Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 4.8

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 4.8
docx
18.05.2023
Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
особенности профориентации.docx

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

              Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее время актуальна проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, да и не все виды профессиональной деятельности  по медицинским показаниям можно осуществлять ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

               Практика показывает, что обучающиеся с умственной отсталостью после окончания образовательного учреждения, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями, а также соответствующей готовности к профессиональной подготовке.

         Для положительного эффекта в вопросе профессионального самоопределения выпускников с особыми образовательными потребностями необходимо полностью перезагрузить систему коррекционного образования, также  необходимо, чтобы школа превратилась в центр ранней профориентации. Оснащая, в соответствии с требованиями Стандарта образования для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, кабинеты трудового обучения, учебные кабинеты, рабочие места специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, повышая квалификацию педагогов, мы создадим действительно добрую среду для максимальной коррекции имеющихся у детей проблем, среду для максимальной и качественной профориентации.

           Для того, чтобы помочь выпускникам школы научиться соотносить свои профессиональные предпочтения со своими возможностями педагогическим коллективом школы должны реализовывать программу профориентации.  

          В рамках этой программы   для обучающихся школы организуются  экскурсии младших школьников в учебные мастерские,  экскурсии старших школьников на предприятия города и в профессиональные учебные заведения, пробные работы в мастерских, трудовые десанты учащихся среднего и старшего звена, участие в экологических акциях «Чистый город», «Чистый двор». Также для обучающихся должны периодически организовываться встречи с работниками службы занятости населения. Во второй половине дня у социального  педагога и педагога – психолога должны быть запланированы как групповые так и индивидуальные занятия с обучающимися, на которых формируются побудительные мотивы трудовой деятельности, положительное отношение к труду, потребности в здоровом образе жизни, повышение правовой культуры.

          Ключевым же значением для профессионального самоопределения детей с недоразвитием интеллекта имеет уровень профессионально-трудовой подготовки.

         Учителя трудового обучения должны ориентироваться, прежде всего, на индивидуальные способности и  возможности каждого обучающегося.

            Не смотря на то, что обучающиеся могут определиться в своих профессиональных намерениях и всё же 16-18-летние умственно отсталые выпускники имеют довольно туманное представление о своем будущем, обусловленное социальной ситуацией их развития. И это ещё одна приоритетная задача для педагогического коллектива, но одна школа сама решить эту задачу не сможет, важно выстроить взаимодействие с профессиональным образованием в регионе, с рынком труда.

Профессионально-трудовое обучение, проводимое в настоящее время в 5-9-х классах коррекционных школ-интернатов, не является завершенным. Учителя школ-интернатов резонно считают, что наиболее интеллектуально сохранные дети могут успешно работать по специальности, полученной в школе, и после 9 класса, а имеющие более слабое интеллектуальное развитие или некоторые физические недостатки, чтобы достичь необходимого уровня социальной адаптации, нуждаются в продолжении обучения, для чего они поступают в профессиональные училища. Процесс профессионального самоопределения - сравнительно более узкий, но практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития.

В то время как объективное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления оптимальной профессиональной ориентации. Такая работа должна начинаться уже при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что обучающимся с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться коррекционной школе при совместной деятельности с семьей и профессиональным образовательным учреждением.

Опыт практической работы по профессиональной подготовке и профориентации умственно отсталых обучающихся  свидетельствует о том, что первоочередная задача педагогов состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учётом индивидуальных особенностей каждого.


 

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

Для того, чтобы помочь выпускникам школы научиться соотносить свои профессиональные предпочтения со своими возможностями педагогическим коллективом школы должны реализовывать программу профориентации

Для того, чтобы помочь выпускникам школы научиться соотносить свои профессиональные предпочтения со своими возможностями педагогическим коллективом школы должны реализовывать программу профориентации

Процесс профессионального самоопределения - сравнительно более узкий, но практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития

Процесс профессионального самоопределения - сравнительно более узкий, но практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023