Особенности педагогических конфликтов между учащимися
Оценка 4.9

Особенности педагогических конфликтов между учащимися

Оценка 4.9
docx
02.12.2020
Особенности педагогических конфликтов между учащимися
Особенности педагогических конфликтов между учащимися.docx

Особенности педагогических конфликтов между учащимися

            Конфликты среди учащихся – частое явление и, по мнению учителей, являются обычным делом для школы. Конфликты в ученической среде характерны для всех поколений.

            Г. И. Козырев говорит о том, что снижение или увеличение количества конфликтов между учащимися зависит от того, насколько успешно проходят процессы адаптации ребенка к школе, его социализации, от характера семейных отношений, того, насколько сформирована у него система ценностей (духовных, нравственных и др.) .

            Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер. Они  связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, с расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.

            Конфликты   между  учащимися   по  составу   конфликтующих сторон

можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые. Конфликты в детском коллективе также можно классифицировать по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты  оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции – как позитивные, так и негативные.

Лекция "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"

Специфические причины конфликтов «учащийся – учащийся»

Помимо уже рассмотренных нами основной причиной конфликтов между учащимися является, отсутствие у детей коммуникативных навыков (грубость, хамство, жестокость, озлобленность) . Исследования конфликтов типа «учащийся – учащийся» показали, что часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.

            К внешним причинам можно отнести:

●    учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению противоречий;

●    смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при этом трудности адаптации новичков;

●    общую неблагоприятную морально-психологическую  атмосферу  в классе.

            К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.

Выделяют три вида рефлексии: ситуативную (актуальную), ретроспективную и перспективную.

            Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

            Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу свершившихся событий: предпосылок, мотивов и причин произошедшего; своего поведения, допущенных ошибок.

            Перспективная рефлексия соотносится с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.

Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте 6–7 – 10–11 лет ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.

           Л. С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка как обобщенное дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Эта важнейший личностный конструкт, позволяющий контролировать собственную деятельность с позиции нормы, выстраивать свое поведение в соответствии с социальными требованиями. Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности  самого  ребенка,  в процессе  его  общения с другими людьми.

            Положительная самооценка ребенка играет важную роль в успешном обучении и межличностном взаимодействии. Ребенок с положительной самооценкой уверен в себе и своих поступках, действиях. Во многом формирование самооценки зависит от похвалы и поддержки взрослых, в первую очередь – родителей и педагога.

            Серьезной причиной, вызывающей конфликтные ситуации среди школьников, является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от того социометрического статуса, который он имеет в классе (группе).

Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер, предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера («звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое состояние личности (повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что может явиться причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.


 

Особенности педагогических конфликтов между учащимися

Особенности педагогических конфликтов между учащимися

Важно учитывать возрастные особенности рефлексии

Важно учитывать возрастные особенности рефлексии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2020