«Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9

«Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
Детсад
24.05.2020
«Особенности развития речи детей  с ограниченными возможностями здоровья»
Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
ШПМ.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

«Особенности развития речи детей

с ограниченными возможностями здоровья»

 

Школа педагогического мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Т.В.Лысенко

 

 

                                                                    

 

Мичуринск 2019

 

Введение

         Понятие: «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает собой необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.          Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

         Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.

         Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

          По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

·         Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

·         Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

·         Дети с нарушением речи (логопаты);

·         Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

·         Дети с умственной отсталостью;

·         Дети с задержкой психического развития;

·         Дети с нарушением поведения и общения;

·         Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

         В трудах многих современных исследователей выделяется целый ряд особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья:

- разнообразные нарушения в развитии речи у этих детей встречаются намного чаще, чем у их здоровых сверстников,

- у большинства этих детей отмечаются отклонения в сроке становления речи и своеобразие данного процесса,

- число детей с различными речевыми нарушениями, в том числе со сложными формами, растет постоянно.

         По мнению Е.А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интереса к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат. Нарушения речевой деятельности у детей очень многоплановы и разнообразны. Они могут возникнуть при разных видах отклонений: при умственной отсталости, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, социально - психологической запущенности, эмоциональной депривации, при ограничении речевых контактов ребенка, при общении с детьми, имеющими дефекты речи, и др. Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития. Суть данной закономерности состоит, по мнению Е.А. Стребелевой, в том, что если не осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире, нарушается способность к приему и переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка. Одновременно с речевыми нарушениями в той или иной мере страдает личность ребенка. Естественно, степень нарушения общего психического и личностного развития и отдельных функций ребенка при речевых нарушениях не одинакова и во многом зависят от характера имеющегося дефекта, степени выраженности расстройств отдельных психических процессов и функций, от эффективности медико-педагогического воздействия, условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Поэтому для всех детей, у которых наблюдается нарушение речевой функции, необходимо раннее выявление их причин и организация своевременной коррекционно-развивающей и социально-реабилитационной помощи, что является важным условием преодоления и создания более благоприятных возможностей в формировании ребенка как личности. Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако, дети достаточно критичны к своему дефекту. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Основными задачами занятий по развитию речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, воспитание интереса к художественному слову.

Методические подходы к развитию речи у детей с ограниченными

возможностями здоровья

         Методика развития речи опирается не только лишь на общую психологическую теорию речи, но также и данные детской психологии, которая изучает особенности и закономерности речевого и психического развития детей на разных этапах детства, но так же и возможность овладения детьми разными формами и функциями речи. Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей». «Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер». Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и развивающую среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь детской группы. Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи:

1. Игры. Ролевые игры. Театрализованные игры – как средство развития речи; 2. Общение: подготовленное и неподготовленное. Общение по телефону. «Живое» общение с правилами, называемое этикетное. Общение через письма. Расширение круга знакомств;

3. Учебно-игровые ситуации, которые возникли по инициативе ребенка либо взрослого, где ребенок может проявить наибольшую речевую активность;

4. Чтение стихотворений, пение;

5. Организация экскурсий;

6. Труд: речевые и трудовые действия;

7. Развитие речи с использованием средства массовой информации (периодическая детская печать, телевизор, радио);

8. Досуг. Развлечения и праздники как эффективная форма обучения речи.

         С чего же начать развитие ребенка с ОВЗ? Начинать данную работу необходимо с диагностики. Диагностическая работа педагога заключается именно в выявлении трудностей и особенностей речевого развития самого ребенка. Педагог должен действовать именно по определенному алгоритму:

- изучает динамику и уровень речевого развития всех своих воспитанников;

- квалифицирует (с помощью специалистов либо самостоятельно) вид речевых недостатков, а также устанавливает возможные их причины;

- конструирует индивидуальные и групповые программы речевой работы с детьми коррекционно-развивающей и профилактической направленности.

         Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Огромное внимание педагоги должны уделять развитию мотивации, восприятия, доступных форм словесно-логического мышления, а также познавательных процессов, укрепление веры воспитанников в свои силы, созданию в детском коллективе доброжелательной обстановки, формирования у детей интереса к знаниям. У детей с ОВЗ часто наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, мышления, внимания, памяти, развития личности. Нужно четко определить цели, которые хотелось бы достичь в процессе обучения. Перед началом обучения составляют программу обучения по этапам. Процесс обучения желательно сделать трехступенчатым:

1) Вначале ребенку объясняют либо показывают, что он должен сделать.

2) Далее оказывают при необходимости ту либо иную помощь.

3) Поощряют за выполненное задание и создают ситуацию успеха.

Чтобы помочь ребенку показать себя с хорошей стороны необходимо: предлагать короткие задания, при этом стараясь сделать их более разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности; начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией успеха: сочетать какие либо новые трудные задания с известными старыми, наиболее легкими.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья.

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

Заключение

         В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы образования детей с особыми возможностями здоровья, создание необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В процессе реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.   

Список литературы

1) Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 110 с.

2) Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2006. - 163 с.

3) Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2010. - 114 с.

4) Малофеев Н.Н. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. - 41 с

5) Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Введение Понятие: «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает собой необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и…

Введение Понятие: «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает собой необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и…

По мнению Е.А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве

По мнению Е.А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве

Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает

Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает

Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи: 1

Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи: 1

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020