ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Оценка 4.9

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Оценка 4.9
docx
03.12.2022
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
25.docx

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Становление речи у ребёнка — это основная характеристика его общего развития. При нормальном развитии у детей имеются хорошие способности для овладения языком. Существует тесная связь между речью и головным мозгом. Речь является высшей психической функцией, именно поэтому её функционирование зависит от работы мозга. Зрелое состояние коры головного мозга, сформированный артикуляционный аппарат и сохранный слух является важным фактором для нормального становления речи. Ко всему перечисленному нужно добавить речевое окружение, которое так же обеспечит полноценное формирование детской речи с самого рождения ребёнка. Нарушения развития речи является частым явлением, как у детей, так и у взрослых. И причины вызывающие нарушения бывают очень разнообразными. Сложные речевые нарушения никогда не ограничиваются дефектами в произношении звуков, ребёнок так же может плохо различать звуки на слух, иметь маленький активный и пассивный словарь, неправильно выстраивать фразы и предложения. В качестве причин нарушений развития речи мы можем назвать: аномалию течения беременности и самих родов; нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат; поражение слуховых органов; отставания в психическом развитии; неблагоприятные воздействия наследственности и факторов социального характера, т.е. недостаточное речевое общение и воспитание ребёнка. Со значительными трудностями проходит процесс освоения речи у тех детей, которые отстают в физическом развитии, перенесли заболевания в раннем возрасте, ослабленные, и те, кто не получает полноценное питание. Дефекты слуха в большинстве случаев становятся причиной для задержки развития речи. Т.е. снижение слуха может привести к отставанию речевого развития. Если у маленького ребёнка снижен слух, он не будет реагировать на звуки, не способен имитировать их. Старший ребёнок использует большое количество жестов и внимательно наблюдает за движениями губ говорящего человека. Но данные признаки не являются достаточными, для правильной оценки слуха ребёнка, так, как только на основании элементов поведения, которые носят субъективный характер, мы не можем сделать точных, грамотных выводов. Традиционно принято считать, что общее недоразвитие речи, это такой вид речевого нарушения, при котором у детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики) а также смысловой (лексики и грамматики). В качестве причин возникновения ОНР у детей можно назвать: различные инфекции, интоксикации (токсикоз) матери в период беременности, несовместимость резусфактора крови или групповой принадлежности матери и ребёнка, травмы при родах и патология в родах, различные заболевания ЦНС, травмы головного мозга в начале жизни. Кроме этого общее недоразвитие речи у детей может быть вызвано неподобающими условиями воспитания и обучения, психической депривацией (невозможность удовлетворения жизненно необходимых потребностей) в наиболее подходящие для этого стадии развития речи. Очень часто ОНР возникает вследствие комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, неблагоприятная социальная среда. ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана. Рассмотрим основные уровни ОНР: Речь детей с ОНР на 1 уровне подразумевает практически полное отсутствие речи (такие дети получили название «безречевые дети»). Детьми используются лепетные слова, звукоподражательные комплексы, некоторые существительные и глаголы бытового характера, неполные лепетные предложения, звуковая форма которых имеет смазанную и непостоянную структуру. В большинстве случаев ребёнок «помогает» себе мимикой, жестами. У детей с первого уровня речевого недоразвития отмечается превышение объёма пассивного словаря (набор слов, которые дети знают и понимают) над активным (слова, которые ребёнок употребляет в своей речи). Также они используют дифференцированные жесты и довольно вырази тельную мимику при выражении собственных мыслей. Об ограниченности активного словарного запаса у детей с ОНР говорит замена нескольких понятий каким-либо одним лепетным словом («бобо» - больно, делать укол, врач; «биби» - самолёт, машина, ехать). Характерно также преобладание однословных предложений в течение очень долгого времени. Предложение может расшириться в объёме до двух-четырёх слов, но при этом его конструкция имеет полностью неправильное оформление (Матик тиде туя – Мальчик сидит на стуле). Бедность опыта и плохо систематизированные знания об окружающей жизни также затрудняют речевое развитие ребёнка. У детей с ОНР наблюдается сокращение количества слогов при воспроизведении сложных слов («ават» - кроватка, «бака» - собака, «обус» - автобус). Дети данного уровня не понимают задания по звуковому анализу, т.е. не различают звуки входящие в состав слова. 2 уровень речевого недоразвития отмечается прибавлением к жестам и лепетным словам неверных, но имеющих постоянный характер общеупотребительных слов. Вместе с тем дети со вторым уровнем ОНР начинают различать некоторые грамматические формы слов, имеющих ударные окончания. Тем не менее, данный процесс ещё очень неустойчив и недоразвитие речи у таких детей имеет выраженный характер. Речевые высказывания отличаются бедностью. Ребёнок просто перечисляет те предметы и действия, которые непосредственно им воспринимаются. Такие дети не обращают особого внимания на число, род и падеж употребляемых слов и изменяют их довольно хаотично, бессистемно («Гуяю папа» - Гуляю с папой). Одним словом, называется множество предметов, объединённых по форме, назначению и т.