Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Особенности психолого-педагогической диагностики лиц с НОДА на разных возрастных этапах
Выполнила Антонова Анна Сергеевна
Педагог-психолог
2022 г.
Возрастной этап |
Особенности ппд лиц с НОДА |
Ранний этап |
В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития. Оценка психического развития ребенка раннего возраста с церебральным параличом до настоящего времени остается сложной проблемой. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся незнакомых людей и новой обстановки. Рекомендации к обследованию детей первых лет жизни представлены в работах Е.А. Стребелевой, Е.М. Мастюковой, О.В. Баженовой. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов, а также двигательные ограничения. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательного поражения, патология артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха), и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов. При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 - 4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать: - соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов; - возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения; - характер помощи взрослого и возможность ее использования; - способность к самостоятельному выполнению заданий; - отношение больного ребенка к заданию, его активность; - возможность частично приспособиться к двигательному дефекту; - использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов); - устойчивость внимания. |
Дошкольный |
При обследовании детей старше 3 - 4 лет наряду с наблюдением используются другие экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева и др.). Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича. В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы. В настоящее время за рубежом, где широко применяются тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал, в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Этот подход плодотворен и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который может сам действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а в исследование включить задания, не требующие речевой активности. Воспитатель может принимать участие в проведении тех вспомогательных диагностических методов, которые реализует психолог. Способ предъявления диагностического материала должен быть организован так, чтобы каждый ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Следует обратить внимание на способ передвижения: может ли ребенок передвигаться самостоятельно или нуждается в использовании ор-ьтопедических приспособлений. Важное значение имеют такие показатели, как возможность удержания вертикального положения и стабилизация головы — от этого во многом зависит то, как надо будет организовать место для диагностики и занятий с ребенком. Диагностический материал должен быть доступен для обозрения даже лежачему ребенку, который не в состоянии сидеть на специально приспособленном стуле с перекладинами. Формы общения между ребенком и исследователем предполагают, что они понимают друг друга. Реакция ребенка на вопросы и задания может быть минимальной: улыбка как знак утвердительного ответа; нахмуривание бровей как знак отрицания; дви-ржение глаз вверх может означать «да», а движение в сторону «нет». Ребенок может намеренно задерживать взгляд на определенном предмете, он может дать знак движением руки и пр. Необходимо находить адекватные средства общения. Например, ребенка можно подвезти в коляске к экспериментальному материалу, расположенному на стенде таким образом, что предметы находятся один от другого на значительном расстоянии. Экспериментатор называет каждый предмет по очереди, предлагая ребенку шайти его. Если ребенок понял инструкцию, то он тем или иным способом даст знать о том, что он может выделить названный предмет. Таким образом, обнаруживается, что ребенок может участвовать в эксперименте, что он понимает обращенную речь и может адекватным способом реагировать на задание. Как только удается обнаружить доступные ребенку формы реагирования на задания, систематическое проведение обследования становится возможным. Форма реакции ребенка может оставаться неизменной, в то время как сами задания усложняются и из конкретных и ситуативных становятся все более абстрактными. Иногда, уже в самом ходе исследования, можно подсказать ребенку более сложные, но посильные для него формы реагирования. При обследовании детей с ДЦП следует оценить степень развития навыков самообслуживания. Трудности самообслуживания часто препятствуют полноценной социальной адаптации людей с двигательной патологией. Своевременная диагностика и ранняя работа по формированию навыков самообслуживания являются важными задачами. Необходимо отметить, может ли ребенок самостоятельно принимать пищу, одеваться, насколько развиты у него санитарно-гигиенические навыки. Эти данные воспитатель может получить путем наблюдения, беседы с матерью или самим ребенком. Необходимо также отметить, какую руку использует ребенок как ведущую. При оценке манипул яти вных функций важно оценить возможность захвата и удержания предметов, осуществления различных действий, степень сформированности мелкой моторики, зрительно-моторной координации. У детей старшего дошкольного возраста необходимо определить особенности становления игровой, изобразительной, трудовой, учебной и других видов деятельности. У многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются речевые нарушения. Необходимой частью комплексного диагностического обследования дошкольника с ДЦП является логопедическое обследование, которое проводится логопедом. Но воспитатель уже при первом знакомстве с ребенком с ДЦП должен отметить, насколько ребенок понимает обращенную речь, каков уровень сформированности его экспрессивной речи, какова возможность использования мимики, жестов в коммуникативных целях в случаях тяжелых речевых нарушений, какова степень разборчивости речи. С целью более точного определения уровня речевого развития ребенка воспитатель должен анализировать данные бесед с ребенком, комментирующую речь ребенка в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, общение ребенка со сверстниками, речевые