КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Задачи: • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. • Развивать представление детей о воздухе, его свойствах. • Способствовать развитию навыков проведения опытов. • Развивать умение делать выводы на основе практического опыта. • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей). Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), фонарик, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, гуашь кисточки. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие. Давайте поддержим друг друга, согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись». Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение? Дети: Солнышко! Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям. Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова: Солнышко, солнышко Мы твои лучи. Быть людьми хорошими Ты нас научи Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся сегодня в лаборатории, это то место, где проводятся опыты и занимаются исследованием. Предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и провести несколько опытов. Вы хотите? Дети: Да! Воспитатель: Тогда надевайте скорее халаты и шапочки! А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же, Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? Дети: Дышать! Воспитатель: Правильно! Сделайте глубокий вдох, попробуйте задержать дыхание на сколько сможете. Держим воздух в себе, стараемся не дышать. Ух это трудно. Поняли как нам необходим воздух!? Потому что мы дышим постоянно. Даже есть такое выражение, когда нам что-нибудь очень нужно мы говорим: «Нужен как воздух!» Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! Воспитатель: А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. «Поймай невидимку и почувствуй» (С полиэтиленовым пакетом, фонариком и острой палочкой). Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Какого цвета воздух? Дети: (ответы детей). Бесцветный, правильно. Воспитатель: На столе у меня фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим можно ли почувствовать воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Струйка воздуха идет нам в лицо. Вот вам и второе свойство воздуха - воздух можно почувствовать. Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой стал пакет, когда воздух из него весь вышел? (Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.) Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим. Опыт 2. «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки. Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Дети: Вода и горох Воспитатель: Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Дети: Теплая. Воспитатель: Что делают горошины? Дети: лежат на дне стаканчика. Воспитатель: Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Дети: Воздух Воспитатель: Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? Дети: Подуть в трубочки. Воспитатель: Что происходит? Дети: Появились пузырьки - это воздух. Воспитатель: Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Дети: Они двигаются. Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины? Дети: Воздух Воспитатель: Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух Дети: Изо рта. Воспитатель: Правильно ребята, мы сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать? Дети: Умеем! Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот. Физкультминутка: Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб быстрее нам летать, Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете, А внизу леса, поля – Расстилается земля. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. Дети машут руками, словно крыльями. Дети машут руками интенсивнее. Потягивание руками вверх, ноги на носочках. Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону. Дети приседают на несколько секунд. Дети встают и машут руками - «крыльями». Дети продолжают занятия. Эксперимент № 3 «Слышим воздух» Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик можно услышать воздух!. Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик). Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) Воспитатель: Хорошо, разобрались! А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Эксперимент № 4 «Узнай по запаху» Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы, запахи. А какие – вы по запаху их узнаете и мне скажете (апельсин, лук). Вы замечательно справились. Молодцы. Эксперимент № 5 «Рисуем воздухом » Отвечаем на следующий вопрос. Скажите можно ли рисовать воздухом? Я вам расскажу – есть такая техника рисования – кляксография, мы капаем на лист бумаги каплю краски И с помощью воздуха и коктейльной трубочки клякса (капля краски) превращается в рисунок. Дети вместе с воспитателем подходят к демонстрационному столу. Демонстрация создания рисунка путем выдувания коктейльной трубочкой. Воспитатель: – Посмотрите что у меня получилось? На что похожа моя клякса? Теперь чтобы закончить рисунок я кисточкой дорисую необходимые элементы. Ребята, хотите свои кляксы превратить в рисунки? Прежде чем вы начнете да разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. - Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши) Девочки и мальчики, Мы с тобой подружим (стучат кулачками друг о друга) Маленькие пальчики! Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре пять. (загибают пальчики поочередно, начиная с другого мизинца) Мы закончили считать. Пальчики готовы! Приступим к работе! Присаживайтесь к столам Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков! Дети: Здорово! Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии): - что мы дышим воздухом; - что воздух прозрачный, бесцветный; - что воздух постоянно нас окружает; - что воздух невидим, но его можно найти разными способам; - что воздух есть внутри людей; - что можно даже рисовать воздухом. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому) Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы! Спасибо! Библиографический список 1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998. 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007. 3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005. 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003. 5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006. 6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М.М. 7.Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006. 7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.