Особенности некоммерческих юридических лиц как субъектов гражданского права

Особенности некоммерческих юридических лиц как субъектов гражданского права

Научно-исследовательская работа +2
docx
правоведение
11 кл +1
10.02.2020
Особенности некоммерческих юридических лиц как субъектов гражданского права

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

курсовая работа гп Белова Р.п-53.docx

Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза

Специальность:0201000 «Правоведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Особенности некоммерческих юридических лиц как субъектов гражданского права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай, 2017г

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Юридические  лица в гражданском праве

1.1.Понятие, формы и виды юридических лиц…………………5

1.2.признаки и классификация  юридического лица…………...7

1.3.понятие некоммерческих юридических  лиц и их основные этапы и      порядок создания………………………………………………………. .8

2.виды некоммерческих юридических лиц

 2.1.фонд…………………………………………………………. .9

2.2.учреждение……………………………………………...…… 11

2.3.Общественное объединение..…………………...…………...12

2.4.Потребительский кооператив………………………………. 16

2.5.Религиозное объединение…………...……………………….18

2.6.ассоциации и союзы (Объединение юридических лиц) ...... 20

3.Правовое положение некоммерческой организации

3.1.Реорганизация некоммерческой организации……...……… 22

3.2.Ликвидация некоммерческой организации…..……………. 23

Заключение………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обществе одной из основных форм объединения людей является институт юридического лица. Появление института юридического лица обусловлено усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений. Юридические лица в своем развитии прошли  ряд этапов и на настоящий момент их можно рассматривать как вполне сложившийся институт с определенными признаками и функциями. В правовой практике выделяется целый ряд организационно-правовых форм и соответствующих им видов юридических лиц. В том числе: хозяйственные товарищества и общества, государственные предприятия, производственные кооперативы, некоммерческие организации и др.

Каждому из видов присущи свои признаки, рассмотрению которых будет посвящена данная работа. Особое внимание в гражданском праве уделяется некоммерческим юридическим лицам в связи с многообразием их форм и ролью, которую они играют в жизни общества. Для начала раскроем понятие самого гражданского права и так гражданское право является отраслью права которая регулирует имущественные и лично неимущественные отношения . институт юридического лица относится к числу основных в казахстанском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм. Правила образования и прекращения юридических лиц, носящие наиболее общий характер, содержатся в гл. 2 Гражданского кодекса РК. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т.д.

В развитие норм ГК РК должен быть принят целый ряд законов, регулирующих процессы создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Так, предполагается принятие закона о регистрации юридических лиц, закона об обществах с ограниченной ответственностью, закона о государственных предприятиях и т.д. Наряду с нормами института юридического лица, содержащимися в гражданском законодательстве, следует учитывать и нормы иных правовых актов.

Цель данной курсовой работы – характеристика некоммерческих юридических лиц как субъектов гражданского права.

Гражданское право является юридической формой экономических отношений. Оно не только дает форму базисным явлениям, так как имеет дело с отношениями производства, распределения, обмена и потребления, получающими отражение в волевых отношениях, но и ищет новые формы для этих развивающихся явлений.

Актуальность темы заключается в том, что некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, и в этой связи их возможности по использованию принадлежащего им на праве собственности имущества ограничены теми целями, для которых они созданы.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
изучить литературу по проблеме исследования;
выяснить критерии, на основании которых классифицируются организационно-правовые формы некоммерческих организаций в существующем казахстанском законодательстве;
охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды некоммерческих организаций, основываясь на присущие

присущие им свойства.

Предметом работы являются организационно-правовые формы предприятий, их понятие, классификация.

 Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе возникновения права собственности некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Юридические лица в гражданском праве

1.1. понятие и виды юридических  лиц

Субъектами гражданского права являются не только граждане, но и юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в особом порядке. По закону определение юридического лица закреплено в п. 1 ст. 33 ГК РК: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету»

В ГК РК указываются виды юридических лиц в зависимости от вида деятельности, интересов, которые они преследуют в плане финансовой и прочей материальной выгоды. Так, юридические лица, цель которых - извлечение выгоды, называются коммерческими организациями. Юридические лица, которые не преследуют данную цель, именуются некоммерческими организациями [4 стр.25]

Законом определено, что коммерческие и некоммерческие организации могут быть созданы в определенных организационно-правовых формах. Коммерческие юридические лица создаются в форме:  хозяйственного товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, коммандитное товарищество),государственного предприятия, производственного кооператива. Более подробно о правовых аспектах данных форм говорится в законах Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах», «Об акционерных обществах», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О государственном имуществе», «О производственном кооперативе». [4 стр.58]

Некоммерческие юридические лица создаются в форме: акционерного общества, учреждения, потребительского кооператива, общественного объединения, фонда, религиозного объединения. Подробно о правовом положении и регулировании деятельности перечисленных правовых форм, указано в законах «О некоммерческих организациях», «Об акционерных обществах», «О потребительском кооперативе», «О религиозной деятельности и религиозных объединений». Также ГК РК предусматривает, что указанный перечень не является закрытым. Некоммерческие юридические лица могут быть созданы и в других организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством. К таким организациям относятся: Коллегия адвокатов, Нотариальная палата, Политическая партии и другие. Еще одним критерием деления юридических лиц является форма собственности имущества данной организации. В связи с этим, юридические лица подразделяются на частные и государственные. В современной практике подавляющее большинство юридических лиц являются частными, к государственным относятся: государственные учреждения и государственные предприятия.

 

 

1.2.признаки и классификация юридического лица

 

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе; наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица, а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников); самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством; право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде; наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

В соответствии с Гражданским кодексом РК разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:

ü цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);

ü организационно-правовой форме, т.е. по разрешенным видам организаций;

ü характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.

 

1.3.понятие и порядок создания некоммерческих  юридических лиц.

Некоммерческие организации – это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль (доходы) между членами и участниками организации. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация - завершает этап образования юридического лица. Для регистрации представляют следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания): свидетельство об уплате регистрационной пошлины.Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор. Так, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами. Другое отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. Существенным различием является также то, что некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Некоммерческая организация также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды некоммерческих юридических лиц

2.1.фонд

Фонды - некоммерческие организации, основанные для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями. Фондом для целей Гражданского Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Фонд может заниматься благотворительной деятельностью в целях:

v  социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

v подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

v оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

v содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

v содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

v содействия защите материнства, детства и отцовства;

v содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

v содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

v содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

v охраны окружающей природной среды и защиты животных;

v охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются, Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда помимо сведений, указанных в Гражданском Кодексе, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена, либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда[10стр.25]

 

 

 

2.2.учреждение

 

Учреждения - организации, созданные собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским Кодексом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение, может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Республикой Казахстан, субъектом РК, государственным образованием/

 

 

2.3.Общественное объединение

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Добровольное формирование – важный признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. [5стр.45]

Существуют следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия и общественная организация.

Ø Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Ø Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Ø Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Ø Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политические партии – общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РК в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. «Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания. Вне сомнения, одним из главных назначений политической партии является достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы». [6 стр.11]

Их роль определяется огромными финансовыми возможностями, позволяющими финансировать политиков, избирательные кампании, оказывать определенные услуги, а то и просто подкупать правительственных чиновников и депутатов. Особенно велико их влияние на государственные решения по финансированию тех или иных проектов, предоставлению кредитов, налоговых льгот. Основными характерными чертами общественных организаций являются:

• добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе;

• они не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения;

• в отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер;

• государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям. [9 стр.94]

3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит. Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы), прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие: непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти; поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов; участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов; участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах; организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями; забастовки, митинги, демонстрации и др.

5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.