высказывания в процессе занятий. При обследовании психических процессов важно обратить внимание на изучение пространственных представлений, они особенно часто нарушены при двигательной патологии: как ориентируется ребенок в схеме тела, не игнорирует ли пораженную сторону, какова ориентировка в окружающем пространстве, на плоскости листа бумаги. Многие дети недостаточно хорошо понимают и неправильно используют лексико-граммэтические конструкции, характеризующие пространственные отношения. Состояние этой сферы психической деятельности также необходимо отметить. Трудности при исследовании ребенка с ДЦП могут быть вызваны умственной отсталостью, задержкой развития, недостаточностью зрения, слуха, речи, отклонениями в поведении. Особен-ю важно рано выявить нарушения слуха у детей с ДЦП. Эти нарушения встречаются достаточно часто. Большую помощь в диагнотике нарушений слуха врачу и педагогам могут оказать родители воспитатели: наблюдая за ребенком, они должны отмечать, реализует ли он на внезапно раздавшийся звуковой сигнал (стук две-ж, гудок, плач ребенка), любит ли он играть со звучащими игрушками, подражает ли речи взрослого, знакомым звукам (гудок паровоза, лай собаки), узнает ли и реагирует на шаги и голоса близких людей, любит ли музыку, в каком режиме, тихом или громком, предпочитает слушать телеи радиопередачи, понимают ли обращенную речь. В тех случаях, когда родители и воспитатель отмечают недостаточность реакций ребенка на звуковые стимулы, необходимо обратиться к специалисту и проверить у ребенка слуховую функцию. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение нахождения оптимальных подходов в диагностике и коррекции психического развития, предотвращения отставания в психическом и речевом развитии. Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с целебральным параличом необходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ ее особенностей. При этом необходимо обращать внимание не только на ярко выраженные признаки юведения ребенка, нарушающие процесс адаптации в детском саду, но и учесть более тонкие особенности проявления его темперамента, характера, его мотивационно-потребностную и эмо-деонально-волевую сферы, особенности деятельности и общения с окружающими. Необходимо проанализировать данные анамнеза, условия быта, воспитания ребенка в семье. Особенно важно угметить не только негативные стороны личности, но и позитивные аспекты развития личности ребенка. Положительные качества личности помогут в дальнейшем строить коррекционно-развивающую работу с опорой на них, что обеспечит большую эффективность и продуктивность деятельности воспитателя, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов. Обследование ребенка с ДЦП представляет большие трудности, так как физические недостатки, речедвигательные нарушения, ограниченный запас знаний об окружающем, астенические гроявления маскируют потенциальные возможности ребенка. Разнообразие наблюдаемых проявлений затрудняет обследование. Наиболее надежной остается диагностика, опирающаяся на тщательное наблюдение в сочетании с экспериментальным обследованием отдельных психических функций и изучением особенностей приобретения новых знаний и навыков. Ведущую роль в таком подходе играет психолог и воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Такой подход требует, во-первых, времени, во-вторых, высокой квалификации специалистов, глубокого знания ими клинико-психологических особенностей детей с двигательной патологией. Специалисты, работающие в МПК и ПМПК, иногда недостаточно знают специфику нарушений при ДЦП и не имеют времени на долгосрочное динамическое наблюдение. Результатом этого является признание необучаемости детей с тяжелыми двигательными нарушениями, особенно если эти нарушения сочетаются с речевыми недостатками, нарушениями умственного развития, дефектами слуха и зрения. |
Мл. школьный возраст |
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Психолого-педагогическая диагностика психофизических особенностей детей с ДЦП решает несколько задач. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой умственной отсталости у дошкольников с церебральным параличом. Так же трудно дифференцировать умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального недоразвития. Следует подчеркнуть, что у большинства детей с ДЦП потенциально сохранны предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т.д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации маскируют их возможности, что ведет к гипердиагностике умственной отсталости. Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсорную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в стране не имели успеха - слишком велико число факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной остается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого развития детей с церебральным параличом. К сожалению, специалисты, работающие в медико-психолого-педагогических комиссиях и консультациях, производящих комплектование специальных образовательных учреждений, часто недостаточно хорошо знают специфику нарушений развития при ДЦП и не имеют времени на длительное динамическое наблюдение. Результатом является необоснованное признание необучаемыми части детей, страдающих церебральным параличом, особенно с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, с неразборчивой речью, сопутствующими нарушениями слуха. Часто задачу дифференциальной диагностики умственного развития детей с церебральным параличом удается решить только с началом школьного обучения. Именно с этой целью в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата открывается подготовительный класс. Это особенно важно, так как дети, имеющие тяжелые двигательные нарушения, как правило, не проходят специального дошкольного обучения. Требуется продолжительное время для того, чтобы изучить их возможности и определить программу обучения. В подготовительном классе создаются необходимые условия для подготовки учащихся к дальнейшему обучению, для разработки индивидуальных коррекционных программ в соответствии со структурой нарушений познавательной и речевой деятельности. Длительное педагогическое изучение позволяет объективно дифференцировать детей по возможностям обучения.
