Особенности пиротехники фейерверков
Оценка 4.6

Особенности пиротехники фейерверков

Оценка 4.6
doc
02.02.2020
Особенности пиротехники фейерверков
Статья_на_чтения_Зимина.doc

Наймарк Елена Александровна

Формирование традиции пиротехнических показов на официальных праздниках конца XVI — первой половины XVIII века.

В России существовали самобытные традиции показывать огненные представления. Возможно усомниться в систематичности и регулярности «огненных игрищ». Одной из целей данной статьи является рассмотрение этих церемониальных, праздничных торжеств, принятых русским официальным Царствующим Двором в качестве знаменательных «действ» календарных праздников.

Замечено, что национальный русский культ огненной стихии «метафорически» развивался, начиная со славянских языческих обычаев. Со времени принятия православных обрядов (IXXIII вв.) огонь утрачивал свое изначальное основополагающее, сакральное значение: еще археологи XIX века установили его исключительную религиозную и хозяйственную важность, в частности, для славян Оки и Дона — центральных рек Московского государства (Следы язычества на пространстве между верховьями реки Оки и Дона. Культ огня, дерева и камня. Настоящее исследование в качестве реферата было представлено в бюро Международного Конгресса по Доисторической Археологии и Антропологии в Москве в 1892 году и по определению Ученого комитета Конгресса, напечатано на французском языке в I томе «Трудов Конгресса». Тула. 1893. С. 4, 16).

В России «увеселения», «забавы» с «огненными потехами» устраивались, за нечастым исключением, в деревнях. По современным исследованиям Д.Д. Зелова, они связанны с Масленичной традицией (Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII — первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы). М.: 2002). Для Царского Двора и прихожан огненные представления ассоциировались с мистериями. В XVIXVII веках в отличие от западноевропейских (немецких, итальянских) в отечественных придворных «увеселениях» не было театрализации, ставшей неотъемлемой частью зарубежных торжеств с пиротехническими показами (Пекарский П.П. Мистерии и старинный театр в России. СПб.: 1857). В деревнях, как и в Англии и Голландии первые самодельные огненные представления показывались с использованием подручных средств: в основном, плауна булавовидного. Как и в английских шутовских гуляниях «зеленого человека» они приурочивались к местным празднествам в деревне, не обнаружено свидетельств о повсеместном городском и деревенском использовании огня для отмечания официальных календарных торжеств. Сложные пиротехнические «зрелища», имевшие большое значение для верховной власти (главным образом для царской семьи и настоятелей Православной Церкви) организовывались в России с XVII века при Государевом Дворе и во время «пещных действ» в конце церковных служб.

В России установилась традиция писать «месяцесловы», в которых регламентировались церковные праздники. Особый интерес представляет придворные светские «росписи» официальных торжеств. Однако во время этих месячных торжеств популярные «огненные зрелища» в царствование Алексея Михайловича, в частности, «Навуходоносорово «действо»» не являлись обязательным обрядом, а носили, скорее морально-нравственный, эстетических характер.

В конце XVII века Петр I привез из Великого Посольства технологию изготовления фейерверочных «зрелищ». До этого времени первые пиротехнические «потехи», показывавшиеся приезжими путешественниками или солдатами Преображенского полков не являлись регулярными календарными эмблематическими представлениями.

В XVIII веке фейерверки стали средством просвещения городских жителей. Постоянно совершенствовалась технология их изготовления. В исследованиях последних лет отмечена проблема пожаробезопасности во время этих представлений. Т.А. Базарова дополнила исследование Е.В. Анисимова по истории Санкт-Петербурга, заключив, что во время царствования Петра Великого за пожарной безопасностью надзор был самый жесткий, отметив, что найдено только одно свидетельство о гибели человека после фейерверков (Базарова Т.А. Пожары в истории Петровского Петербурга // Петровское время в лицах — 2005. СПб.: 2005. С. 52). В первой четверти XVIII века показывались высотные фейерверочные представления без сложных конструкций, однако вероятнее всего, несмотря на усложняющиеся связи между государственными учреждениями, отвечавшими за подготовку « огненных представлений»: Канцелярии Сената, Главного управления и контор Артиллерийского ведомства, растущий документооборот, в Канцелярию от строений Санкт-Петербурга с 1730-х годов поступало все больше жалоб о пожарах. В середине 1730-х годов полицейские органы власти даже хотели разрушить фейерверочный «театрум» на Неве. В это время Императорский Двор укрепил значение фейерверков как регулярного календарного торжества, и одним из приоритетных заказов Академии наук являлось изготовление «описаний» к огненным показам и календарей, которые были связаны между собой.

В списке календарей, печатающихся в Академической типографии за 1755 год, приказано, что «напечатать велено» и «переплести надлежит» для: императорского величества, «знатной при дворе особы», знатных вельмож (Петербургский филиал архива Российской академии наук. Ф. 3. Оп. 4. Д. 7/2). Высшие дворянские сановники показывали фейерверки для свидетельствования почтения власти. О масштабности использования огня в официальных фейерверочных представлениях свидетельствует детальная разработка тысячи плошек на фитилях, пропитанных нефтью и скипидаром, показ огромных сооружений (статуй, пирамид), подсвеченных десятками тысяч трубками со свечами (Архив Военно-исторического музея артиллерийских войск и войск связи. Ф. 2. Оп. Г.П. Д. 264. Л. V).

Во время официальных торжеств стали популярны не только фейерверки, иллюминации городских зданий, салюты. Самобытные аграрные праздники с гаданием на свечах и возвеличиванием огня стали данью «старой культуре».

Наймарк Елена Александровна, диссертант Санкт-Петербургского университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, ассистент кафедры Таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного сервиса и экономики.

195156, город Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, дом 1, квартира 42.

Телефон: д.т. 8(812)4920515, м.т. 8(921)9286037.

Электронная почта: eanhistory@mail.ru, lena_naymark@rambler.ru.


Скачано с www.znanio.ru

Наймарк Елена Александровна

Наймарк Елена Александровна

Как и в английских шутовских гуляниях «зеленого человека» они приурочивались к местным празднествам в деревне, не обнаружено свидетельств о повсеместном городском и деревенском использовании огня…

Как и в английских шутовских гуляниях «зеленого человека» они приурочивались к местным празднествам в деревне, не обнаружено свидетельств о повсеместном городском и деревенском использовании огня…

Неве. В это время Императорский

Неве. В это время Императорский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020