Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРР
Оценка 4.9

Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРР

Оценка 4.9
docx
05.11.2021
Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРР
Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПРР.docx

 

Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРР

 

Программа воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка, на основе личностно - ориентированного подхода.

Основное внимание уделяется формированию высших психических функций у детей с ЗПРР, развитию мышления и речи.

Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи.

Родители не всегда придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется в поведении, а затем и на занятиях.

К старшему дошкольному возрасту появляются трудности в усвоении программы детского сада, дети плохо запоминают, легко отвлекаются, отсутствует интерес к учебной деятельности. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению с возрастной нормой.

К школе нарушения становятся более выраженными и возникают трудности в усвоении школьной программы и проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Дети с ЗПРР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций.

Нарушение эмоционально - волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо наоборот вялости, апатичности.

Трудности вызывают яркие эмоциональные реакции: крик, плач, проявление агрессивности. Гнев вызывают всякие мелочи: кто-то занял стул, не дал игрушку, нечаянно задел и т.д. Трудно вступают в контакт со сверстниками, взрослыми.

Чаще такой ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять (убрать одежду, игрушки и т.д.), а на требование или просьбу взрослого, сверстника. С одним он может быть достаточно послушным, а с другим нет. Мотив - делать наоборот.

Основы саморегуляции формируются в дошкольном возрасте, при постоянном внимании взрослых. Это тесно связано с формированием волевых качеств, с умением анализировать и оценивать свои поступки и поступки других. Выполнять общепринятые правила вежливости. Чтоб научить детей соблюдать нормы  поведения  надо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье, поэтому очень важно установить связь с семьей.

Основой всей познавательной деятельности является чувственное познание - восприятие и наглядное представление окружающего мира.

Дети с ЗПР отличаются друг от друга: у них разный темп развития, разные способности, интересы. Нет двух одинаковых детей.

Тем не менее, многих детей что-то объединяет. Одни чересчур энергичны, общительны, другие замкнуты, холодны, некоторые заняты своими собственными делами, третьи очень чувствительны, ранимы, болезненно воспринимают любой промах или замечания.

А поэтому на занятиях, в играх все исправления, доделки осуществляются ребенком не по указанию взрослого, а по «просьбе» персонажа, которого ребенок любит, доверяет, симпатизирует ему: Незнайка, Буратино (они все время допускают ошибки!). А иногда дети учат этих персонажей «помогают» им понять то, что они не знают.

Использование таких примеров предполагает:

1.  Специальную работу психолога по созданию игровой мотивации.

2.            Постановку перед детьми сначала игровой, а затем учебной задачи, которая подчинена игровой.

3.            Показ способов решения учебной задачи.

4.            Осуществление игровых действий с полученными на занятиях результатами.

Одним из ведущих принципов в коррекционном обучении детей является принцип наглядности. Это позволяет в доступной, занимательной форме раскрыть программное содержание, активизировать его, повысить интерес, освобождает от однообразия, вызывает положительные эмоции.

Наглядный материал готовится красочный, привлекательный, соблюдая требования эстетики, в крупном плане. Привлекательная наглядность развивает активность у ребенка, учит рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отвечать на вопросы.

Поскольку не всегда можно что-то увидеть, наблюдать, то наглядность создает возможность непосредственно воспринимать конкретные образы и явления природы, которые удалены территориально, во времени или просто невидимы для глаза ребенка.

Наглядность помогает и в развитии у детей логического мышления, воздействует на органы чувств, через которые они познают окружающий мир. Правильное и умелое использование наглядных средств создает более полное и точное восприятие ребенком окружающих предметов, содействует прочному, эффективному усвоению и закреплению полученных знаний.

Опора на слух, зрение, память, мышление способствует лучшему, осознанному усвоению материала и развивает эмоциональный мир ребенка с ЗПРР.

Развитие ребенка не мыслимо без игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. Выбирать игрушку, которая ему понравилась должен сам ребенок. Память о любимой игрушке он пронесет через всю свою жизнь, а, возможно, он ее подарит другу. У каждого ребенка должна быть игрушка, которой он может пожаловаться, поругать, пожалеть, утешить. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда он остается один, страх темноты и т.д.

Он чувствует себя с игрушкой - подружкой увереннее. На нее иногда злятся, ломают, забрасывают, а затем снова с ней играют. В подружки обычно выбирают существо, похожее на человека: куклу, мишку, котенка, зайчика и т.д. Игрушка способствует развитию чувственного восприятия, мышления, кругозора. Учит общаться, развивает интеллект, эмоции. Игрушки помогают «выплеснуть» агрессию, развивают творческую фантазию и самовыражение. Ребенок через игрушку чувствует себя.

Важно понимать, что ребенку ЗПРР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития» раскрывая возможности маленького человека.

В заключении  отметим, что коррекция недостатков в эмоционально - волевой сфере ребенка с ЗПРР способствует:

·  Формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.

·                Преодолению негативных качеств формирующегося характера.

·                 Предупреждению и устранению аффективных, негативных проявлений, отклонений в поведении.

 

 

 

Используемая литература

1.            К.Ю. Борякова. Ступеньки развития. Московский Государственный Открытый Педагогический Университет. М. 2000г.

2.            Т.Г. Визель. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995г.

3.            Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996

4.     Л.Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996


 

5.           

Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с

Особенности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с

Выполнять общепринятые правила вежливости

Выполнять общепринятые правила вежливости

Развитие ребенка не мыслимо без игрушек

Развитие ребенка не мыслимо без игрушек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021