Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Особенности профессионального самовоспитания студентов в социальных педагогов
Реферат
Исполнитель: Николаева Марина Ивановна, студентка 104 группы очного отделения _______ ___________________ дата подпись
|
Научный руководитель: Галагузова З.А оценка: ________________________
___________ ___________ дата подпись
|
Содержание
Профессиональные качества социального педагога |
3 |
Внешние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию |
6 |
Внутренние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию |
9 |
Профессиональные
качества социального педагога
Под «специалистом» понимается подготовленный
человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и
навыками. Следовательно, процесс его подготовки и формирования представляет
собой становление комплекса профессионально важных качеств, а действия
специалиста представляют собой воспроизведение полученных умений и способов
выполнения деятельности в любых ситуациях.
Под «профессионалом» понимают характеристику
человека, выражающуюся в его способности выйти за пределы собственной
деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими
понятиями для характеристики человека как профессионала становятся «рефлексия»
и «деятельностный способ существования». Профессионал — есть результат самоактивности
человека.
Опираясь на исследования ученых , мы можем
определить, что профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов
осуществляется как минимум в три этапа.
^ Первый
этап - ориентировочный. Он
состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о
саморазвитии личности и ее профессионально-педагогической направленности. Эту
цель можно достичь путем прохождения студентами тем традиционных курсов по
социальной педагогике и психологии, практических занятий по самопознанию своих
индивидуальных особенностей.
^ Второй
этап - исполнительный (непосредственная профессиональная
подготовка). Его цель заключается в приобретении студентами нового способа
действия. Она может быть достигнута путем организации специальных практических
занятий в рамках курсов по социальной педагогике и психологии, проведения
различных спецкурсов и спецсеминаров по саморазвитию личности студента и
профессиональному саморазвитию.
^ Третий
этап - контрольно-корректировочный. Он предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов
действия студентов. Некоторые исследователи называют этот этап
профессионализацией, имея в виду вхождение в профессию, ее освоение и
профессиональное самоопределение. Эта цель достигается в процессе
самостоятельного выполнения студентами учебных и практических ситуаций,
а также во время прохождения
социально-педагогической практики.
Таким образом, можно сказать, что профессиональное
самовоспитание будущих социальных педагогов — это процесс интеграции внешней
профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления.
На основе анализа работ Ю. Н. Галагузовой, Т. А.
Васильковой, Ю. В. Ва-сильковой, Р. В. Овчаровой, Т. А. Шишковец и др., мы
можем определить следующие профессионально важные качества социального
педагога:
1) профессиональное мастерство;
2) специфические особенности и склонности к
социальной педагогике;
3) нравственные ценности.
Первую группу профессионально значимых качеств
представляют
качества личности, обеспечивающие
профессиональное мастерство социального педагога:
Вторая группа профессионально важных качеств
формируется на основе специфических способностей в результате овладения
профессиональными знаниями, умениями и навыками. Социальный педагог получает
знания, изучая общую теорию социальной педагогики, ее принципы, в то же время
получая знания о себе, своих предпочтениях, предрассудках, сильных и слабых
сторонах своей личности, без которых невозможно поддерживать плодотворные
отношения с клиентом. Профессиональные умения социального педагога — это умение
слушать другого человека, умения и навыки самоутверждения, решения возникших
проблем (как
у клиента, так и у себя), разрешения конфликтов.
В третью группу профессионально важных качеств
социального педагога мы отнесли его нравственные ценности, которые являются
основой, духовным стержнем профессиональной сущности социального педагога. В
процессе формирования специалиста они наполняются конкретным профессиональным
содержанием. К этим ценностям можно отнести: компетентность, профессиональный
долг, профессиональную ответственность, профессиональную дисциплину,
порядочность, заботу о благополучии других, уважение к правам человека. По
мнению ученых, развитие нравственных качеств личности сможет раскрыть для
студентов в профессии социального педагога «чувство радости и полного
удовлетворения, позволит самореализоваться в своей будущей деятельности».
