Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями в речи посредством музыкотерапии
Оценка 4.8

Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями в речи посредством музыкотерапии

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
социальная работа
Взрослым
02.06.2020
Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями в речи посредством музыкотерапии
Дипломная работа
ДИПЛОМ ШУМКОВА.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми

ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.)

ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

 

 

Тема: Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии

 

Выполнила: Шумкова Анастасия Андреевна             С-42                                             

                            фамилия имя отчество                            группа

 

 

                       39.02.01 Социальная работа                                                      

                            наименование специальности

 

 

Руководитель: Чупикова Нина Николаевна,    преподаватель колледжа      

                            фамилия имя отчество, должность

 

 

 

Защита состоялась: «___»____ 2020г.

Оценка: ____(___________________)

 

 

Соликамск, 2020

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1.  Теоретические  основы организации  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии

1.1        Характеристика социально-психологического статуса  инвалидов   с нарушениями речи  …………………………………………………………….8

 1.2    Основы  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи …………………………….………………………………10

1.3  Музыкотерапия как метод  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи………………………………………… ….17 

Глава 2.  Практические подходы к организации социально - коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии ……………………………………………………………….17

2.1. Социологическое исследование востребованности социального проекта «Тональность мечты»  по работе с инвалидами  с нарушениями речи

2.2. Социальный проект  «Тональность мечты»  по работе с инвалидами  с нарушениями речи на базе музыкальной студии…………………………….22

 

Заключение………………………………………………………….…………28

Список литературы……………………………………………………………30

Приложение……………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[1] дается более полное определение инвалидности. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов — с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, — с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности в настоящее время.   Только официально признано инвалидами по меньшей мере 10 млн человек, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения — эти проблемы затрагивают каждого третьего человека. [14]

По состоянию на 1 ноября 2018 года, по данным Федерального реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 665,7 тыс. детей-инвалидов.

В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Статистика степеней нарушений функций организма:

-незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей;

-умеренные стойкие нарушения — у 60%;

-стойкие нарушения — у 80%;

-значительные нарушения — до 100%.

 Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: — по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; — по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего забо левания; — по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным и неподвижным группам; — по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

Нарушение речи  относиться к третьей группе инвалидности(25% случаев), так как третья группа зачастую присваивается тем, кто имеет ограничения по причине ранее перенесенных заболеваний и полученных травм. [7]

В работе с инвалидами можно применять методы и формы для развития у них творческих способностей, к примеру:

- арт-терапия;

- изотерапия;

-музыкотерапия  

 Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность человека еще с раннего возраста. Восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется духовный, внутренний мир, чувства и мысли. Музыка вне восприятия, как искусство, вообще не существует. Говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир людей бессмысленно, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Такую функцию музыки и принято называть «музыкотерапия».

Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.

Музыкотерапия помогает усваивать учебный материал по музыке и другим предметам, вызывая  искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии используется, прежде всего, классическая музыка, но не стоит забывать и о произведениях современной легкой музыки. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку учатся приемам расслабления. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием.[3]

Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что темой  выпускной квалификационной работы является «Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии».

Объект: социально-коррекционная  работа с инвалидами с нарушениями речи.

Предмет: организация социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи  посредством музыкотерапии.

  

Цель: теоретическое обоснование особенностей организация социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи  посредством музыкотерапии   и разработка социального проекта  «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи.

Задачи исследования:

1.     Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования;

2.     Дать характеристику социально-психологического статуса инвалидов с нарушениями речи.

3.      Раскрыть содержание   социально-корреционной работы с инвалидами с нарушениями речи.

4.      Охарактеризовать музыкотерапии как метод социально-корреционной работы с инвалидами с нарушениями речи.

5. Провести социологическое исследование востребованности разработки социального проекта «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи.

6. Разработать социальный проект  «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи.

 

 Методы исследования:     

-        Теоретический (изучение литературы в аспекте темы, систематизация изученного);

-        эмпирический (анкетирование, беседы, социологический опрос).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по рассматриваемой проблеме и разработке проекта   «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи.

 

 

Теоретическую основу исследования  составляют труды учёных:   Дементьевой Н.Ф; Холостовой Е.И, в которых рассматриваются проблемы  инвалидов, основные направления работы с данной категорией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  основы организации  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии

1.1      Характеристика социально-психологического статуса  инвалидов   с нарушениями речи

 Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. 

При определении «инвалидности» в нашей стране традиционно используется клинический показатель - устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). «Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватном возрасте воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. [15]

Инвалиды и их семьи  с большими трудностями адаптируются к социальным изменениям, обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают малообеспеченность. В то же время в последние годы предприняты определенные шаги по разработке и реализации достойной социальной политики в отношении инвалидов. Происходят изменения в идеологическом обосновании отношения общества к своим особым членам. [4]  

Искаженная адаптация нарушает процесс нормальной социализации, делая затруднительным процесс их функционирования в нормальном социуме с недеформированными ценностными и поведенческими установками.