 

 

2.4.Потребительский кооператив

 

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В потребительском кооперативе нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных. Особенности правового статуса потребительских кооперативов определяются специальными законами об отдельных видах таких кооперативов о потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации. Потребительские кооперативы имеют ряд отличительных черт по сравнению с другими некоммерческими организациями. Так, отличительной чертой данной организационно-правовой формы некоммерческой организации является то, что потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Деятельность же других некоммерческих организаций направлена, как правило, на достижение общественных благ. [7стр.38]

Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом общим собранием членов кооператива. Устав потребительского кооператива, в зависимости от специфики деятельности организации, должен отвечать требованиям, предъявляемым законодательством к учредительным документам данного вида юридических лиц. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель кооператива, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз».Однако не допускается использование слов «потребительское общество» и «союз потребительских обществ» в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании Закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также иных специализированных потребительских кооперативов, на которые не распространяется Закон «О потребительской кооперации».К числу особенностей имущественно-правового положения потребительских кооперативов относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд, конкретный размер которого должен определяться специальными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов участников. Поэтому обязанность по внесению таких взносов является специально предусмотренной уставной обязанностью члена такого кооператива. Одновременно она является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопросов ликвидации кооператива. Состав, размер и порядок внесения членами кооператива паевых взносов определены уставом организации. Как правило, этим участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается, т.к. закон не требует их личного трудового вклада в общее дело (исключение составляют лишь сельскохозяйственные кооперативы личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно)

 

 

2.5.Религиозное объединение

Сегодня, нам гражданам РК принципиально важно сохранить светский характер государства, но при этом элементарно научиться жить в условиях роста религиозного сознания, ренессанса ислама. Мы, безусловно, часть исламского мира, и эту простую истину нам еще предстоит принять и осмыслить.  Касательно нетрадиционных культов и течений, то Казахстану необходимо в первую очередь обеспечить права граждан, сохранять межнациональный и межконфессиональный мир, не допускать глубоких разломов, способных расколоть наше общество. Современные государственно-конфессиональные отношения характеризуются дальнейшим развитием сотрудничества в различных областях социального служения и в деле обеспечения прав человека на свободу вероисповедания. Но с учетом всех современных реалий, конечно, необходимо усиление контрольных функций государства и регламентацию деятельности нетрадиционных религиозных объединений в отношении соблюдения национальной безопасности страны и обеспечения спокойствия жизнедеятельности граждан республики .Для Казахстана, как страны с ярко выраженным составом населения, достижение и укрепление социальной стабильности, гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и общества тесно связано с задачей поиска оптимальных форм взаимодействия этнических общностей, укрепления согласия, повышения культуры межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, профилактики экстремизма и ксенофобии. Последователи всех концессий имеют в Казахстане широкие возможности для удовлетворения своих духовных потребителей[12 стр.76]

религиозные движения (образования). К новым религиозным движениям относятся все религиозные направления по определению не относящиеся к мировым и национальным религиям. Во многих типах религиозных новообразований приобщение к вере происходит не эволюционно, а скоротечно и сопровождается резкими изменениями прежних взглядов, образа жизни. От других религиозных типов новые религиозные образования отличаются новшествами, существенно расходящимися с вероучительными доктринами и обрядовой практикой мировых и национальных религий. Нередко содержание этой «новизны» обусловливается обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного объединения, личностью его основателя, наличием квалифицированных теологов.

По официальным данным, в Казахстане функционируют около 4 тыс. религиозных объединений, представляющих более 46 концессий и течений. По стране зарегистрировано 2182 культовых сооружения. При этом реальный показатель намного превышает сведения властей.На сегодняшний день в стране официально запрещена деятельность таких экстремистских и террористических организаций как «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движения «Талибан», «Боз Гурд», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайиба», «Общество социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «АУМ Синрикё» и «Хизбут-Тахрир». Одновременно «таблиговские» агитаторы при выборе «объектов влияния» уделяют повышенное внимание госструктурам с большим количеством работников, в т.ч. образовательным учреждениям, заводам и фабрикам, в которые целенаправленно внедряются их наиболее опытные идеологи. [9 стр.125]

Государственная политика Республики Казахстан в сфере религии базируется на следующих правовых принципах:

 Во-первых, все религии и религиозные объединения равны перед законом, законодательство закрепляет одинаковые права и обязанности для них.

 Во-вторых, религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству.

В-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки.

В-четвертых, государство проводит активную политику по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

 В-пятых, запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. При этом главными приоритетами в политике государства в области государственно-конфессиональных отношений является, в первую очередь, обеспечение права каждого человека и гражданина на свободу совести, гарантированной Конституцией Казахстана и свободу вероисповедания, вытекающего из национального законодательства и международных обязательств нашей страны.

