Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, да и не все виды профессиональной деятельности по медицинским показаниям можно осуществлять ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Практика показывает, что обучающиеся с умственной отсталостью после окончания образовательного учреждения, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке.
Для положительного эффекта в вопросе профессионального самоопределения выпускников с особыми образовательными потребностями необходимо полностью перезагрузить систему коррекционного образования, также необходимо, чтобы школа превратилась в центр ранней профориентации. Оснащая, в соответствии с требованиями Стандарта образования для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, кабинеты трудового обучения, учебные кабинеты, рабочие места специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, повышая квалификацию педагогов, мы создадим действительно добрую среду для максимальной коррекции имеющихся у детей проблем, среду для максимальной и качественной профориентации.
Для того, чтобы помочь выпускникам школы научиться соотносить свои профессиональные предпочтения со своими возможностями педагогическим коллективом школы должны реализовывать программу профориентации.
В рамках этой программы для обучающихся школы организуются экскурсии младших школьников в учебные мастерские, экскурсии старших школьников на предприятия города и в профессиональные учебные заведения, пробные работы в мастерских, трудовые десанты учащихся среднего и старшего звена, участие в экологических акциях «Чистый город», «Чистый двор». Также для обучающихся должны периодически организовываться встречи с работниками службы занятости населения. Во второй половине дня у социального педагога и педагога – психолога должны быть запланированы как групповые так и индивидуальные занятия с обучающимися, на которых формируются побудительные мотивы трудовой деятельности, положительное отношение к труду, потребности в здоровом образе жизни, повышение правовой культуры.
Ключевым же значением для профессионального самоопределения детей с недоразвитием интеллекта имеет уровень профессионально-трудовой подготовки.
Учителя трудового обучения должны ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные способности и возможности каждого обучающегося.
Не смотря на то, что обучающиеся могут определиться в своих профессиональных намерениях и всё же 16-18-летние умственно отсталые выпускники имеют довольно туманное представление о своем будущем, обусловленное социальной ситуацией их развития. И это ещё одна приоритетная задача для педагогического коллектива, но одна школа сама решить эту задачу не сможет, важно выстроить взаимодействие с профессиональным образованием в регионе, с рынком труда.
Профессионально-трудовое обучение, проводимое в настоящее время в 5-9-х классах коррекционных школ-интернатов, не является завершенным. Учителя школ-интернатов резонно считают, что наиболее интеллектуально сохранные дети могут успешно работать по специальности, полученной в школе, и после 9 класса, а имеющие более слабое интеллектуальное развитие или некоторые физические недостатки, чтобы достичь необходимого уровня социальной адаптации, нуждаются в продолжении обучения, для чего они поступают в профессиональные училища. Процесс профессионального самоопределения - сравнительно более узкий, но практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития.
В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке.
Результаты научных исследований свидетельствуют, что обучающимся с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться коррекционной школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.
Опыт практической работы по профессиональной подготовке и профориентации умственно отсталых обучающихся свидетельствует о том, что первоочередная задача педагогов состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учётом индивидуальных особенностей каждого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.