Особенности профессионального самовоспитания студентов в социальных педагогов

  • doc
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под «специалистом» понимается подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Следовательно, процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств, а действия специалиста представляют собой воспроизведение полученных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.
Иконка файла материала Николаева Марина.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

Особенности профессионального самовоспитания студентов в социальных педагогов

Реферат

 

 

 

 

                                                                 

Исполнитель:

Николаева Марина Ивановна,

студентка 104 группы

очного  отделения

_______ ___________________

дата                  подпись

 

 

Научный руководитель:

Галагузова З.А

оценка: ________________________

 

___________  ___________

дата                        подпись

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Профессиональные качества социального педагога

3

Внешние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию

 

6

Внутренние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональные качества социального педагога

Под «специалистом» понимается подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Следовательно, процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств, а действия специалиста представляют собой воспроизведение полученных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.

Под «профессионалом»  понимают характеристику человека, выражающуюся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся «рефлексия» и «деятельностный способ существования». Профессионал — есть результат самоактивности человека.
 

Опираясь на исследования ученых , мы можем определить, что профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов осуществляется как минимум в три этапа.

^ Первый этап - ориентировочный. Он состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессионально-педагогической направленности. Эту цель можно достичь путем прохождения студентами тем традиционных курсов по социальной педагогике и психологии, практических занятий по самопознанию своих индивидуальных особенностей. 

^ Второй этап - исполнительный (непосредственная профессиональная подготовка). Его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия. Она может быть достигнута путем организации специальных практических занятий в рамках курсов по социальной педагогике и психологии, проведения различных спецкурсов и спецсеминаров по саморазвитию личности студента и профессиональному саморазвитию. 

^ Третий этап - контрольно-корректировочный. Он предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов. Некоторые исследователи называют этот этап профессионализацией, имея в виду вхождение в профессию, ее освоение и профессиональное самоопределение. Эта цель достигается в процессе самостоятельного выполнения студентами учебных и практических ситуаций, 
а также во время прохождения социально-педагогической практики.

Таким образом, можно сказать, что профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления.


На основе анализа работ Ю. Н. Галагузовой, Т. А. Васильковой, Ю. В. Ва-сильковой, Р. В. Овчаровой, Т. А. Шишковец и др., мы можем определить следующие профессионально важные качества социального педагога:
 

1) профессиональное мастерство;
 

2) специфические особенности и склонности к социальной педагогике;
 

3) нравственные ценности.

Первую группу профессионально значимых качеств представляют
 
качества личности, обеспечивающие профессиональное мастерство социального педагога:


  • «практический ум», или специфическое мышление, выражающийся в умении провести необходимую психолого-педагогическую диагностику действий и решить, какое направление действий является наиболее подходящим в ситуации клиента, в быстрой ориентировке в ситуациях, требующих практического применения знаний психологии людей;

  • «педагогическая и психологическая избирательность» или способность быстро реагировать на психологическое состояние людей, умение сопереживать; склонность к психологическому анализу поведения, своих поступков и поступков других людей;

  • «педагогический и психологический такт», который заключается
     
    в умении социального педагога быстро найти целесообразную форму общения с людьми, в чуткости, внимательности, учтивости, естественности поведения и т. д. Это умение располагать к себе людей, войти в деловой контакт, способность распространять свою энергию, оптимизм на других людей.


Вторая группа профессионально важных качеств формируется на основе специфических способностей в результате овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Социальный педагог получает знания, изучая общую теорию социальной педагогики, ее принципы, в то же время получая знания о себе, своих предпочтениях, предрассудках, сильных и слабых сторонах своей личности, без которых невозможно поддерживать плодотворные отношения с клиентом. Профессиональные умения социального педагога — это умение слушать другого человека, умения и навыки самоутверждения, решения возникших проблем (как
 
у клиента, так и у себя), разрешения конфликтов.
 