Еще одна важная задача диагностики при ДЦП - комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педагога, психолога, логопеда с медицинской документацией. Знание клинической картины, динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы ДЦП, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогического обследования. Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий, выявить не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это дает возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком. |
Подросток |
В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследовании. Однако их наличие часто затрудняет процесс обучения и овладения трудовыми навыками, поэтому они должны учитываться в определении трудового прогноза и трудовых рекомендациях. В подростковом возрасте задача исследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретает изучение личностных особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.
|
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться такой схемы.
Необходимость исследования детей с церебральным параличом в процессе обучающего эксперимента обосновывается известным положением Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в динамике умственного развития ребенка, о "зонах ближайшего и актуального развития". В обучающем эксперименте испытуемый вначале получает разъяснение о цели задания и способе его выполнения. Затем ему предоставляется возможность самостоятельно выполнить это задание и оценить его результат. После этого необходимо выполнить аналогичное по цели и способу действия задание, но на другом материале.
Способ выполнения задания в обучающем эксперименте детьми с церебральным параличом индивидуален в зависимости от двигательных и речевых возможностей детей, главным образом, от сохранности манипулятивной функции рук и уровня развития экспрессивной речи.
Так, при отсутствии возможностей самостоятельно манипулировать предметами и игрушками все задания на осмысление предметно-игровых действий выполняются совместно с экспериментатором. Активность участия ребенка заключается в этом случае в выборе пособия по теме и цели задания, в построении плана действия, в оценке результатов.
При отсутствии экспрессивной речи дети выражают оценку действиям при помощи мимики, эмоций, указательных жестов рукой, символических движений головой "да – нет".
В случаях тяжелой двигательной патологии, когда имеют место гиперкинезы, асимметричный шейно-тонический рефлекс, перед началом обследования проводятся специальные упражнения, направленные на уменьшение гиперкинезов, а также подбираются наиболее удобные для ребенка позы, при которых становится менее выраженным асимметричный шейно-тонический рефлекс. Большое значение имеет применение фиксации головы и туловища на средней линии, оснащение игрового материала специальными ручками-петлями, употребление подставок для картинок и т.п.
Оценка результатов психолого-педагогического обследования проводится на основе качественного анализа особенностей психической деятельности с определением структуры интеллектуального дефекта в сочетании с функциональными возможностями ребенка (двигательными, сенсорными, речевыми) с учетом его хронологического возраста. При этом большое значение придается фактору обучаемости ребенка, т.е. учитываются время, необходимое для овладения теми или иными навыками, количество упражнений при этом, восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, ассоциативной деятельности и самостоятельному решению.
В анализе и оценке данных обследования учитывается не только результат и способ решения заданий, но и весь процесс деятельности: устойчивость внимания, активность и самостоятельность ребенка, особенности его эмоционально-волевой сферы.
В психолого-педагогическом обследовании двигательная патология оценивается с точки зрения ее влияния на развитие познавательной деятельности. Важно учесть состояние моторики в момент эксперимента и время овладения теми или иными двигательными навыками.
