ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Среди самых актуальных и важных вопросов развития детей - одаренность, которая занимает одно из ведущих мест в работе педагогов в ДОУ. Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Важно помнить, что не каждый желающий этого педагог готов к сопровождению одаренных воспитанников в ДОУ. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны соответствовать требованиям: Иметь высокий уровень профессиональной подготовки; Склонность к творческой деятельности; Умение обеспечить оптимальные условия развития; Наличие в общении с детьми тактики сотрудничества; Личная готовность к работе с одаренными детьми; Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовать детей процессом выполняемой им самим деятельности. Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяем созданию образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности
Существует множество способов, методов и форм работы с одаренными воспитанниками в условиях ДОУ, в своей практике мы перепробовали большое количество из них, на основании чего сделали определенные выводы. Практикуя разную деятельность, были определены главные и важные правила при работе с одаренными детьми - принципы работы. В своей работе мы руководствуемся следующими принципами: 1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей. 2. Учет синзитивности дошкольного детства. 3. Индивидуальный подход, 4. Своевременное начало. 5. Возможность выбора. 6. Комплексный подход. 7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий. Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в ДОУ и учреждениях дополнительного образования города. Что касается форм работы, то в своей практике наиболее эффективными и качественными мы определили следующие: -групповые занятия с одаренными детьми; - индивидуальные занятия; -конкурсы, викторины, интеллектуальные олимпиады, спортивные игры; -дополнительные образовательные услуги в кружках по направлениям; -исследовательская деятельность. В нашем детском саду имеются творческие кружки по интересам. Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Именно эти два учреждения являются фундаментом, основой при работе с одаренными детьми, так как охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка. Библиографический список 1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998. 2. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996 3. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993 4. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996. 5. С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 1996. 6. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999 7. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» М, 1961, 8. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.