«Синдром профессионального (эмоционального)выгорания в педагогической среде».
Оценка 4.8

«Синдром профессионального (эмоционального)выгорания в педагогической среде».

Оценка 4.8
docx
03.10.2022
«Синдром профессионального (эмоционального)выгорания в педагогической среде».
статья3.docx

«Синдром профессионального (эмоционального)выгорания в педагогической среде».


Это
понятие, введённое в психологию более 40 лет назад американским психиатром Фрейденбергом формулируется как «нарастающее эмоциональное истощение».

 Во времена возрастающих требований к педагогу и его профессионализму, синдрому профессионального выгорания в школах  и других образовательных учреждениях уделяется все больше внимания.Синдром профессионального выгорания возникает вследствие внутреннего накопления негативных эмоций без соответствующей "разрядки", или "освобождения" от них. Оно ведёт к истощению эмоционально энергетических и личностных ресурсов человека.  Профессиональное, или эмоциональное выгорание – это  третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения .Эмоциональному выгоранию чаще всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше). У таких педагогов заметно снижается интерес к работе, проявляется профессиональная усталость, нежелание развиваться и принимать что-то новое, нарастает негативное отношение ко всем субъектам образовательного процесса. По многочисленным исследованиям российских учёных известно, что по степени напряжённости нагрузка педагога в среднем больше, чем у других представителей профессии типа "человек -человек" . По данным НИИ медицины труда, к таким психическим расстройствам как неврозы, связанные с профессиональной деятельностью, склонны чуть менее 60% педагогов. Сфера деятельности учителя связана с большим количеством стрессовых ситуаций.Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют и без того их напряжённую работу.

Данное явление может выражаться в увеличении числа конфликтов с коллегами и детьми, а так же руководством образовательного учреждения и родителей.Состоянию рассматриваемого синдрома обычно соответствуют: апатия, подавленность, беззащитность, отсутствие мотивации, боязнь ошибиться, боязнь неопределённости и неконтролируемых ситуаций, боязнь показаться слабым, страх быть недостаточно совершенным; мысли: о несправедливости жизненных обстоятельств, недовольстве занимаемым положением в обществе, недооцененности окружающими собственных трудовых усилий, собственном несовершенстве; действия:критика себя и других людей, желание быть замеченным или, наоборот, скрыться , стремление к перфекционизму или, наоборот, совсем не стараться при выполнении рабочих задач. Одним из наиболее существенных факторов можно выделить заниженное чувство собственного достоинства.

Давайте выделим основные направления профилактики профессионального выгорания педагогов: психологическая поддержка; психологическое консультирование; психологическая коррекция. Так же могут быть использованы следующие основные методы: психологическая диагностика; психологические беседы; психологическое просвещение; психологическая коррекция; психологическое консультирование.

Психологическая поддержка предусматривает  осуществление работы по тр`м направлениям: информирование; эмоциональная поддержка; повышение значимости педагогической профессии.

Организуя психологическую помощь учителям по поддержанию  их эмоционального самочувствия, психологу необходимо проводить работу по обучению их осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции.Следует чаще организовывать встречи учителей с психологами, учавствовать в психологических тренингах и беседах .Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности общения. Педагог -психолог для профилактики профессионального выгорания учителем может проводить тренинговые занятия («Азбука общения», «Эмоциональная сфера»).
Чтобы избежать встречи с эмоциональным выгоранием, педагогу понадобятся определённые качества личности. В первую очередь, это и осознанная, целенаправленная работа над своим физическим состоянием (занятия спортом, здоровый образ жизни); уверенность в себе, в своих силах и способностях, высокая самооценка. Во вторых- высокая мобильность, открытость, стремление опираться на собственные силы, самостоятельность, коммуникабельность, открытость людям, эмоциям, впечатлениям, желание конструктивно меняться в напряжённых условиях и, конечно, опыт преодоления профессионального стресса. В третьих -это умение радоваться жизни, поддерживать в себе позитивные установки и ценностные ориентации как в отношении к самому себе, так и к другим людям и жизни в целом.

Для того чтобы избежать встречи с синдромом профессионального выгорания необходимо следующее: 1. Не бойтесь проявлять свои чувства. Научитесь обсуждать их со своими коллегами, семьёй, друзьями - теми, кому доверяете. Но именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не просто жалуйтесь.Не избегайте обсуждения и разговоров о неприятных для вас ситуациях. Но и не забывайте при этом рассказать о своих достижениях и успехах. Пользуйтесь всеми возможностями проанализировать свой опыт с кем-то или наедине с собой. 3. Не стесняйтесь просить помощи и принимать её. 4. Когда другие предлагают вам помощь или предоставляют шанс выговориться, не позволяйте чувствам неловкости или стеснения остановить вас. Позвольте помочь вам. 5. Не ждите того, что тяжёлые состояния, характерные для синдрома эмоционального выгорания, пройдут сами собой. Если не предпринимать никаких действий, ваше состояние будет только усугубляться. 6. Полноценно отдыхайте, спите, выделяйте время для размышлений. 7. Изучите свои цели, определите для себя краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей поднимает самооценку и закладывает уверенность и мотивацию в достижении долгосрочных. 8. Используйте тайм-ауты. Тайм-ауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок, важны для сохранения психического и физического благополучия. И не стоит уделять работе нерабочее время. Работа - всего лишь часть жизни. Проводите выходные с пользой, отдыхайте по-настоящему. Иногда можно "убежать" от жизненных проблем и развлечься, найти занятие, которое было бы приятным и увлекательным. 9. Применение навыков и умений саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация,  определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня тревоги и напряженности, ведущих к СЭВ. Например, отделение реальных целей от ложных помогает сбалансировать профессиональную и личную жизнь. Некоторые из приёмов саморегуляции, релаксации и снятия напряжения описаны в Приложении. 10. Самосовершенствуйтесь и растите профессионально. Как одна из возможностей такого развития и, как следствие, предохранения от синдрома 21 эмоционального выгорания, является обмен опытом и полезными знаниями с другими службами. Сотрудничество даёт ощущение более широкого мира чем тот, который есть внутри одного коллектива. Для такого обмена опытом создано множество способов: это и различные курсы повышения квалификации, и профессиональные неформальные объединения, в т.ч. в социальных сетях и на форумах в сети Интернет, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить не только на профессиональные, но и на отвлечённые темы. 11. Не ввязывайтесь в ненужную конкуренцию. В жизни случаются ситуации, когда конкуренция неизбежна. Но чрезмерное стремление "быть первым" создаёт чувство напряжения и тревоги, делает нас агрессивными, что, в свою очередь, способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания. Многочисленные исследования на эту тему подтверждают, что между состоянием тела и разума существует тесная связь. Занятия активным спортом прекрасно помогают в разгрузке психики от негативных эмоций и переживаний.

 Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов, на мой взгляд, должна являться одной из приоритетных задач современной системы образования.

Давайте подведём итог:профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания.

 

Автор: Пундикова Елена Александровна.

Учитель физической культуры.


 

Синдром профессионального (эмоционального)выгорания в педагогической среде»

Синдром профессионального (эмоционального)выгорания в педагогической среде»

О дним из наиболее существенных факторов можно выделить заниженное чувство собственного достоинства

О дним из наиболее существенных факторов можно выделить заниженное чувство собственного достоинства

Для того чтобы избежать встречи с синдромом профессионального выгорания необходимо следующее: 1

Для того чтобы избежать встречи с синдромом профессионального выгорания необходимо следующее: 1

Не ввязывайтесь в ненужную конкуренцию

Не ввязывайтесь в ненужную конкуренцию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2022