Большое значение имеет наличие общей двигательной активности, стремление к максимальному использованию имеющихся двигательных возможностей, настойчивость в овладении двигательными навыками, стремление к самостоятельным действиям.
При обследовании речи важно обратить внимание на наличие у большинства детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте диссоциации между пониманием речи и развитием экспрессивной речи. Понимание речи может приближаться к возрастной норме, а экспрессивная речь отсутствовать практически полностью из-за тяжелого поражения мышц артикуляционного аппарата. Часто отмечается несоответствие между возможностью речевого общения и потребностью в этом, поэтому в оценке данных о речевом развитии важно учитывать и наличие познавательного интереса, эмоционально-личностные особенности, потребность в общении с окружающими.
Исследование сенсорных функций, особенно слухового и зрительного восприятия, является важным разделом, поскольку дети с церебральными параличами, при отсутствии у них предметно-игровых действий из-за тяжелого поражения рук, остаются на стадии чувственного познания действительности.
Наиболее часто наблюдаются нарушения в системе зрительного восприятия: затруднения зрительной ориентировочно-исследовательской деятельности, несформированность перцептивного действия, недостаточность фиксации взора и прослеживания, а также нарушения зрительно- моторной координации.
Оценка развития сенсорных функций является вариабельной. В каждом случае с учетом общих клинических данных о ребенке определяется происхождение недостаточности развития той или иной сенсорной функции. При этом отмечается зависимость ее развития от первичного сенсорного дефекта, связь с общей двигательной патологией, с состоянием эмоционально-волевой сферы и познавательного интереса ребенка.
В свободном наблюдении и в обучающем эксперименте выявляются особенности произвольного и непроизвольного внимания, состояние работоспособности ребенка, наличие у него инертности; тормозимости, т.е. те особенности психической деятельности, которые значительно влияют на характер интеллектуальной продуктивности в целом.
Исследование мышления проводится с помощью методик, известных в психолого-педагогической практике: классификации картинок, группировки по форме, цвету и размеру, выделение лишнего из группы, понимание серии картинок и т.д. Предметно-игровая деятельность исследуется и оценивается в тесном соотношении с характером двигательной патологии и в процессе обучения детей. Исследование в указанном направлении позволяет в известной мере ориентироваться в состоянии психической деятельности ребенка. Далее с учетом динамики в развитии речи, движения, познавательного интереса и интеллекта проводится специальное исследование высших форм познавательной деятельности: счетных и пространственных представлений, конструктивного праксиса, предпосылок к абстрактному мышлению. Проведенное в этом направлении исследование позволяет вскрыть не только количественный уровень знаний ребенка, но и умение их систематизировать, осмыслить и применить в самостоятельной деятельности с выбором наиболее эффективного способа действия.
Изучаются особенности перцептивной деятельности, мышления, эмоционально-волевой сферы, объем внимания и его устойчивость, тормозимость, импульсивность и инертность психической деятельности, активность и самостоятельность, настойчивость в действиях, ведущая направленность интересов. Указывается степень влияния этих факторов на характер мыслительных процессов. После проведенного обследования составляется заключение, где отмечаются особенности познавательной деятельности, развитие речи: что ребенок знает, что может делать сам, какие формы деятельности превалируют (конструирование, игра, рассматривание, беседа и т.д.).
Психолого-педагогическое обследование в комплексе с медицинским обследованием позволяет выявить особенности психического развития у детей с церебральными параличами, своеобразие структуры их интеллектуального дефекта.
При обследовании детей с двигательными нарушениями целесообразно придерживаться представленной ниже схемы.
1. Исследование двигательной сферы. Исследование двигательной сферы осуществляется по следующим параметрам:
– возможность ребенка поднять, удерживать поднятую голову;
– двигательные возможности (умение сидеть, стоять, ходить самостоятельно);
– особенности сохранения статического и динамического равновесия;
– состояние захватывающей и манипулятивной функции рук;
– состояние и разница мышечного напряжения нижних конечностей.
2. Исследование навыков самообслуживания. При изучении навыков самообслуживания оцениваются:
– умение ребенка умываться, чистить зубы, вытирать насухо лицо и руки, расчесывать волосы;
– умение правильно есть твердую пищу (хлеб), жидкую пищу (суп), пить из чашки (воду, молоко, чай), пользоваться салфеткой;
– умение снимать и надевать одежду в определенной последовательности, застегивать и расстегивать пуговицы, складывать и развешивать одежду.