Необходимость формирования у студентов таких нравственных качеств, как совесть,
долг, честь, ответственность, бескорыстие, альтруизм, справедливость, доброта,
любовь к детям, без которых невозможно говорить
о достоинстве личности и профессии, обусловлена
потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, которым, на наш
взгляд,
и должны быть присущи перечисленные качества
личности.
Внешние
условия подготовки к профессиональному самовоспитанию
Для профессионального самовоспитания
студента создание образовательной
среды, которая будет обеспечивать
процесс образования и создавать условия, благоприятно влияющие как на его развитие
в целом, так и профессиональное, в частности, на наш взгляд, является одним из
наиболее важных моментов в его подготовке. Основная цель развивающей
образовательной среды — «разбудить в студенте и максимально развить заложенный
в нем потенциал саморазвития». То есть, чем больше и полнее студент использует
возможности образовательной среды, тем активнее происходит его профессиональное
саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды,
которая дает ему основу и делает возможным интеллектуальное и профессиональное
саморазвитие».
В целом же, с целью подготовки к
профессиональному самовоспитанию будущего социального педагога образовательная
среда вуза должна быть ориентирована на личностный потенциал, на развитие таких
способностей студента, к которым, вслед за Н. М. Сергеевой, мы относим:
Следовательно, это свидетельствует о том, что
эффективность влияния образовательной среды на подготовку к профессиональному
самовоспитанию социального педагога определяется следующими условиями:
Причем у специалиста необходимо наличие каждого
потенциала, что позволит выпускнику вуза самоопределиться, самовыразиться,
самореализоваться и, наконец, профессионально совершенствоваться и саморазвиваться
как социально активной личности. Таким образом, влияние вышеперечисленных
условий на профессиональное самовоспитание будущего социального педагога
является определяющим.
Следующим условием подготовки к
профессиональному самовоспитанию будущего социального педагога, тесно связанным
с образовательной средой, а в некоторых источниках даже трактуется как одна из
составных частей образовательного пространства вуза, мы выделяем успешную адаптацию
студента в вузе. Выделение данного условия
обусловлено тем, что именно адаптационный период первокурсников оказывает
непосредственное влияние на их дальнейшее обучение, а следовательно, и на
качественно-количественную сторону подготовки социальных педагогов, в том числе
и профессиональное самовоспитание.
Следующее выделенное нами условие подготовки к
профессиональному самовоспитанию будущего социального педагога — самостоятельная работа студентов.
Для обучающегося студента важно осознание того,
что «стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую
профессиональную подготовку, владеет навыками самостоятельной работы,
деятельности и общения; обладает способностью адаптироваться к новым условиям
труда, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом». Таким образом, одной
из важнейших задач при подготовке социальных педагогов должно стать развитие у
будущих специалистов самостоятельности. Е. М. Зайко определяет
самостоятельность как «социально-профессиональное качество личности,
необходимое для успешного решения профессиональных и социально-профессиональных
задач в деятельности специалиста», а развитие самостоятельности как «процесс
внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений
студента в достижении им основ будущей профессиональной деятельности без
посторонней помощи».
Наряду с усвоением теоретических знаний, а также
умений и навыков, полученных в ходе самостоятельной работы, огромную роль в
подготовке будущих социальных педагогов к профессиональному самовоспитаню
играет практика будущих
социальных педагогов, выступающая следующим условием подготовки студентов к
профессиональному самовоспитанию. В процессе данного вида деятельности
происходит наиболее всестороннее «самоиспытание» студентом своих способностей,
своей реальной подготовленности к самостоятельной профессиональной
деятельности; «вырабатываются профессиональные и личностные качества,
необходимые и достаточные для плодотворной и творческой профессиональной
деятельности» .
