ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

  • docx
  • 06.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.docx

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема развития познавательной активности является одной из наиболее актуальных проблем в психологии, так как основным видом деятельности детей и обязательной частью формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Теоретические аспекты проблемы нашли отражение в отечественной психологии в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, в отношении познавательного развития детей с нарушением речи – Л. С. Цветковой, Е. М. Мастюковой, Г. С. Сергеевой. Остановимся на рассмотрении ключевого понятия нашего исследования «познавательная активность». Так, Г. И. Щукина считает, что познавательная активность – это личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе [1]. По мнению А. М. Матюшкина познавательная активность – это внутренняя мотивация, которая побуждает ребенка к деятельности [2]. И. С. Морозовой и И. С. Штепиной были выделены компоненты познавательной активности: когнитивный компонент, показателями которого являются нагляднодейственное мышление; непроизвольное внимание; механическая память; эмоциональный компонент – состояния и эмоции; деятельностный компонент – умения; навыки [3]. В нашем исследовании интерес представляет познавательная активность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Н. М. Назарова считает, что у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций и контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность [4]. В исследовании приняли участие 12 воспитанников в возрасте 5–6 лет. Для исследования когнитивного компонента, а именно уровня развития нагляднодейственного мышления был проведен тест «Обведи контур» Результаты показывают, что очень высокий уровень развития наглядно-действенного мышления всего у одного дошкольника (8 %), ребенок затратил на выполнение задания 70 сек., все линии были прямые и углы фигур соединены точно; со средним уровнем развития 50 % детей, на выполнение всего задания у них в среднем ушло118 сек., наблюдались недочеты; четверть всей выборки составляют дошкольники с высоким уровнем развития (25 %), на выполнение задания у них ушло в среднем 101 сек., при этом две линии не являлись прямыми; 4 угла соединены неточно; дошкольники с низким уровнем развития наглядно-действенного мышления составляют 17 % от всей выборки. На выполнение задания у них ушло 143 сек., 8 линий непрямые. Для выявления уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти нами была использована методика «Треугольники – 2» (Е. Додонова). Было выявлено наибольшее количество испытуемых со средним уровнем развития (92 %), дети нарисовали заданное количество фигур в ряд, но заштриховали не в требуемом порядке. С низким уровнем – 8 % детей, у которых количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции. Для исследования эмоционального компонента была проведена методика «Паровозик». Анализируя данные, мы делаем вывод о том, что с негативным психическим состоянием низкой степени (НПС) 17 % дошкольников, с НПС средней степени – 8 % воспитанников. Наибольшую группу составляют дошкольники с нарушением речи с позитивным психическим состоянием (ППС) (75 %). С НПС высокой степени в выборке не оказалось. Общий психологический климат в группе составляет 50 %, что соответствует о средней степени благоприятности психологического климата. Для исследования деятельностного компонента, нами была проведена методика «Вопрошайка» (М. Б. Шумаковой). Результаты свидетельствуют о том, что в группу с низким уровнем познавательной активности входят 17 %, дети задали всего 1 вопрос. Средний уровень характерен для 75 %, дети задавали от 2-х до 3-х вопросов. Группу с высоким уровнем развития познавательной активности составляют 8 % дошкольников, кто задал 4 вопроса всех типов. Таким образом, анализируя полученные данные, мы выявили, что у дошкольников с речевыми нарушениями основные компоненты познавательной активности сформированы недостаточно. Коррекционно-развивающая работа по их формированию является перспективой нашего исследования. Библиографический список: 1. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М.: Фортуна, 2013. – 207 с. 2. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2010. – № 4. – С. 5–7. 3. Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Морозова, И. С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162–165. 4. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Ар