Наймарк Елена Александровна
Формирование традиции пиротехнических показов на официальных праздниках конца XVI — первой половины XVIII века.
В России существовали самобытные традиции показывать огненные представления. Возможно усомниться в систематичности и регулярности «огненных игрищ». Одной из целей данной статьи является рассмотрение этих церемониальных, праздничных торжеств, принятых русским официальным Царствующим Двором в качестве знаменательных «действ» календарных праздников.
Замечено, что национальный русский культ огненной стихии «метафорически» развивался, начиная со славянских языческих обычаев. Со времени принятия православных обрядов (IX — XIII вв.) огонь утрачивал свое изначальное основополагающее, сакральное значение: еще археологи XIX века установили его исключительную религиозную и хозяйственную важность, в частности, для славян Оки и Дона — центральных рек Московского государства (Следы язычества на пространстве между верховьями реки Оки и Дона. Культ огня, дерева и камня. Настоящее исследование в качестве реферата было представлено в бюро Международного Конгресса по Доисторической Археологии и Антропологии в Москве в 1892 году и по определению Ученого комитета Конгресса, напечатано на французском языке в I томе «Трудов Конгресса». Тула. 1893. С. 4, 16).
В России «увеселения», «забавы» с «огненными потехами» устраивались, за нечастым исключением, в деревнях. По современным исследованиям Д.Д. Зелова, они связанны с Масленичной традицией (Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII — первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы). М.: 2002). Для Царского Двора и прихожан огненные представления ассоциировались с мистериями. В XVI — XVII веках в отличие от западноевропейских (немецких, итальянских) в отечественных придворных «увеселениях» не было театрализации, ставшей неотъемлемой частью зарубежных торжеств с пиротехническими показами (Пекарский П.П. Мистерии и старинный театр в России. СПб.: 1857). В деревнях, как и в Англии и Голландии первые самодельные огненные представления показывались с использованием подручных средств: в основном, плауна булавовидного. Как и в английских шутовских гуляниях «зеленого человека» они приурочивались к местным празднествам в деревне, не обнаружено свидетельств о повсеместном городском и деревенском использовании огня для отмечания официальных календарных торжеств. Сложные пиротехнические «зрелища», имевшие большое значение для верховной власти (главным образом для царской семьи и настоятелей Православной Церкви) организовывались в России с XVII века при Государевом Дворе и во время «пещных действ» в конце церковных служб.
В России установилась традиция писать «месяцесловы», в которых регламентировались церковные праздники. Особый интерес представляет придворные светские «росписи» официальных торжеств. Однако во время этих месячных торжеств популярные «огненные зрелища» в царствование Алексея Михайловича, в частности, «Навуходоносорово «действо»» не являлись обязательным обрядом, а носили, скорее морально-нравственный, эстетических характер.
В конце XVII века Петр I привез из Великого Посольства технологию изготовления фейерверочных «зрелищ». До этого времени первые пиротехнические «потехи», показывавшиеся приезжими путешественниками или солдатами Преображенского полков не являлись регулярными календарными эмблематическими представлениями.
В XVIII веке фейерверки стали средством просвещения городских жителей. Постоянно совершенствовалась технология их изготовления. В исследованиях последних лет отмечена проблема пожаробезопасности во время этих представлений. Т.А. Базарова дополнила исследование Е.В. Анисимова по истории Санкт-Петербурга, заключив, что во время царствования Петра Великого за пожарной безопасностью надзор был самый жесткий, отметив, что найдено только одно свидетельство о гибели человека после фейерверков (Базарова Т.А. Пожары в истории Петровского Петербурга // Петровское время в лицах — 2005. СПб.: 2005. С. 52). В первой четверти XVIII века показывались высотные фейерверочные представления без сложных конструкций, однако вероятнее всего, несмотря на усложняющиеся связи между государственными учреждениями, отвечавшими за подготовку « огненных представлений»: Канцелярии Сената, Главного управления и контор Артиллерийского ведомства, растущий документооборот, в Канцелярию от строений Санкт-Петербурга с 1730-х годов поступало все больше жалоб о пожарах. В середине 1730-х годов полицейские органы власти даже хотели разрушить фейерверочный «театрум» на Неве. В это время Императорский Двор укрепил значение фейерверков как регулярного календарного торжества, и одним из приоритетных заказов Академии наук являлось изготовление «описаний» к огненным показам и календарей, которые были связаны между собой.
В списке календарей, печатающихся в Академической типографии за 1755 год, приказано, что «напечатать велено» и «переплести надлежит» для: императорского величества, «знатной при дворе особы», знатных вельмож (Петербургский филиал архива Российской академии наук. Ф. 3. Оп. 4. Д. 7/2). Высшие дворянские сановники показывали фейерверки для свидетельствования почтения власти. О масштабности использования огня в официальных фейерверочных представлениях свидетельствует детальная разработка тысячи плошек на фитилях, пропитанных нефтью и скипидаром, показ огромных сооружений (статуй, пирамид), подсвеченных десятками тысяч трубками со свечами (Архив Военно-исторического музея артиллерийских войск и войск связи. Ф. 2. Оп. Г.П. Д. 264. Л. V).
Во время официальных торжеств стали популярны не только фейерверки, иллюминации городских зданий, салюты. Самобытные аграрные праздники с гаданием на свечах и возвеличиванием огня стали данью «старой культуре».
Наймарк Елена Александровна, диссертант Санкт-Петербургского университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, ассистент кафедры Таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного сервиса и экономики.
195156, город Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, дом 1, квартира 42.
Телефон: д.т. 8(812)4920515, м.т. 8(921)9286037.
Электронная почта: eanhistory@mail.ru, lena_naymark@rambler.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.