Социально-педагогическая практика для будущих
социальных педагогов — это очень важный компонент их профессиональной
подготовки
и становления специалиста. Только на этом этапе
обучения они могут выступить в активной роли по отношению к своим клиентам,
только здесь смогут реально проявиться все их достоинства и недостатки, а также
способности к социально-педагогической деятельности. Практика является
связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и
их самостоятельной работой в учреждениях социальной сферы; «это процесс
овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором
преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в
различных профессиональных ролях» и формируется потребность в профессиональном саморазвитии.
Внутренние условия подготовки к профессиональному самовоспитанию
Без участия самой личности, без ее
стремлений невозможно достичь высоких результатов в профессиональной подготовке
и высокого уровня профессионального самовоспитания будущего специалиста.
Рассматривая внутренние условия подготовки будущего социального педагога к
профессиональному самовоспитанию, отметим, что они напрямую связаны с
профессионально значимыми качествами личности (ПЗЛК) специалиста
(профессиональная направленность личности, готовность к профессиональной
деятельности и самообразование студента). Одним из основных ПЗЛК социального
педагога, на наш взгляд, является его личностная направленность. Согласно Н. В.
Кузьминой, личностная направленность — это один из важнейших субъективных
факторов профессионального самовоспитания специалиста. Следовательно, к одному
из внутренних условий подготовки будущего социального педагога к
профессиональному самовоспитанию можно отнести его профессиональную
направленность.
В современных психолого-акмеологических
исследованиях профессионально важные качества понимают как такие свойства,
которые оказывают влияние на эффективность основных характеристик деятельности
(А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина), а следовательно, и на
профессиональное самовоспитание будущего специалиста.
Мы разделяем точку зрения ряда ученых,
считающих, что профессионально важными свойствами личности социального педагога
являются его гуманистические качества , которые можно сгруппировать следующим
образом:
1.
качества, обусловленные гуманистическими ценностями социально-педагогической
деятельности: гуманность, жизнелюбие, оптимизм, толерантность, справедливость,
совесть, чувство долга, ответственность, честность, милосердие;
2.
качества, характеризующие потребность социального педагога
в общении: коммуникабельность, альтруизм, отзывчивость, эмпатийность;
3.
качества, характеризующие ценностное отношение социального педагога к себе:
самоценность, адекватная самооценка, уверенность
в себе, самоуважение, скромность, чувство собственного достоинства,
требовательность к себе, автономность.
Таким образом, готовность к профессиональной
деятельности будущего социального педагога как условие его профессионального
самовоспитания определяется гуманистическими профессионально важными качествами
специалиста. Но для более плодотворного профессионального саморазвития наличие
только данных качеств является недостаточным.
В коллективном труде группы ученых под
руководством С. Г. Вершловского, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Онушкина доказано, что
фактором
и источником профессионального самовоспитания
является самообразование. Таким образом, наряду с рядом исследователей, одним
из внутренних условий, определяющего эффективность подготовки
к профессиональному самовоспитанию будущих
социальных педагогов, мы считаем самообразование студента, так как вне самообразования идея
личностного и профессионального воспитания социального педагога неосуществима
Ведущим внутренним условием подготовки социальных педагогов
к профессиональному самовоспитанию выступает
формирование готовности будущего специалиста к рассматриваемому аспекту
профессиональной деятельности. Оно базируется на рассмотренных ранее внутренних
условиях.
Анализируя различные подходы к определению
понятия «готовность», можно выделить следующие.
1.
Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как
избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую
деятельность.
2.
Близким к приведенному является понимание готовности как
активного состояния личности, обеспечивающего ее самореализацию
в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта.
3.
В ряде исследований подчеркивается, что готовность — это не только предпосылка,
но и регулятор деятельности.
4.
Готовность рассматривается также через качества и свойства личности: «целостная
система свойств личности», «интегральное качество личности», «структурированная
система качеств личности».
Подготовка студентов к профессиональному
самовоспитанию осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки.
Таким образом, нами рассмотрены различные
условия, оказывающие влияние на эффективность подготовки будущих социальных
педагогов
к профессиональному самовоспитанию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.