Особенности разработки анимационных программ для детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Особенности разработки анимационных программ для детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
doc
30.03.2024
Особенности разработки анимационных программ для детей старшего дошкольного возраста
Особенности разработки анимационных программ для детей старшего.doc

Особенности разработки анимационных программ для детей старшего дошкольного возраста

Когда мы говорим о разработке анимационных программ для детей в целом и старших дошкольников в частности важно знать и понимать особенности этой аудитории. Среди них можно выделить определение их психолого – педагогических характеристик, которые определяют их восприятие, знания, коммуникативные навыки и умения, память физические возможности и пр., которые прямо влияют на процесс подготовки и качество проведения анимационных мероприятий.

Для понимания того, как создать анимационную программу для детей старшего дошкольного возраста важно знать, что старшими дошкольниками считают детей в пяти – семи летнем возрасте, которые, как правило, посещают старшую или подготовительную группы дошкольной образовательной организации. Этот возраст имеет особое значение в личностном развитии детей, потому, что это самое время для формирования их психологических и поведенческих механизмов.

Ю.В. Варданян в своей работе о развитии личности говорит о том, что именно в возрасте пяти – семи лет закладывается основа будущей личности, формируются новые социокультурные потребности, закладывается устойчивая мотивационная структура ребёнка, уже не только появляются, но и проявляются потребности в признании и уважении как от сверстников, так и взрослых. Становится заметен интерес к коллективным формам деятельности.[1]

В целом старшего дошкольника отличает динамика развития. Стоит отметить, что в этот период происходят значительные изменения по многим направлениям. К примеру, основные виды его деятельности начинают совершенствоваться, активно развивается психика. Его память меняется как в объеме, так и качественно. Если дети, посещающие старшую группу, запоминают около семи – восьми названий незнакомых предметов, то уже в подготовительной группе их количество доходит до десяти – двенадцати. Н.А. Чепцова отмечает, что старший дошкольник проявляет произвольность и опосредованность, которые проявляются в постановке задач на запоминание интересной и необходимой информации с применением собственных методов её удержания.[2]  Такие показатели, помимо прочего, характеризуют и наличие развития внимания. Помимо углубления таких его качеств как объем, устойчивость, переключение и распределение, повышаются возможности старшего дошкольника к направленному сосредоточению и произвольности внимания.

Среди самых ярких характеристик такого ребенка особо следует выделить проявление воображения, которое проявляется в последовательном формировании и проявлении оригинальности и произвольности. В старшем дошкольном возрасте дети способны к собственным сочинениям небольших сказок и рассказов на заданную тему с вполне логичным и последовательным сюжетом. Ближе к школе они уже могут способны своё воображение подчинять замыслу, действовать в соответствии с заранее намеченным планам, и даже умышленно корректировать его. Исследователи подтверждают, что это уже не напоминает отрывочные фантазии, как у детей более младшего возраста, а является настоящим решением творческих задач: построение замысла своего «творческого произведения» будь то игровой сюжет, танец, песня, поделка, рисунок или конструкция. Его воображаемые образы символичны и замещаемы, что проявляется в способности раскрытия через один предмет или явление важнейших для него сторон других.

К этому возрасту у ребёнка систематизируются ранее полученные знания и опыт, совершенствуется восприятие формы, цвета, объёма, структуры, и размера предметов. Старший дошкольник уже способен к воссозданию сложных объектов из простых форм и вычленению простых форм в сложных объектах. Кроме того, он уже неплохо ориентируется в пространстве, хотя и испытывает некоторые сложности в пространственном расположении объектов, особенно при необходимости одновременного учёта несколько разных и противоположных признаков».[3]

Именно в старшем дошкольном возрасте активно развивается образное мышление. К шестому году он способен использовать несложные схемы при решении простых задач, даже лабиринтных. Характерной особенностью этого возраста можно назвать предвосхищение. К примеру, на основании пространственного расположения объектов, он может «предсказать», что может произойти в процессе их взаимодействия. Также продолжается совершенствование обобщения, которое считают основой к словесно-логическому мышлению.

В целом, старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий, высокой активности и стремления к познанию. На его протяжении постепенно расширяются и углубляются представления и знания детей, происходит их обобщение.

Социально – культурное взаимодействие происходит и в игровой деятельности, ведь именно в этом возрасте активно развивается игровая, а особенно сюжетно-ролевая деятельность. Игровые мотивы и действия становятся более сложными и приобретают особый смысл, не всегда понятный взрослым. Групповой характер сюжетно-ролевых игр заставляет ребенка координировать свои действия со сверстниками, развивая тем самым и коммуникативные навыки. К старшему дошкольному возрасту ребёнок научается общаться, выстраивать отношения, решать конфликтные ситуации, в том числе с помощью речи. В процессе общения с взрослыми людьми у него формируются ценностные, социальные и культурные ориентации, осознаются события, происходит «социальное взросление» ребенка.

