ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Современные тенденции развития общества задают образованию (в том числе, дополнительному) новый вектор – отход от ориентации на «среднего ребёнка», повышенный интерес к одарённым и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей. Одарённые дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одарёнными молодыми детьми.
Из года в год детская музыкальная школа гостеприимно открывает двери для талантливых детей, стремящихся познать, что же такое музыкальное искусство, и научиться проявлять себя как художника в широком смысле этого слова. Для преподавателя с приходом каждого нового ученика встаёт вопрос: каковы способности данного ребенка, как их развить? Насколько он одарён? Что такое одарённость и в чем она выражается?
Одарённость – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Под одаренностью ребёнка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Условно мы выделяем три категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости – в определённой области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый возраст).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью решений (старший школьный возраст).
Для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаёшь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда – впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое обычно больше всего поражает в одарённых людях. Одарённые дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одарённые дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одарённые дети начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.
Выявление и раскрытие детской одарённости
Понимание особенностей личности одарённого ребенка является необходимым условием успешной работы педагога с одарёнными детьми. Хотя все одарённые дети являются разными – по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие одарённых детей.
Таких юных музыкантов отличает пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к собственной деятельности. У многих одарённых детей наблюдается возрастная впечатлительность и повышенная эмоциональная чувствительность. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для юных дарований источником ярчайших переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает взрывной характер, проявляясь в склонности к аффектам, в других же случаях она может выражаться в излишней застенчивости. Повышенная эмоциональная чувствительность часто рассматривается как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей – способность наслаждаться творчеством.
Одарённых детей отличает высокий интеллект, хорошая память, самоконтроль, богатство словарного запаса, умение рассуждать и делать выводы, анализировать и синтезировать информацию. В процессе деятельности они высказывают оригинальные идеи, проявляют богатое воображение, любознательность, чувство юмора, легкость ассоциирования, гибкость и быстроту мышления.
Для выявления всех сторон детской одарённости и успешного продвижения каждого ученика педагог должен применять традиционные и инновационные технологии обучения. Тем не менее, традиционный принцип индивидуального подхода в обучении остается важнейшим для успешного развития юных музыкантов, и использоваться он может на традиционных уроках и во внеклассных мероприятиях.
Формы работы с одарёнными учащимися
Деятельность педагога детской музыкальной школы по воспитанию юных дарований сложна и многогранна. В ней можно различить две взаимосвязанные стороны. Одна из них – передача преподавателем ученику своих знаний, умений, приемов исполнительского мастерства, своего отношения к искусству, а другая – раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ребенке. Достигнуть и того, и другого невозможно без индивидуального подхода к каждому ученику.
В ДМШ используются следующие формы работы с одарёнными детьми:
- индивидуальные занятия в удобном для ребенка темпе;
- занятия с группой одарённых учащихся;
- посещение учеником уроков других детей и привлечение его в качестве помощника;
- участие в конкурсах и олимпиадах;
- участие во внеклассной концертной деятельности в качестве исполнителя или ведущего;
- исследовательская деятельность;
- участие в мастер-классах сторонних педагогов.
С целью выявления и поддержки одарённых детей в Камчатском крае Министерством культуры совместно с Камчатским колледжем искусств регулярно проводятся исполнительские конкурсы, музыкально-теоретические олимпиады, осуществляется планомерная концертная деятельность, индивидуальные консультации. Несколько лет при колледже работает Центр поддержки одарённых детей «Дарования Камчатки». Благодаря Центру, учащиеся ДМШ имеют возможность участвовать во всероссийских и международных конкурсах в очной форме.
Взаимосвязь преподавателей ДМШ Камчатского края и колледжа искусств создает большие преимущества для формирования профессионального музыканта, организации более эффективного учебно-воспитательного процесса, для этого в расписание внеклассных мероприятий школ включены концерты студентов различных отделений. В рамках краевых конкурсов, наряду со школьниками, выступают студенты и преподаватели, что является дополнительным стимулом для подрастающих музыкантов. Преподаватели одарённых детей поддерживают тесную связь с преподавателями колледжа. Приезжающие из центральных вузов России музыканты проводят с одарёнными детьми мастер-классы, дают индивидуальные консультации.
Уязвимость этой образовательной модели заключается в сложности сохранения постоянного контингента учащихся на протяжении обучения. Ежегодно происходит нежелательный отсев, связанный с оттоком населения из региона, возрастающими требованиями к обучающимся, интенсивностью занятий, сменой приоритетов в семье учащегося, необходимостью выезжать на конкурсы в другие регионы.
На развитие одарённости напрямую влияет отношение родителей. Некоторые родители (или один из них) относятся к занятиям музыкой отрицательно, другие игнорируют, третьи – положительно. Есть еще одна группа родителей, которые видят в одарённости своего ребенка престижность, возможность самоутверждения через способности своих детей.
В целом, работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одарённого ребенка вырастет одарённый взрослый, и поощрять совместную практическую деятельность способного ребёнка и его родителей.
Работа родителей должна поддерживаться и поощряться школой: в конце года обязательно вручение грамот, благодарственных писем родителям, которые в сотрудничестве с преподавателем создавали комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала своих детей.
Работа с одарёнными детьми – сложный, но увлекательный процесс, направленный на самореализацию ребенка как творческой личности, его всестороннее развитие. С появлением в музыкальной школе каждого нового одарённого ученика и дальнейшим раскрытием его талантов выполняется основная задача обучения – воспитание культурных, интеллектуально и эмоционально развитых молодых людей, способных применять свою одарённость в любой области деятельности, являющихся преемниками традиций классической школы и сохраняющих духовный потенциал народа – нашего достойного будущего.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.