 

 

2.6.ассоциации и союзы (Объединение юридических лиц)

 

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в ассоциации или союзы рассматриваются, как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так, некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих, некоммерческих организаций. Такие объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на добровольной основе, не вправе осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. [6 стр.14]

 Цели их создания - координация деятельности участников, представление, защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в том числе в форме "компании одного лица") либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения, должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся ее члены. Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - договора, устава. В учредительном договоре участники выражают свою волю на создание объединения, определяют условия участия в нем, а также цели деятельности объединения. В уставе определяется статус ассоциации или союза, включая порядок образования, компетенцию органов управления, условия, порядок реорганизации, ликвидации объединения, тому подобные вопросы. При необходимости создания объединений для предпринимательских целей, контроля за деятельностью их участников теперь можно использовать фигуру акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества ("материнского"), контролирующего дочерние или зависимые общества, то есть создавать объединения холдингового типа, сами не являющиеся юридическими лицами как целое. Сама ассоциация не несет имущественной ответственности по обязательствам своих членов, ибо по сути это означало бы ее участие в предпринимательской деятельности. Но члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом. С учетом этого обстоятельства закон не предусматривает возможности банкротства объединения юридических лиц. Выход из ассоциации (союза) допускается лишь по окончании финансового года с тем, чтобы до его окончания член ассоциации продолжал выполнять имущественные обязанности. Прием в ассоциацию новых членов допускается по единогласному решению всех ее участников, причем в этом случае на нового члена возлагается дополнительная ответственность по долгам объединения, в том числе возникшим, до его вступления, а не только в период его участия в данном объединении, если это предусматривают учредительные документы объединения либо специальное решение всех его участников. Также могут создаваться  следующие добровольные некоммерческие организации:

1.     Нотариальная палата - некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Устав нотариальной палаты регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений, нотариальная палата общественным объединением не является. Нотариальная палата представляет, защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь, содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организует страхование нотариальной деятельности. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

2.     Автономная некоммерческая организация - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами, (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры, спорта, иных услуг.

3.     Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учреждённая гражданами, (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей.

4.     Торгово-промышленная палата - негосударственная некоммерческая организация, объединяющая предприятия, а также предпринимателей.

5.     Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Казахстана, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой, торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических, научно-технических связей предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Ликвидация и реорганизация некоммерческой организации

3.1. Реорганизация юридического лица

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого лица или их часть переходит к иным субъектам права, то есть происходит универсальное правопреемство

Существует пять форм реорганизации

1) слияние нескольких юридических лиц в одно новое;

2) присоединение юридического лица к другому;

3) разделение юридического лица на два или более новых;

4) выделение из юридического лица новых юридических лиц;

5) преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в другую.

Реорганизация проводится, как правило, по решению участников юридического лица (или собственника), то есть добровольно, но в отношении коммерческих организаций закон предусматривает случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).При выделении, разделении или слиянии реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра. условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков Согласно Гражданскому кодексу РК учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, могут принять решение о ликвидации юридического лица. [10 стр.65]

 

 

3.2 Ликвидация некоммерческой организации

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Процедура ликвидации юридического лица заслуживает более чем пристального внимания, поскольку с ее завершением прекращается правоспособность юридического лица, т.е. юридическое лицо перестает быть субъектом гражданских правоотношений..Ликвидация юридического лица может носить как добровольный, так и принудительный характер.В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации:

- нецелесообразность дальнейшего существования;

- истечение срока, на который было создано;

- достижение или напротив принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, когда деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, например, организации (кроме казенных Предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственныъх обществ и унитарных Предприятий предусмотрено такое основание, как утрата имущества, то есть уменьшение стоимости чистых активов Предприятий ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно. В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников и удовлетворить требования кредиторов После погашения долгов составляют ликвидационный баланс, утвержденный собственником или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица. Ликвидационный баланс предназначен для завершения расчетов с кредиторами. Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации. Не получившие удовлетворение, кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения кредитором считается погашенным. До трёх месяцев. Кроме того, на этот период за ними также сохраняются и другие льготы и пособия. [14 стр.285]