В третью группу профессионально важных качеств социального педагога мы отнесли его нравственные ценности, которые являются основой, духовным стержнем профессиональной сущности социального педагога. В процессе формирования специалиста они наполняются конкретным профессиональным содержанием. К этим ценностям можно отнести: компетентность, профессиональный долг, профессиональную ответственность, профессиональную дисциплину, порядочность, заботу о благополучии других, уважение к правам человека. По мнению ученых, развитие нравственных качеств личности сможет раскрыть для студентов в профессии социального педагога «чувство радости и полного удовлетворения, позволит самореализоваться в своей будущей деятельности». Необходимость формирования у студентов таких нравственных качеств, как совесть, долг, честь, ответственность, бескорыстие, альтруизм, справедливость, доброта, любовь к детям, без которых невозможно говорить
 
о достоинстве личности и профессии, обусловлена потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, которым, на наш взгляд,
 
и должны быть присущи перечисленные качества личности.
 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внешние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию

Для профессионального самовоспитания студента создание образовательной среды, которая будет обеспечивать процесс образования и создавать условия, благоприятно влияющие как на его развитие в целом, так и профессиональное, в частности, на наш взгляд, является одним из наиболее важных моментов в его подготовке. Основная цель развивающей образовательной среды — «разбудить в студенте и максимально развить заложенный в нем потенциал саморазвития». То есть, чем больше и полнее студент использует возможности образовательной среды, тем активнее происходит его профессиональное саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему основу и делает возможным интеллектуальное и профессиональное саморазвитие».

В целом же, с целью подготовки к профессиональному самовоспитанию будущего социального педагога образовательная среда вуза должна быть ориентирована на личностный потенциал, на развитие таких способностей студента, к которым, вслед за Н. М. Сергеевой, мы относим:


  • интеллектуальные способности (образовательный потенциал);

  • креативные способности (творческий потенциал);

  • способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникативный потенциал);

  • способность к принятию общечеловеческих ценностей (нравственный потенциал);

  • работоспособность (психофизиологический потенциал);

  • способность приобретать профессиональные знания, умения и навыки (квалификационный потенциал).


Следовательно, это свидетельствует о том, что эффективность влияния образовательной среды на подготовку к профессиональному самовоспитанию социального педагога определяется следующими условиями:
 


  • образовательным потенциалом, т. е. ценностными ориентациями
     
    в профессиональной сфере, представлением о профессии и социальных установках на овладение ею, профессиональной компетентностью, интеллектуальностью, способностью к самообразованию, психологической грамотностью;

  • творческим потенциалом, т. е. инициативностью, креативностью, социальной активностью, настойчивостью, организаторскими качествами;

  • коммуникативным потенциалом, т. е. открытостью, эмпатийностью, деликатностью, добротой, толерантностью, чувством такта, сочувствием, интуицией, способностью к сопереживанию, порядочностью, готовностью к сотрудничеству;

  • нравственным потенциалом, т. е. честностью, ответственностью, регулированием своего поведения, пониманием своих возможностей, духовной и общей культурой, гражданственностью, патриотизмом;

  • психофизиологическим потенциалом, т. е. самостоятельностью, мобильностью, гибкостью, дисциплиной, настойчивостью, самоуважением;

  • квалификационным потенциалом, т. е. уверенностью в себе, предприимчивостью, конкурентоспособностью, интеллектуальной зрелостью (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение проблемы, критичность мышления и т. д.).


Причем у специалиста необходимо наличие каждого потенциала, что позволит выпускнику вуза самоопределиться, самовыразиться, самореализоваться и, наконец, профессионально совершенствоваться и саморазвиваться как социально активной личности. Таким образом, влияние вышеперечисленных условий на профессиональное самовоспитание будущего социального педагога является определяющим.
 

Следующим условием подготовки к профессиональному самовоспитанию будущего социального педагога, тесно связанным с образовательной средой, а в некоторых источниках даже трактуется как одна из составных частей образовательного пространства вуза, мы выделяем
 успешную адаптацию студента в вузе. Выделение данного условия обусловлено тем, что именно адаптационный период первокурсников оказывает непосредственное влияние на их дальнейшее обучение, а следовательно, и на качественно-количественную сторону подготовки социальных педагогов, в том числе и профессиональное самовоспитание.






Следующее выделенное нами условие подготовки к профессиональному самовоспитанию будущего социального педагога —
 самостоятельная работа студентов.

Для обучающегося студента важно осознание того, что «стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками самостоятельной работы, деятельности и общения; обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом». Таким образом, одной из важнейших задач при подготовке социальных педагогов должно стать развитие у будущих специалистов самостоятельности. Е. М. Зайко определяет самостоятельность как «социально-профессиональное качество личности, необходимое для успешного решения профессиональных и социально-профессиональных задач в деятельности специалиста», а развитие самостоятельности как «процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений студента в достижении им основ будущей профессиональной деятельности без посторонней помощи».