Уровень развития навыков самообслуживания проверяется даже у детей, имеющих тяжелые нарушения манипулятивных функций, так как известно, что умения и навыки в этой области при детском церебральном параличе во многом зависят от обученности ребенка. Некоторые дети с тяжелыми нарушениями движений рук частично обслуживают себя, выполняя действия, которым их обучили. В то же время дети с более легкими двигательными нарушениями, воспитывавшиеся в семье, не владеют навыками самообслуживания, которые могли бы им быть доступны по уровню двигательного развития.
3. Исследование речевой деятельности. Изучение особенностей речевого контакта позволяет выявить способность к общению ребенка с помощью речи, либо установление контакта с помощью мимики и жеста. При оценке понимания обращенной речи используются следующие критерии:
– совершенно не понимает обращенную речь;
– понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации);
– достаточное понимание обращенной речи.
Основными видами заданий при обследовании понимания обращенной речи являются:
– называние предметов, их частей, качеств предметов, действий на предъявленных картинках (обследование понимания слов);
– выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений);
– выбор предмета или картинки в соответствии с названной грамматической формой (обследование понимания грамматических форм);
– пересказ текста, ответы на вопросы к тексту, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста).
При оценке разборчивости речи используются следующие критерии:
– речь невнятная, малопонятная для окружающих;
– речь смазанная, понятная только для близких;
– речь, понятная всем.
Оценивая степень сформированности связной речи, выделяют следующую информацию:
– общается с помощью звуковых комплексов и отдельных слов;
– общается простыми фразами;
– общается распространенными предложениями.
Основными видами заданий при обследовании связной речь являются: беседа; составление рассказа по сюжетной картинке; составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ прослушанного короткого рассказа; составление рассказа-описания; составление рассказа по представлению.
При изучении словарного запаса ставятся следующие задачи:
– выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме;
– охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);
– выяснить точность употребления лексических значений слов.
Приемом обследования словарного запаса является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.
Обследование артикуляционного аппарата включает изучение признаков неврологического поражения в виде спастического пареза, ригидности, гиперкинезов, атаксии.
Также оценивается синхронность дыхания и голосообразования как нарушенное или в норме.
4. Исследование познавательной деятельности. Изучение познавательной деятельности включает умение определять и различать пространственные отношения, для исследования которых используют следующие задания:
– ориентировка в схеме тела, лица, в том числе при помощи тестов "Лицо", "Человек";
– понимание логико-грамматических конструкций, описывающих положений человека и предметов в пространстве и выполнение соответствующих инструкций;
– использование логико-грамматических конструкций в речи, характеризующих расположение предметов и человека в пространстве;
– выполнение конструктивных заданий.
Для исследования временных представлений используются следующие задания:
– на умение определять и различать временные отношения (времена года, части суток);
– ориентировка в последовательности событий во времени;
– понимание логико-грамматических конструкций, описывающих последовательность событий и режимные моменты в жизни ребенка;
– использование логико-грамматических конструкций, характеризующих временные отношения.
Исследование пространственных и временных представлений очень важно, так как известно, что их несформированность является важным признаком, характеризующим познавательную деятельность детей с церебральным параличом (Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук и др.).
В ходе исследования изучаются также умение использовать в речи обобщающие понятия и предлоги; сформированность представлений об окружающем мире; сформированность математических представлений; сформированность изобразительных навыков: рисования, лепки, конструирования, аппликации.
Схема диагностического изучения ребенка или подростка с детским церебральным параличом (может быть использована для обследования детей и подростков с другими двигательными нарушениями)
1. Нарушения двигательной сферы:
– удерживает вертикальное положение (сидя, стоя);
– передвигается (в коляске, с костылями, с опорой на трость, самостоятельно в пределах посещения, самостоятельно на значительные расстояния);
– ведущая рука (правая, левая);
– развитие манипулятивной функции (резко ограничена, частично ограничена, не ограничена);
– участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).
2. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).
3. Нарушения слуха (степени снижения слуха).
4. Уровень развития навыков самообслуживания:
– навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет, частично владеет, полностью владеет);
– самообслуживание в одевании и раздевании: раздевание (не владеет, частично владеет, полностью владеет); одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью);
– самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.