Уведомление каждого кредитора лично. Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально. Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев. Его пропуск без уважительных причин означает, что требования такого кредитора будут удовлетворены после требований кредиторов, подавших заявление вовремя. [18 стр.26]

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев. В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы. Однако она имеет право обжаловать решение налогового органа в судебном порядке. Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников. С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними. Вместе с тем, она не имеет право требовать выплаты по обязательствам, срок исполнения по которым ещё не наступил. Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников. По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, по этому, как правило, он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации. Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утверждённой Правительством РК. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его. Если денежных средств на счетах ликвидируемой компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РК. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации. В случае если меры по продаже имущества не помогли, и денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). Если же суд отказал в открытии процедуры банкротства, за отсутствием денежных средств для сопровождения процедуры, то дальнейших действий ликвидации предприятия законодатель не предусмотрел. Согласно гражданскому кодексу Республики Казахстан, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Юридическое лицо в гражданском праве – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Существующая в казахстанском законодательстве классификация юридических лиц обусловлена переходным характером современной  экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы).

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, а к некоммерческим – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также некоторые иные обладающие указанными признаками юридические лица, предусмотренные законом. В то же время некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при одновременном наличии трех условий: она должна служить достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствовать этим целям, а полученная прибыль не должна распределяться между ее участниками.

Все юридические лица в Казахстане проходят государственную регистрацию. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации  и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин – физическое лицо или же создать организацию – юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.

 

Таким образом, некоммерческие организации являются субъектами гражданского права и осуществляют свою деятельность на основании Гражданского Кодекса РК и Конституционных законов РК. К некоммерческим организациям относятся субъекты, занимающиеся деятельностью не имея извлечения из нее прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками.

Некоммерческая организация обладает ограниченной правосубъективностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, только если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Некоммерческие организации относятся к юридическим лицам и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Как и все юридические лица, они могут иметь свои филиалы, представительства в Казахстане и за ее пределами для осуществления полноценной деятельности. Некоммерческие организации играют все более важную роль в формировании современного гражданского общества в Казахстане. Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения. Принятие все новых законов о некоммерческих организациях свидетельствует, о заинтересованности законодателя в увеличении роли третьего сектора в гражданском обороте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Конституция РК от 30.08.1995 г(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.)

2.     Гражданский кодекс Республики Казахстан. Общая часть от 27.12.1994 г(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2017 г.)

3.     Гражданский кодекс Республики Казахстан. Особенная часть от 01.07.1999 г(с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2017 г.)

4.     Белов В.А. Имущественные комплексы: Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому гражданскому праву. - М., 2004.

5.     Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2. М.: Статут, 2000.

6.     Вавилин Е. В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012.

7.     Высоцкая Е.И. Товар как объект гражданских прав: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

8.     Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под ред. В.А. Белова. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 993 с.

9.     Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: Проспект (ТК Велби), 2010.

10. Иоффе О. С. Избранные труды: в 4 т. СПб., 2004. Т. 3.

11. Кожокарь И.П.Дефекты объекта обязательственного правоотношения // Юристъ - Правоведъ. 2015. № 2 (69). С. 80-82.

12. Козьменко О. Простая вещь, сложная вещь, имущественный комплекс: понятие и вопросы законодательной техники // Хозяйство и право. 2006. № 11.

13. Колодуб Г. В. Исполнение гражданско-правовой обязанности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

14. Кулаков В.В.Комплексные объекты обязательства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 4 (39). С. 80-83.

15. Кулаков В.В. Признаки недвижимости как критерии ее регистрации // Вестник Росреестра. 2010. № 1.

16. Малышев В.А. О категориях «объект» и «предмет» применительно к гражданско-правовому договору // Законодательство и экономика. - 2008. - № 10. - С. 42-46.

17. Обыденнов А.Н. Предмет и объект как существенные условия гражданско-правового договора // Журнал российского права. - 2003. - № 8. - С. 61-67.

18. Родионова О. М. Механизм гражданско-правового регулирования в контексте современного частного права. М., 2013.

19. Свирин Ю.А. К вопросу о предмете и объекте договора купли-продажи // Адвокат. 2014. N 5.

20. Толстой В. С. Понятие надлежащего исполнения обязательств // Правоведение. 1971. № 3.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)