Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное образование в России всё активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования. Так же, как и в других странах мира, инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведётся наиболее подходящим способом для каждого ребенка. В свете реализации Федерального государственного стандарта ДО (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, проводимой учителями-логопедами в дошкольных учреждениях, до 60% (в последние годы до 80%) детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития. Задача современного образования – обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей. Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка, выдвигается на первый план. Дошкольные образовательные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребёнок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребёнка и учет их в процессе обучения и воспитания. Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса. Логопедическая помощь – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед должен путём тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики учителя-логопеда, совместно с другими специалистами составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ. Логопедическое сопровождение с детьми с ОВЗ направленно на формирование и развитие: - фонематических процессов; - звукопроизношения; - лексического запаса и грамматического строя речи; - формирование связной речи; - неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитания навыков и приёмов самоконтроля); - чтения и письма; - моторики (мелкой, общей и артикуляционной). Также учитель-логопед осуществляет работу с педагогами: - участие в заседаниях методического объединения; - консультирование педагогов (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельностью); - ознакомление воспитателей со спецификой логопедической работы (открытые занятия). Работа с родителями имеет свою специфику: - консультирование родителей (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельности); - беседы по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков); - просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми). Современных детей сложно удивить или заинтересовать обычным демонстрационным материалом, потому что с детства ребенок включен в информатизацию пространства (телевизор, планшет, телефон). Игра, как основной вид деятельности ребенка, существенно изменяется. Уже недостаточно просто прочитать книгу или посмотреть картинки, мощный поток информации, поступающий при просмотре телевизора или игры в планшете (телефоне) оказывает большее влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Главная проблема в логопедической работе – это проблема мотивации: как вызвать познавательный интерес ребенка, чем привлечь его внимание на занятиях. У воспитанников логопедической группы отмечается снижение познавательной активности и скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Поэтому учителя-логопеды отдают предпочтение информационно-коммуникационным технологиям и интерактивным играм, которые дают возможность сделать процесс обучения более ярким, наглядным, динамичным, а также эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Использование ИКТ позволяет учителю-логопеду перейти от объяснительноиллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи не только речевого развития, но и математического, экологического и эстетического развития, помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Большую помощь в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ оказывают интерактивные игры: -вызывают познавательный интерес; -способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления; -служат средствами развития речи; -развивают мелкую моторику и координацию, двигательную память; -повышают работоспособность головного мозга; -готовят руку к письму. Таким образом, в условиях инклюзивного образования в ДОУ коррекционная работа учителя-логопеда основывается на применении ИКТ в сочетании с традиционными методами, что значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Литература: 1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод.пособие В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008 (Сердце отдаю детям). 2. Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inciusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/ 3. Инклюзивное образование – Выпуск 4 – Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – 4. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.