д. Словарный запас имеет ограниченный объём в связи с тем, что дети не знают многих слов. Союзные слова и частицы редко употребляются в речи. Дети переставляют местами звуки, слоги, слова, укорачивают слова при стечении согласных. На 3 уровне речевого недоразвития появляется развёрнутая речь, где ребёнок уже использует целые фразы, но наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера. В присутствии знакомых взрослых дети могут общаться с окружающими, поясняющими речь детей. Происходящее общение нельзя назвать свободным. Даже те звуки, которые правильно произносятся детьми изолированно, в спонтанной речи могут не приобретать чёткую форму. Дети на третьем уровне ОНР могут заменять несколько звуков одной фонетической группы одним звуком («сярф» - шарф). Но, несмотря на вышеперечисленные сложности, дети используют в общении все части речи, правильно применяют несложные грамматические формы, строят сложносочинённые и сложноподчинённые речевые конструкции. Повышается уровень произносительных умений. Дети свободно называют те предметы, признаки, свойства и качества, которые им знакомы. Они способны составить короткий рассказ о себе, своей семье, событиях в жизни. Но, несмотря на явные улучшения, речевое недоразвитие у этих детей всё ещё выражено в лексике, грамматике, фонетике. Общаясь с таким ребёнком можно заметить, что он старается обойти все трудные для него слова, но, если всё же произносит их, ошибки видны очень чётко. Словарный запас быстро увеличивается в объёме, но дети совсем не знают значений некоторых слов, неправильно понимают и употребляют часть слов. Звуковое оформление всё ещё не доходит до нормы, наблюдаются ошибки в звуконаполняемости слов. У таких детей недостаточно развит фонематический слух, в связи с этим возникают проблемы со звуковым анализом и синтезом. Это значительно понижает уровень подготовки к школе, так как без помощи логопеда овладеть грамотой они не могут. Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу. Логопедическая работа должна быть построена комплексно, т.е. должна включать: - лечение лекарственными препаратами; - занятия с логопедом; - работу с психологом; - активное участие родителей. Всегда нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств. Под общим недоразвитием речи понимается «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной стороне речи» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, 2004). Как отмечают исследователи, при этом у детей не отмечается нарушений слуха и интеллекта. ОНР может наблюдаться при таких формах речевых нарушений, как алалия, выраженных дизартрических проявлениях, ринолалии - в тех случаях, когда отмечается недостаточность словарного запаса, грамматического строя, пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Изучением ОНР занимались Р.Е. Левина (1951, 1968, 2005); Г.И. Жаренкова, (1990, 1994); Г.А. Каше (1985); Е.М. Мастюкова (1977, 1980, 1990); Н.А. Никашина (1965); Т.Б. Филичева (1991, 1993, 2004); Г.В. Чиркина (1991, 1993, 2004); Л.Ф.Спирова (1980) и др. Как отмечают Н.С.Жукова (1990, 1994), Т.Б. Филичева (1990, 1993), Е.М. Мастюкова (1977, 1990), общему недоразвитию речи приводят, как правило, различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. Чаще всего ОНР является следствием резидуально-органического поражения мозга. Для детей с ОНР характерно позднее начало речи - к 3-4 годам появляются первые слова. Словарный запас таких детей ограничен, в речи большое количество аграмматизмов, отмечается недостаточность фонематических процессов, нарушение звукопроизношения. У детей наблюдается недостаточная речевая активность. Под руководством Р.Е. Левиной (1968) была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи. Выделено три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей - от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутых форм связной речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Нарушения речи в логопедии всегда рассматривались в тесной взаимосвязи с умственным развитием ребенка (Н.С. Жукова, 1994), так как несформированность всех сторон речи отражается у детей с ОНР на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. «Не вызывает сомнения, что патология речевого развития никогда не может быть у ребёнка изолированной и не может рассматриваться как «ло- СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 69 ВЫПУСК № 8 (207) 2022 кальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребёнка» (Е.М. Мастюкова, 1980). Подобной точки зрения придерживаются И.Т. Власенко (1990), Т.А. Фотекова (1994), Ю.Ф. Гаркуша (1985), Г.В. Гуровец (1975), Е.Ф. Соботович (2003), В.В. Юртайкин (1981, 1990) и др. «Отклонения в психическом развитии детей с общим недоразвитием речи могут зависеть как от поражения центральной нервной системы, т.е. от той же причины, которой часто определяется и сама речевая патология, также и от самой речевой недостаточности. Последнее определяется тем, какую роль играет речь в психическом развитии ребёнка» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990). Трудности коммуникации в связи с недоразвитием речи также могут способствовать нарушению развития познавательных процессов (В.А. Ковшиков,1994; Е.М. Мастюкова, 1977; Е.Ф. Соботович, 2003 и др.). В работах И.Т. Власенко (1990), Ю.