ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ.
Оценка 4.9

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
Взрослым
08.09.2024
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ.
Обмен опытом работы в процессе преподавания математики в СПО
Особенности преподавания математики в СПО.docx

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании: проблемы и подходы к их решению.

 

 Клопцова Лидия Ивановна,

преподаватель математики ГБПОУ ААТТ

 

За последние годы федеральные государственные образовательные стандарты значительно повысили требования к качеству подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании. Это связано с тем, что профессиональное образование перешло на стандарты нового поколения, в нашем техникуме – это ФГОС ТОП-50. 

Главной задачей обучения в техникуме стало развитие личности обучающегося. Выпускники нового поколения должны ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде: быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня; быть конкурентоспособными; планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

 

Современные технологии в образовании, в первую очередь рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована эффективная образовательная деятельность.

Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку - как самостоятельная учебная дисциплина, в которой должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в общепрофессиональных дисциплинах и междисциплинарных курсах. 

В связи с этим, особенность обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности, особенно для специальностей технических профилей.

 

Также хотелось бы отметить, что одной из проблем среднего профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки у студентов первого курса, отсутствие у большинства из них сформированных общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. В результате они испытывают затруднения с овладением на требуемом уровне федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Для решения данных проблем нужен переход от объяснительно-иллюстративных методов обучения к деятельностно-развивающей технологии, направленной на развитие личностных качеств каждого студента.

 

В программе дисциплины ЕН.01 «Математика» по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей более 50% учебного времени отводится на проведение практических занятий и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, но без непосредственного его участия.

Основной целью практических занятий является способствование реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, универсальным учебным действиям за счет практической деятельности обучающихся на учебных занятиях. Практическая работа должна прививать обучающимся «умение учиться», которое предполагает полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования общих компетенций.

Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а также для получения и совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности.

 

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала, будет проводиться его закрепление на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач.

В процессе изучения математики наряду с некоторыми теоретическими сведениями студенты овладевают и закрепляют способы решения задач. Обычно с такими способами знакомит сам преподаватель, показывая решение задач по темам. Наиболее эффективным при этом является такой подход, при котором преподаватель раскрывает перед студентами технологию решения задачи, показывает, чем мотивировано применение некоторого метода решения, чем обусловлен выбор того или иного пути, выдает четкую последовательность действий при решении типовых задач.

 

Организация самостоятельной работы студентов на уроке состоит в выполнении задания без помощи преподавателя и товарищей. В этом случае студент без какой-либо помощи должен наметить пути решения, правильно выполнить все построения, преобразования, вычисления и т. п.

В таком случае мысль студента работает наиболее интенсивно. Он приобретает практический навык работы в ситуации, с которой ему неоднократно придется сталкиваться в последующей трудовой деятельности.

Вместе с тем самостоятельная работа студентов на уроках математики имеет и свои недостатки. Усилия студента могут оказаться напрасными и не привести к результату, если он недостаточно подготовлен к решению поставленной задачи. Студент не слышит комментариев к решению, а рассуждения, которые он проводит мысленно, могут быть не всегда правильными и достаточно полными, причем возможности обнаружить это студент не имеет.

 

Вообще при самостоятельном выполнении заданий мыслительные процессы не могут быть проконтролированы преподавателем. Поэтому даже верный ответ может оказаться случайным. Исправление ошибок, допущенных при самостоятельной работе, происходит в ходе ее проверки по окончании всей работы. Поэтому, выполняя упражнение самостоятельно, студент, не усвоивший материал, может повторять неоднократно одну и ту же ошибку, и невольно закрепить неправильный алгоритм. Для решения этой проблемы можно использовать такой прием, как выполнение заданий по образцу или заданному алгоритму. Такие задания помогают студентам более детально усвоить ранее изученный материал.

С целью повышения эффективности самостоятельной деятельности студентов важным условием организации самостоятельной работы является применение дифференцированных заданий, которые способствуют вовлечению в учебный процесс всех студентов с различным уровнем знаний.

