ ИКТ, использование в педагогической деятельности. Показ НОД с использованием ИКТ. |
Оксана Валерьевна составила НОД с использованием ИКТ «Где находится Добро?», «Сказочный калейдоскоп», «Защитники Отечества». Молодой педагог Оксана Валерьевна. работает над созданием своего сайта и интересуется интернет – конкурсами. |
Март |
8. |
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. |
Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). |
Проведена консультация для молодого педагога «Роль игры в развитии дошкольников». Показала сюжетно – ролевую игру и дидактическую игру для старшей игры. |
Апрель |
9. |
Проведение мониторинга и изучение методик проведение и обследования воспитанников. |
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. |
Была проведена консультация по проведению мониторинга. Самостоятельно проведет мониторинг для детей старшего дошкольного возраста. |
Май |
Проведение итогов работы. |
Самоанализ молодого специалиста. |
Самостоятельный аналитический отчет педагогической работы за год |
|
Представленный план эффективен, он предполагает использование современных технологий, освоение различных программ, а также самообразование.
В результате обучения по данному плану молодой специалист приобретает необходимые умения и навыки в работе с детьми, осваивает различные виды занятий, практикует разнообразные формы проведения занятий.
Таким образом, можно заключить, что представленные планы имеют такие общие черты: изучение нормативно-правовой базы, ведения документации, аттестация, самообразование (саморазвитие) молодого специалиста.
Освоение планов рассчитано на 1-2 года. Это позволяет начинающему педагогу постепенно, вдумчиво, системно осваивать предложенную наставником программу. Все это позволяет говорить об эффективности обучения молодого специалиста под руководством опытного наставника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.