«Особенности проведения урока физической культуры для детей с ОВЗ »
Работая с детьми с ОВЗ , важно понимать ее актуальность. Здоровье человека- тема очень нужная и важная была всегда и остается и в наше время. Здоровье школьников и их психоэмоциональное состояние вызывает тревогу и по сей день. Этот вопрос должен решаться с помощью целого комплекса психологических, социальных и медицинских аспектов. Занятия физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья должны начинаться с момента обнаружения патологии развития и продолжаться в течение длительного времени до улучшения результатов.
Обучающиеся с ОВЗ требуют другой подход. Для этого от педагогов нужны знания психологических особенностей развития ребенка на протяжении нескольких жизненных этапов его развития.
Основная цель работы учителя физического воспитания – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания об укреплении здоровья в обычной жизни. Регулярные занятия для таких детей являются жизненно важными. Большая роль в этой работе принадлежит физкультурным мероприятиям. Немаловажно учитывать психологический аспект как одну их основных составляющих основ для успешной реабилитации детей с ОВЗ.
Кто же это- дети с ОВЗ? Это так называемые «проблемные дети», «дети с отклонениями», «трудные дети» и т.д. , то-есть дети с нарушением психофизического развития, состояние здоровья которых мешает в усвоении общеобразовательных программ и которые нуждаются в коррекционном воспитании и обучении. Игровые ситуации или урок-игра
занимают особое место в эмоциональном развитии детей с ОВЗ. С помощью подвижных игр, можно снять напряженность и повысить жизненно важные психические функции детей. Игра – это ведущий вид деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие и является одним из «рабочих» средств обучения. Психическая напряженность , стрессовые нагрузки затрагивают все системы организма, способствуют развитию хронических болезней. Устранению ее способствует двигательная активность. А двигательная активность в большей степени - это подвижные и спортивные игры. В нашем интернате ежемесячно проводятся мероприятия включающие в себя игры в том числе и на свежем воздухе: спортивные ,подвижные, коррекционно-развивающие. Коррекционно-развивающие игры предлагаются для развития общей соматики и коррекции двигательной сферы обучающихся и обязательно нужно учитывать специфику ограничений здоровья таких детей. Это могут быть действия с предметами, специальная дыхательная гимнастика , упражнения для кистей рук-что способствует письменным навыкам. Лазание и перелазание, перелазание -для развития ловкости. Упражнения для коррекции осанки не менее важны. Правильно держать свое тело, поворачиваться, держать голову стоя и сидя, при ходьбе и беге. У детей с ОВЗ не должно быть «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ГОЛОДА», и подвижные игры на уроках очень этому способствуют. Важно так же не забывать про индивидуальный подход с учетом психологического и физического развития каждого ребенка. Необходимо чередовать задания , как то: ходьба-бег, быстро-медленно, двигательную активность и познавательную деятельность. Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ важным остается индивидуальный подход, особенности психоэмоционального фона. Правильно построенный урок и его организация с детьми с ОВЗ способствует не только их гармоничному физическому развитию но и социальной реабилитации в дальнейшую жизнь.
В заключении хочу добавить, что для педагога важно принять ребенка таким, каков он есть и помочь ему в дальнейшем выборе здорового образа жизни!
Автор: Пундикова Елена Александровна
Учитель физической культуры
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.