"Особенности организации учебного процесса с детьми с низкой мотивацией"
Оценка 4.8

"Особенности организации учебного процесса с детьми с низкой мотивацией"

Оценка 4.8
doc
08.02.2021
"Особенности организации учебного процесса с детьми с низкой мотивацией"
Особенности организации учебного процесса с детьми с низким уровнем мотивации.doc

Выступление

на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему:

 

 

 

«Особенности организации учебного процесса с детьми с низким уровнем мотивации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила:  учитель начальных классов

                             МОУ «Школа №96 г.Донецка»  

                                             Долманова С.В.                   

 

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы поспособствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.

      Все больше и больше детей  с низким уровнем мотивации обучается в школах. Конечно, совсем не просто подобрать к ним «ключик», сделать обучение для них приятным и увлекательным. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих. Многие учителя стараются помочь им, используя нетрадиционные способы подачи материала, проведения проверочных работ и т.д. Как показывает практика, помощь  этим детям может оказаться эффективной, и некоторые из них могут со временем стать «гордостью» школы. А способствовать этому может систематическая организация взаимодействия с ними в соответствии с выделенными нами направлениями:

1.     Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).

2.     Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся: смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;

3.     Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

4.     Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов ( массаж кистей рук, пальчиковые игры.);

5.     Повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа») и т.д.

    Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д.

    Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

    Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

     Для формирования учебной мотивации у детей требуется специальная педагогическая работа. Особое внимание должно быть уделено формированию у ребёнка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы. Необходимо развивать у ребёнка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

    Роль эмоций в создании мотивационного компонента деятельности по формированию новых знаний и умений у учащихся трудно переоценить: положительные эмоции, возникающие в процессе обучения, как бы «настраивают» учащихся на процесс обучения. «Радость познания», возникающая в результате адекватной организации процесса обучения, является необходимым условием эффективного усвоения знаний, как пишет Ш.А. Амонашвили. В то же время отношения между эмоциями и мотивацией остаются неоднозначными в исследованиях. В ряде исследований психологами признаётся, что эмоции мотивируют, но не раскрывается, как это происходит; либо эмоции рассматриваются как частная форма мотивации или её результат.

     Работа педагога, прямонаправленная на формирование и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды действий:

•создание условий для появления мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.) •актуализация сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

•коррекция дефектных мотивационных установок;

•изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Организация учебной деятельности с детьми с низким уровнем мотивации может осуществляться в разных формах учебной работы.

1. Занимательные задачи. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

2. Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

3. Развивающие упражнения. Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают «существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей».

4. Творческие задания. Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.

Учителю важно понимать, что формировать и развивать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

В плане мотивации необходимо организовать поиск того, что  интересует учащегося и что  может побудить его к действиям. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вновь поверил в себя.


Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Особенности организации учебного процесса с детьми с низким уровнем мотивации»

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Особенности организации учебного процесса с детьми с низким уровнем мотивации»

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя

Организация учебной деятельности с детьми с низким уровнем мотивации может осуществляться в разных формах учебной работы

Организация учебной деятельности с детьми с низким уровнем мотивации может осуществляться в разных формах учебной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021