Младший школьный возраст представляет собой сложный этап психического и физиологического развития ребенка. Это этап стремительного и интенсивного развития всех систем организма человека. Как пишет Д.Б. Эльконин, этот возрастной этап связан с коренными изменениями уклада жизни и соответственно личности ребенка. Помимо изменения социального статуса, изменяется ведущая деятельность ребенка, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребенка с окружающей действительностью. Этот возраст выступает сензитивным периодом для формирования многих новообразований, это период в окончании которого происходит формирование учебной деятельности ребенка. Именно поэтому данный этап отличается такой высокой значимостью в плане формирования педагогической позиции учителя и организации обучающей деятельности. От прохождения ребенком данного возрастного этапа зависит развитие его мышления и личности в целом. Характеризуя схему развития мышления младших школьников, Д.Б. Эльконин писал: «В действительности эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах той системы обучения, внутри которой, во всяком случае, на начальных этапах главенствующее место занимают эмпирические сведения и слабо представленные способы усвоения знаний, опосредствованные подлинными понятиями как элементами теории предмета»[33, с. 23], то есть мышление младшего школьника еще носит конкретно-предметный характер, однако, благодаря пластичности психики в данном возрасте и развитию воображения, появляется возможность абстрактного, теоретического мышления, путем формирования учебной деятельности. В.В. Давыдов пишет: «младший школьный возраст способствует развитию у детей основ теоретического сознания и мышления в процессе их учебной деятельности как главной и ведущей в этом возрасте»
Более детально рассмотрим особенности психического развития младшего школьника:
1. Восприятие. Восприятие младших школьников вначале носит непроизвольный характер. Так же данный возраст характеризуется «полевым» поведением - привлекает то, что ярко. А потому сохраняется требование к наглядности материала. Так же отмечается нечеткое восприятие текста на слух и зрительного восприятия текста, в связи с этим пропуски и замены букв в словах. Трудности в восприятии объемных фигур (путают объемные тела и плоские). Для развития восприятия формы и пространства большое значение имеет измерительная деятельность ребенка на уроках. Сложности в восприятии времени. Способствует увеличению точности восприятия времени четкая организация дня и деятельности ребенка (режим дня, расписание). К концу начальной школы восприятие изображения проходит процесс качественного преобразования: от перечисления к интерпретации.
2. Внимание. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения так же является непроизвольное внимание.
3. Свойства внимания младших школьников:
4. - высокая неустойчивость;
5. - легкая отвлекаемость;
6. - очень длительное переключение;
7. - небольшой объем;
8. - плохое распределение.
Развитию произвольного внимания способствуют: тренировка воли и специфика организации урока: оптимальный темп, содержательность и четкая структура организации урока. Так же положительное влияние на развитие произвольного внимания оказывается творческость занятий, развитие наблюдательности ребенка и формирование интереса, лично значимого, для ребенка. Воображение. Для осуществления учебной деятельности необходимо развитое абстрактно-логическое мышление, основанием которого выступает воображение. Уже в старшем дошкольном возрасте можно заметить скачок в развитии воображения на примере развития сюжетно-ролевой игры. Так и в условиях обучения, ученику в большей степени приходится «двигаться» в пространстве не конкретных, материальных предметах, а в пространстве идеализированных форм - нематериальных предметах. Воображение младшего школьника, как и все психические функции приобретает управляемость: от первоначального расплывчатого образа до обобщенного и яркого воображения, дополняемого деталями и примерами. Все больше основанием воображения выступает слово, а не предмет, как в дошкольном возрасте.
3) Мышление. По Пиаже данный период определяется как стадия конкретных операций с предметами. Ребенку еще только предстоит усвоение понятий, и еще долгое время мышление остается эмпирическим. Формируется представление о пространстве, ребенок способен соотносить план с действительностью. Развиваются мысленные представления. Пиаже отмечал, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка: консервации, классификации и сериациитранзитивности. Консервация - это способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен.
4) Речь. Высказывания младшего школьника обычно непосредственны. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка достаточно велик (7 тысяч слов). Усвоение языка определяется активностью ребенка. Ещё одной ключевой особенностью развития речи в данном возрасте является тот факт, что речь необходима ребенку не для выражения мысли, а в большей степени для поддержания внимания. Так, речь сопровождает все действия ребенка, которые он осваивает. В данном возрасте детям еще трудно переводить устную речь в письменную, в силу особенностей развития мышления и несформированности письменных форм речи, но к концу начальной школы дети вполне овладевают данным умением. Так как функция произвольного внимания ещё слабо развита, соответственно контроль письменной речи затруднен, оттого часты ошибки в написании слов и формулировании письменного текста – ребенку трудно удерживать в поле своего внимания содержание текста и его орфографию. Происходит развитее всех сторон речи: фонематической, грамматической, лексической.
Рассмотрев понятие учебной деятельности в младшем школьном возрасте, мы можем сделать следующие выводы:
1. Учебная деятельность получает свое первоначальное формирование именно в начальной школе.
2. Предназначение начальной школы - научить ребенка учиться.
3. Овладение младшим школьником компонентами учебной деятельности обусловлено особенностями психического и физического развития ребенка, что необходимо учитывать для эффективного управления учебной деятельностью ребенка.
4. Учебная деятельность - не формальный компонент школьного обучения, а важный этап в развитии личности ребенка, что подтверждается изменением общей структуры деятельности ребенка: например, в его проявлении себя в игре и трудовой деятельности; в его отношениях с другими людьми и в целом, в отношениях, выстраиваемых школьником с миром.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.