 

Я в своей работе активно использую такие приемы, как выполнение заданий по образцу и метод алгоритмов, т.к. выше было сказано, что у студентов недостаточный уровень знаний для освоения основ высшей математики.

Например, дан образец решения - надо решить похожие задачи, или задание делится на три колонки:

в 1 колонке – основные теоретические сведения (теоремы, формулы и др);

во 2 колонке – дан образец решения примеров или задач;

в 3 колонке – дано само задание.

 

Решение типовых задач стараюсь разложить на пошаговый алгоритм, что способствует более четкому пониманию их решения.

 

Метод алгоритмов может показаться механическим методом, который не стимулирует эвристическое мышление. Однако этот метод развивает системное мышление, навыки структурирования деятельности и информации.

После получения навыков решения простых задач с помощью алгоритмов решение более сложных задач, так или иначе, потребует образного и эвристического мышления. Однако все сложные задачи сводятся к более простым, а знание и умение пользоваться алгоритмами вселяет в обучающегося уверенность при решении задач. Студент, умеющий структурно увидеть задачу, решает ее более легко и уверенно.

 

В процессе преподавания математики необходимо учитывать еще один фактор - это наличие учебной мотивации студентов. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Для управления познавательной деятельностью студентов, необходимо формирование мотивации, которая в свою очередь, зависит от потребностей. К каждому обучающемуся необходимо найти подход, который пробудит его мотивацию и побудит обучающегося к работе.

Для формирования учебной мотивации используются следующие методы:

- самоорганизация преподавателя;

- исключение визуального и психологического барьера;

- создание микроклимата в группе;

- информирование о цели урока и повышение внутренней мотивации к продуктивной деятельности;

- связь теории с практикой;

- периодическая смена деятельности студентов;

- соответствие заданий уровню знаний;

- корректная формулировка задания;

- использование современных методов обучения;

- организация системы контроля.

Все описанные методы мотивации широко применяются в педагогической деятельности. Каждый преподаватель определяет для себя свой набор средств и методов повышения учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Без творческого подхода очень тяжело, практически невозможно подготовить инициативного, компетентного, современного специалиста.

 

В заключение стоит отметить, что большинство студентов не будут использовать в своей профессиональной деятельности знания, приобретенные в области математики. Человеку свойственно быстро забывать ту информацию, которой он постоянно не пользуется. Однако, с ним навсегда остается его логическое мышление. Изучение естественных наук повышает умственный уровень обучающихся.

 

Список использованной литературы:

1. Арнольд В.И. Математика и математическое образование в современном мире. В сб. Математика в образовании и воспитании. Сост. В.Б. Филиппов. – М.: Фазис, 2000. – 256 с.

2. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: монография/ В.А. Байдак – 3-е издание, стереотип – М.: ФЛИНТА, 2016. – 264 с.

3. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов – М: Издательство Юрайт, 2018. – 248с.

4. Солнышкина С.В. Развитие мотивации как условие повышения обучаемости в системе среднего профессионального образования: дис. . канд. психол. наук /. Ставрополь, 2018.-244 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании: проблемы и подходы к их решению

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании: проблемы и подходы к их решению

Для решения данных проблем нужен переход от объяснительно-иллюстративных методов обучения к деятельностно-развивающей технологии, направленной на развитие личностных качеств каждого студента

Для решения данных проблем нужен переход от объяснительно-иллюстративных методов обучения к деятельностно-развивающей технологии, направленной на развитие личностных качеств каждого студента

Вместе с тем самостоятельная работа студентов на уроках математики имеет и свои недостатки

Вместе с тем самостоятельная работа студентов на уроках математики имеет и свои недостатки

Для управления познавательной деятельностью студентов, необходимо формирование мотивации, которая в свою очередь, зависит от потребностей

Для управления познавательной деятельностью студентов, необходимо формирование мотивации, которая в свою очередь, зависит от потребностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2024