Ф. Гаркуши (1985), Е.М. Мастюковой (1977, 1980), Е.Ф. Соботович (2003), О.Н. Усановой (1982) и др. имеются сведения о нарушении у детей с недоразвитием речи различных психических функций. Авторы отмечают несформированность слухового и зрительного восприятия, зрительнопространственного гнозиса, симультанного синтеза. Детям с ОНР свойственно нарушение произвольного внимания и резкое усиление непроизвольного, снижение мнестической функции, особенно словесного опосредствованного запоминания, отставание в развитии воображения. В речевой группе дети постоянно общаются друг с другом, что создает благоприятные условия для их речевого развития и становления личности, а также для преодоления у них вторичных проявлений, вызванных основным речевым дефектом. Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей решаются совместными усилиями логопеда и воспитателя, психолога, музыкального работника, педагога по изобразительной деятельности. В качестве причин аленькой возникновения ОНР у детей развивают можно назвать оценка: различные инфекции выделяется, интоксикации (токсикоз кукла) матери в период словарный беременности, несовместимость стараясь резус-фактора крови диаграмма или групповой принадлежности развитию матери и ребёнка дети, травмы при родах отве и патология в родах управлять, различные заболевания соответствии ЦНС, травмы головного также мозга в начале этом жизни. Кроме играх этого общее дети недоразвитие речи представлены у детей может содержанию быть вызвано соответствии неподобающими условиями имеет воспитания и обучения мяча, психической депривацией дети (невозможность удовлетворения закончи жизненно необходимых вместе потребностей) в наиболее игре подходящие для этого раньше стадии развития хорошо речи. Очень зайчик часто ОНР возникает должно вследствие комплексного динамическое влияния разнообразных детей факторов, например детей, таких как наследственная словарного предрасположенность, органическая теперь недостаточность центральной формирующий нервной системы убери, неблагоприятная социальная активного среда. ОНР у детей зайчик имеет разную дефектов степень выраженности работу: от полной неспособности шаров группировать слова отношению в целые фразы речевые до отдельных изъянов работа фонетико-фонематического и лексико-грамматического родному плана. Пропедевтика иного тесно связана являются с ранней комплексной речи профилактикой нарушения обращают развития у детей обучение. Пропедевтика выступает обучение частью системы игра профилактики. Она предполагает машина наличие предварительного надели по отношению к коррекционно-развивающему словарный процессу этапа совершенствует работы, предполагающего различные обучение детей логопед, родителей и педагогов развитие в процессе профилактики просим – до начала коррекционного несмотря воздействия. На данном вслух этапе происходит устная наблюдение за ребенком нарушению, разработка индивидуальной необходимости программы коррекционной вступают работы, проектирование предлагает элементов коррекционно-развивающей интонацией работы, ориентированные чтении на групповые и фронтальные поток формы работы предметы. Управление бросает качеством коррекционно родительном-педагогического процесса является с позиции пропедевтики картинки нарушений развития также способностей детей старшем. Взаимодействие детей ритм, педагогов, родителей например и его влияние на эффективность показатель формирования пропедевтики дети и коррекции, компенсации патология нарушений в развитии первых. С помощью игры чего пополняется и активизируется этими словарь, формируется детей правильное звукопроизношение словарный, вырабатывается умение дает точно выражать этом свои мысли ребенка, совершенствуется грамматический зачаточном строй речи повышается. Ранний дошкольный столу возраст является изучении чрезвычайно важным укорачивают для речевого развития педагогом ребенка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.// Питер, СПб, 2017. -208 с. 2. Джидарьян, И.А. Психология общения и развития личности / И.А. Джидарьян // Психология формирования и развития личности. М., 2011. -С. 127-158. 3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. // М.: Просвещение, 1986.- 736с. 4. Комарова, Н.Ф. Руководство игрой / Н.Ф. Комарова. Нижний Новгород, 2011. - 112 с. 5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2016. -С. 3-19 6. Социальные изменения и образ мира у шестилетних детей / М.С.Егорова, Н.М.Зырянова, С.Д.Пьянкова, Ю.Д.Черткова // Мир психологии. 2012. - № 1.


 

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ЦНС, травмы головного мозга в начале жизни

ЦНС, травмы головного мозга в начале жизни

Такие дети не обращают особого внимания на число, род и падеж употребляемых слов и изменяют их довольно хаотично, бессистемно («Гуяю папа» -

Такие дети не обращают особого внимания на число, род и падеж употребляемых слов и изменяют их довольно хаотично, бессистемно («Гуяю папа» -

Под общим недоразвитием речи понимается «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики

Под общим недоразвитием речи понимается «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики

И.Т. Власенко (1990), Т.А. Фотекова (1994),

И.Т. Власенко (1990), Т.А. Фотекова (1994),

Пропедевтика иного тесно связана являются с ранней комплексной речи профилактикой нарушения обращают развития у детей обучение

Пропедевтика иного тесно связана являются с ранней комплексной речи профилактикой нарушения обращают развития у детей обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022