Наряду с усвоением теоретических знаний, а также умений и навыков, полученных в ходе самостоятельной работы, огромную роль в подготовке будущих социальных педагогов к профессиональному самовоспитаню играет
 практика будущих социальных педагогов, выступающая следующим условием подготовки студентов к профессиональному самовоспитанию. В процессе данного вида деятельности происходит наиболее всестороннее «самоиспытание» студентом своих способностей, своей реальной подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности; «вырабатываются профессиональные и личностные качества, необходимые и достаточные для плодотворной и творческой профессиональной деятельности» .

Социально-педагогическая практика для будущих социальных педагогов — это очень важный компонент их профессиональной подготовки
 
и становления специалиста. Только на этом этапе обучения они могут выступить в активной роли по отношению к своим клиентам, только здесь смогут реально проявиться все их достоинства и недостатки, а также способности к социально-педагогической деятельности. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их самостоятельной работой в учреждениях социальной сферы; «это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях» и формируется потребность в профессиональном
  саморазвитии.


Внутренние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию

 

Без участия самой личности, без ее стремлений невозможно достичь высоких результатов в профессиональной подготовке и высокого уровня профессионального самовоспитания будущего специалиста. 

Рассматривая
 внутренние условия подготовки будущего социального педагога к профессиональному самовоспитанию, отметим, что они напрямую связаны с профессионально значимыми качествами личности (ПЗЛК) специалиста (профессиональная направленность личности, готовность к профессиональной деятельности и самообразование студента). Одним из основных ПЗЛК социального педагога, на наш взгляд, является его личностная направленность. Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность — это один из важнейших субъективных факторов профессионального самовоспитания специалиста. Следовательно, к одному из внутренних условий подготовки будущего социального педагога к профессиональному самовоспитанию можно отнести его профессиональную направленность. 

В современных психолого-акмеологических исследованиях профессионально важные качества понимают как такие свойства, которые оказывают влияние на эффективность основных характеристик деятельности (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина), а следовательно, и на профессиональное самовоспитание будущего специалиста.
 

Мы разделяем точку зрения ряда ученых, считающих, что профессионально важными свойствами личности социального педагога являются его гуманистические качества , которые можно сгруппировать следующим образом:
 

1.    
качества, обусловленные гуманистическими ценностями социально-педагогической деятельности: гуманность, жизнелюбие, оптимизм, толерантность, справедливость, совесть, чувство долга, ответственность, честность, милосердие;

2.    
качества, характеризующие потребность социального педагога
 
в общении: коммуникабельность, альтруизм, отзывчивость, эмпатийность;

3.    
качества, характеризующие ценностное отношение социального педагога к себе: самоценность, адекватная самооценка, уверенность
 
в себе, самоуважение, скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, автономность.


Таким образом, готовность к профессиональной деятельности будущего социального педагога как условие его профессионального самовоспитания определяется гуманистическими профессионально важными качествами специалиста. Но для более плодотворного профессионального саморазвития наличие только данных качеств является недостаточным.
 

В коллективном труде группы ученых под руководством С. Г. Вершловского, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Онушкина доказано, что фактором
 
и источником профессионального самовоспитания является самообразование. Таким образом, наряду с рядом исследователей, одним из внутренних условий, определяющего эффективность подготовки
 
к профессиональному самовоспитанию будущих социальных педагогов, мы считаем
 самообразование студента, так как вне самообразования идея личностного и профессионального воспитания социального педагога неосуществима

Ведущим внутренним условием подготовки социальных педагогов 
к профессиональному самовоспитанию выступает формирование готовности будущего специалиста к рассматриваемому аспекту профессиональной деятельности. Оно базируется на рассмотренных ранее внутренних условиях.
 

Анализируя различные подходы к определению понятия «готовность», можно выделить следующие.
 

1.    
Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность.
 

2.    
Близким к приведенному является понимание готовности как
 
активного состояния личности, обеспечивающего ее самореализацию
 
в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта.
 

3.    
В ряде исследований подчеркивается, что готовность — это не только предпосылка, но и регулятор деятельности.
 

4.    
Готовность рассматривается также через качества и свойства личности: «целостная система свойств личности», «интегральное качество личности», «структурированная система качеств личности».


Подготовка студентов к профессиональному самовоспитанию осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки.
Таким образом, нами рассмотрены различные условия, оказывающие влияние на эффективность подготовки будущих социальных педагогов
 
к профессиональному самовоспитанию.