Кроме психолого – педагогических характеристик следует, также, понимать основные механизмы социокультурного развития старших дошкольников. В этой связи Ю.В. Пурскалова среди них выделяет:

-              подражание, под которым понимается сознательное или подсознательное воспроизведение ребенком модели поведения других людей;

-              инкультурация (вхождение ребенка в культуру своего народа);

-              процесс идентификации, проявляющийся в принятии социальной роли при вхождении в определенную группу и осознание групповой принадлежности[4].

С технологической точки зрения, работу по подготовке и проведению анимационной программы для детей необходимо разделить на несколько последовательных этапов.

Первый, подготовительный этап включает в себя:

-                   анализ уже существующих мероприятий, представленных на рынке культурно – досуговых услуг;

-                   разработку концепции, на основании которой определяются цели и задачи; выбор времени и места проведения мероприятия;

-                   характеристика возрастных, социобиологических и иных особенностей детской аудитории;

-                   создание сценария программы;

-                   создание сметы на подготовку и проведение программы;

-                   ресурсное обеспечение реализации программы, в том числе кадровое, материально – техническое, финансовое, при необходимости нормативно – правовое (в случае заключения договоров, подписания контрактов, проведения тендеров и прочее)

-                   создание рабочей и творческой групп и распределение их обязанностей;

-                   техническая подготовка: декораций, инвентаря, костюмов, реквизита и т. п.

-                   установка звукового, светотехнического и иного оборудования;

-                    оформление площадки, создание фонограмм и видеорядов;

-                   репетиционный процесс;

-                   рекламная кампания, анонс мероприятия.

Второй этап представляет собой совместную работу всех участников в процессе проведения анимационной программы и достижение поставленных целей и задач.

Третий этап – подведение итогов, в том числе, анализ каждого из этапов проведения анимационной программы и соответствие установленным критериям и показателям её эффективности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для создания интересного и уникального анимационного мероприятия для детей этого возраста важно использовать такие формы как игра, творческие задания, театрализованные представления, интерактивное общение, спортивные игры и др.

В роли ведущих мероприятия целесообразно использовать образы сказочных героев, героев мультфильмов и других узнаваемых старшими дошкольниками персонажей.

Картинка должна быть яркой и запоминающейся, для этого можно дополнительно использовать выступления цирковых артистов, фокусников, световые шоу, шоу мыльных пузырей и т.п. Главное, чтобы это было зрелищно и просто для восприятия.

Помимо прочего, важно интерактивное общение, которое позволяет детям старшего дошкольного возраста ощущать сопричастность к действу и почувствовать себя героями мероприятия.


Скачано с www.znanio.ru



[1] Варданян Ю.В., Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи /Ю.В. Варданян, А.О. Кавадина // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1

[2] Чепцова Н.А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании: автореферат дис. ... к псх н: – Кострома, 2006. С.14 – 16.

 

[3] От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. С.164

 

[4] Пурскалова Ю.В. Технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. 2016. №4.

 

Особенности разработки анимационных программ для детей старшего дошкольного возраста

Особенности разработки анимационных программ для детей старшего дошкольного возраста

Н.А. Чепцова отмечает, что старший дошкольник проявляет произвольность и опосредованность, которые проявляются в постановке задач на запоминание интересной и необходимой информации с применением собственных методов…

Н.А. Чепцова отмечает, что старший дошкольник проявляет произвольность и опосредованность, которые проявляются в постановке задач на запоминание интересной и необходимой информации с применением собственных методов…

Кроме того, он уже неплохо ориентируется в пространстве, хотя и испытывает некоторые сложности в пространственном расположении объектов, особенно при необходимости одновременного учёта несколько разных и…

Кроме того, он уже неплохо ориентируется в пространстве, хотя и испытывает некоторые сложности в пространственном расположении объектов, особенно при необходимости одновременного учёта несколько разных и…

Кроме психолого – педагогических характеристик следует, также, понимать основные механизмы социокультурного развития старших дошкольников

Кроме психолого – педагогических характеристик следует, также, понимать основные механизмы социокультурного развития старших дошкольников

Второй этап представляет собой совместную работу всех участников в процессе проведения анимационной программы и достижение поставленных целей и задач

Второй этап представляет собой совместную работу всех участников в процессе проведения анимационной программы и достижение поставленных целей и задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2024