Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.
Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полноценное, полностью соответствующее нормальному развитие.
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
нарушение активного произвольного внимания;
повышенная истощаемость всех психических процессов,выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления.
повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.
Особенности:
Отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность.
Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом.
У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений.
Перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз, нарушают согласованные движения руки и глаза.
Отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического.
с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития
Наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции (речь)
Речь
Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%.
Патологическое состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствовало спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков, а также артикулированию слогов в период лепета.
Нарушения при ДЦП многоаспектны, коррекционно-развивающая, психокоррекционная, абилитационно-реабилитационная работа должна осуществляться комплексно, как единая система мер, направленных на коррекцию имеющихся недостатков и на активизацию индивидуальных компенсаторных возможностей.
Медицинская реабилитация детей должна начинаться с момента установления диагноза.
Коррекционно-развивающая работа психолога направляется на преодоление недостатков познавательных процессов, повышение общего уровня сформированности познавательной деятельности, коррекцию дисфункций.
Особое значение придается здесь работе над формированием пространственных представлений, развитием возможностей самоконтроля.
Специалисты при этом решают целый комплекс задач:- развитие разных сторон познавательной деятельности;- коррекция отклонений в психическом развитии;- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности
- формирование предпосылок к усвоению ребёнком материала занятий, проводимых воспитателями, и закрепление этого материала;- формирование предпосылок учебной деятельности
По мнению современных авторов, огромную роль играет игротерапия, рассматриваемая как особый метод психологического воздействия. Она используется в индивидуальной и в групповой формах, направляется на коррекцию эмоционального неблагополучия детей.
Детям с ДЦП очень полезна беспредметная лепка или изодеятельность, позволяющая выражать символически свое эмоциональное состояние, отношение.
Основополагающим принципом организации логопедической работы является принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Он предполагает формирование коммуникативных умений в ходе осуществления различных видов детской деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной, познавательной).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.