ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА РЕБЕНКА, ПОНЯТИЕ ХОР И ЕГО СОСТАВ.

  • docx
  • 20.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА РЕБЕНКА, ПОНЯТИЕ ХОР И ЕГО СОСТАВ..docx

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА РЕБЕНКА, ПОНЯТИЕ ХОР И ЕГО СОСТАВ.

 

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка. Различают четыре основных стадии развития голоса.

У младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно и в его голосе нет еще существенных изменений.

Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.

Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину- это закономерно, естественно. Нервно- мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8 летнего ребенка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. В их голосовом аппарате нет еще существенной разницы.

По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается сильнее и компактнее.(«собраннее», «полнее»).

Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач-фониатр устанавливает у них эти перемены уже 10-11 лет. Обычно так бывает у естественно развивающихся альтов, свободно, звонко поющих.

Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.

У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть звуки от ля малой октавы до ре (и даже выше). Однако «звучащая зона» их голоса значительно меньше: она расположена, в среднем, между ми и си (иногда до). Эта зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для воспроизведения; она-то и должна в основном использоваться при обучении пению. Называется эта зона рабочим диапазоном голоса[1].

Переходя к рассмотрению основных характеристик коллективно-певческой деятельности, обратимся к раскрытию сугубо хороведческой проблематики и, в частности, к пониманию основного понятия - что такое хор.

Хор (от греч. сhoros собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т.д.)

1) В древне-греческом театре коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей (хоревтов).

2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или а сар[2].

В теории хороведения существует много различных определений понятия «хор». Каждый из авторов, занимающийся изучением этого вопроса, по-разному раскрываем его содержание.

П.Г. Чесноков под хором понимает «собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы[3].

У А.А. Егорова под хором подразумевается «своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно- художественные образы музыкального произведения»[4].

Г.А. Дмитриевский понятие хор определяет «как коллектив певцов, организованный для совместного исполнения[5].

В.Г. Соколов в содержании понятия хор видит «такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественными выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении»[6].

Подводя итог вышеизложенному, понятие «хор» можно сформулировать как: коллектив певцов, исполнительская деятельность которого связана единством техническим и художественных задач, позволяющих слушателям полноценно воспринимать идейно- смысловое и эмоционально- образное содержание хорового произведения[7].

Хор как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало.

Хор- это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Таким образом, раскрывается еще одна составляющая часть понятия хор - ансамбль вокальных унисонов.

Теоретически однородный детский хор минимально могут составлять 6 певцов: 3 сопрано + 3 альта. Однако в исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полноценным считается состав хора примерно в 24 человека. Помимо усиления звучности партий здесь возможно divisi каждой партии на две группы: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов = 24 певца. Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова, - немыслимо, чтобы коллектив певцов в 30 человек состоял из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность партий верхнего и нижнего голоса в четырехголосном хоре, т. е. партий первых сопрано и вторых альтов, что связано как с количественным выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с компактным звучанием основы аккорда (А II):

сопрано первые - 8

сопрано вторые - 7

альты первые - 7

альты вторые - 8

Всего: 30 чел.

При равномерном увеличении численности каждой партии могут образовываться коллективы с большим количеством исполнителей. Чрезмерное увеличение численности хора (свыше 120-130 певцов) не способствует улучшению его исполнительских качеств. По мнению В.И. Краснощекова, «хор утрачивает исполнительскую гибкость, подвижность, ритмическую отчетливость, ансамбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным». Нельзя не учитывать и такого обстоятельства, что многие произведения, рассчитанные на большой состав, значительно хуже звучат у среднего и порой просто неисполнимы малым. А для исполнения хоровых миниатюр a cappella, специально адресованы хорам среднего и малого состава, в связи с камерностью их звучания предпочтительнее более скромное число участников[8].

Выразительные и технические возможности детских хоров тесно связаны с возрастными особенностями состава. Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на три группы: младшего школьного возраста (I-III классы), среднего (IV-VI классы) и старшего школьного возраста (VII-X классы).

Хор, состоящий из детей в возрасте 7-10 лет, характеризуется легким фальцетным, небольшой силы звучанием в пределах от piano до mezzo forte.

Мальчики, отобранные для профессионального обучения, обычно имеют следующий диапазон: дисканты- ми первой октавы - соль - ля второй октавы, альты - ля малой октавы - до второй октавы.

В обычных школьных хорах рабочий диапазон детского хора находиться, примерно, в пределах первой октавы и нижних звуков второй октавы (до, ре). Хоры младших школьников в основном совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении. Репертуар состоит из народных песен, а также произведений отечественных и зарубежных композиторов. Прекрасные песни для малышей созданы Кабалевским, Александровым, Левиной, Попатенко и другими советскими композиторами. Из произведений композиторов XIX века большой интерес представляют детские хоры Кюи, Чайковского, Лядова, Аренского[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.        Богданова Т.С. Хороведение. - М.: 1998. - С.41.

2.        Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. - М.: 1957. - С.3.

3.        Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972. - С.5, 8.

4.        Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М.: 1939. - С.3.

5.        Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. - С.136.

6.        Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Академия, 2003. - С.39.

7.        Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М.: Музыка, 2000. - С.196.

8.        Соколов В.Г. Работа с хором. - М.: 1983. С.5.

9.        Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М.: Музгиз, 1960. - С.17.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 1972. - С.5, 8.

[2] Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М.: Музыка, 2000. - С.196.

[3] Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М.: Музгиз, 1960. - С.17.

[4] Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М.: 1939. - С.3.

[5] Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. - М.: 1957. - С.3.

[6] Соколов В.Г. Работа с хором. - М.: 1983. С.5.

[7] Богданова Т.С. Хороведение. - М.: 1998. - С.41.

[8] Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Академия, 2003. - С.39.

[9] Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969. - С.136.