Особенности познавательного развития одаренных детей
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Кого считают одаренным
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяет яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. Чаще всего выделяют несколько категории детей, которых обычно и называют одаренными.
· дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
· дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
· дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
· дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Особенности познавательного развития
Любознательность
Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любопытство – жажда новизны, характерна для каждого здорового ребенка. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный не устойчивый характер.
Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам получающим удовольствие от повышенных нагрузок. Конечно,
кроме эмоции есть еще такая форма психического отражения, как воля.
Психологами доказано что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
И так при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство переросло к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.
Сверхчувствительность к проблемам
Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным.
Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.
Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к известному ранее.
Люди часто относятся к новым сведениям и открытиям с большим недоверием, особенно к тем, которые существенно меняют привычные взгляды. Многие, к сожалению, не только не обладают способностью тонко чувствовать, видеть проблемы, но даже часто отказываются замечать то, на что прямо указывают их выдающиеся современники.
Познавательная самодеятельность
Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, например, Д.Б.Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в
полученном ответе, - пишет Д.Б.Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Высокий уровень развития логического мышления
Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет.
Известный российский психолог В.Н.Дружинин анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения интеллекта и креативности выделяет тир основных позиции:
· первая - отказываться от какого бы то ни было разделения этих функций; эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых; из широко известных зарубежных исследователей придерживающихся данного подхода, можно назвать Г.Ю.Айзенка;
· вторая – строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект ни ниже среднего.
· третья – утверждает что интеллект и креативность – независимые ортогональные способности; при максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта.
Повышенный интерес к дивергентным задачам
Так условно называются задачи имеющие не один, а множество правильных ответов. В дивергентных задачах ответы не выводятся на прямую из условий. Решение их требуют поиска разных подходов допускает и частично предполагает их сопоставления.
Стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность, все то, что раздражает обыкновенных детей, и есть одна из главных черт творца
Оригинальность мышления
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи отличающиеся от широко известных банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике, самостоятельных рисунках, сочинении историй и других продуктах детской деятельности. Порой она вызывает удивление или насмешки окружающих.
Гибкость мышления
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по задержанию, называют
гибкостью мышления.
Высокий уровень гибкости мышления явление редкое. Она связано с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка, однако им не определяется.
Продуктивность мышления
Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных сопоставления, развития углубления и т.п.
Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта (знаний, умений, навыков) и часто прямо диктуются его содержанием. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у одаренных, которым данное качество присуще больше степени, но у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения опыта, но и о его содержании.
Легкость ассоциирования
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями.
Способность к прогнозированию
Это редкое качество включающие в себя воображения, интуицию, способность к глубокому анализу. Способность предвидения, базирующиеся на подсознании простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания.
Высокая концентрация внимания
Она выражается во-первых, высокой степенью погруженности задачу; во-вторых, возможностью успешной настройкой внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Отличная память
Человек может хранить в своей памяти гигантские объем информации. Синтез способностей к запоминанию порождает часто замечаемое у одаренных детей к стремлению к классификации, к систематизации информации опыта, идей.
Способность к оценке
Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами.
Способность к оценке – производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а
также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мысли и поступков других людей.
Известный психолог А.М.Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе в своих способностей, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.
Особенности склонностей и интересов
У одаренных детей склонности и интересы очень широки, и при этом устойчивы и осознанны, это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Им многое удается, многое по душе и по тому им хочется попробовать себя в самых разных сферах.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Постоянное стремление экспериментировать, постоянно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
В моем классе есть дети которые отличаются от своих сверстников исследовательской активностью и с желанием ведут поисковую работу. Им гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать знания в готовом виде. На личных экспериментах учащиеся моего класса доказали что входит в состав мыльных пузырей; сумели надуть самый большой мыльный пузырь. Доказали существование в окружающей среде невидимых предметов; исследовали от чего осенью листья имеют разные оттенки.
Самые ценные и прочные знания - не те что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др.
Способность мыслить, творить есть у каждого человека – именно этим он отличается от животного. Это дар природы человечеству. Очень важно поддержать интересы и склонности детей не только в школе ну и дома.
РБ с.Чекмагуш ул.Западная 91 кв.3, индекс-452200, моб.тел.-89276378346 ms.liva@inbox.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.