Для большинства инвалидов характерен высокий уровень тревожности, Многие из них имеют пониженную самооценку. Большая часть инвалидов, сталкиваются с трудностями общения. Им непросто преодолевать  психологические барьеры в коммуникации, взаимодействии с окружающими, в овладении новыми навыками. [2]

 В структуре   инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха, речи.

 Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Рассмотрим такое нарушения в речи как дислалия и ее формы. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии:

- мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)

- полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)

- физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.

- функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.

- органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.[4]

  Инвалиды, имеющие нарушения в речи, чувствуют себя неуверенными в обществе.  Люди, имеющие картавость или же шепелявость, подвержены многоиздевательству со стороны своих сверстников. Общество не всегда адекватно принимает таких людей, кого - то даже сильно раздражает присутствующий деффект у человека. Людей, имеющих такого рода деффекты не всегда могут взять работать на радио или телевидение, так как слушающую аудиторию может раздражать такая речь, а компании выпускающих эти эфиры совсем не выгодно иметь малое количество зрителей или слушателей (Приложение 1).

 

Таким образом, очевидно, что в силу особенного положения  инвалидов с нарушением речи в обществе, их нужд и потребностей им необходима помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер. Кроме того, огромное значение имеет работа по социализации  инвалидов с нарушением речи  . Из чего следует необходимость работы с населением по воспитанию уважительного отношения инвалидов с нарушением речи и их семьям, закрепление в обществе восприятия инвалида, как личности.

 

 

1.2    Основы  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи

Социально-коррекционная работа – это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Основной целью коррекционной работы является создание условий для коррекции нарушений психофизического и социального развития инвалидов с какими-либо нарушениями (речи, слуха, зрения и т.д.).

Для реализации этих целей оказывается комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь высококвалифицированными специалистами:

-врачи-офтальмологи;

-диффектологи;

-логопеды;

-музыкальные руководители и др.

Социально-коррекционная работа с инвалидами направлена на: преодоление затруднений в учебной деятельности; овладение навыками адаптации к социуму; психолого-медико-педагогическое сопровождение; развитие творческого потенциала; создание системы комплексной помощи  в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.[3]

Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки  инвалидов  с нарушением  речи, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Речь занимает важное место в повседневной жизни: разговор с другими людьми,  чтение книг, работа и учеба.  Человек использует речь, чтобы формулировать мысли и строить планы на будущее. Это норма, обыденная жизнь. Для людей, испытывающим затруднения в речи, все перечисленное может стать настоящей проблемой. Проблемы решаемы, существуют различного рода профилактики для улучшения речи. Для улучшения речевой ситуации функционируют логопедические пункты, где ведется коррекционная работа по предупреждению и исправлению речевых недостатков различной степени выраженности.

Со сложными нарушениями речи  логопед даёт рекомендации. Практика показывает, что для полноценного речевого развития необходимо тесное взаимодействие с родственниками.[5]

Для успешного исправления необходимо:

-выполнять все рекомендации логопеда;

-выполнять лечение, назначенное неврологом;

-обеспечивать регулярное посещение логопедических занятий;

-выполнять домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

-осуществлять контроль за речью.

Если не следить за имеющимися нарушениями, то могут возникнуть проблемы:

-ошибки на письме и при чтении;

-снижение самооценки;

-конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Зачастую недостатки речи, будь то неправильное произношение звуков или проблемы, связанные с нарушением плавности и наличием запинок, серьезно осложняют процесс взаимодействия с окружающими, создавая неблагоприятный психологический фон. Избегая общения, человек может замкнуться в себе, утратить социальные связи, измениться как личность.
Таким образом, знания причин приводящих к нарушению речи является важным фактором в ранней диагностике,а так же для своевременого устранения и преодаления речевых расстройств.[6]

 

1.3  Музыкотерапия как метод  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи

«Музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

-контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний;

-системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

-средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.[7]

Для   исследования так же важно определение понятия «студия». В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона студия с латинского языка определяется как «мастерская художника».

В современной учебной литературе по социально-культурной деятельности «студия» переводится с итальянского как старание, изучение и трактуется как учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из видов искусства (музыкальная, театральная, танцевальная студия, студия пантомимы и т. п.). Другими словами можно сказать, что процесс работы в студии совпадает с учебой. Таким образом, понятие «студия» указывает больше на некую особую творческую направленность образовательного заведения, художественное направление образования и совсем не связано с количеством преподаваемых дисциплин или квалификацией преподавателей.

Основная цель музыкальной студии - привить любовь людей с деффектом в речи к музыке, научить понимать ее, расширить музыкальный кругозор, способствуя формированию у них эстетических вкусов и идеалов. Музыкальная студия представляет собой комплексную образовательную услугу, направленную на музыкальное развитие (от 7 до 14 лет) и приобретение профессиональных навыков. Музыкальная студия, как разновидность учреждения культуры, является некоммерческой организацией.[5] Она создаётся как одно из структурных подразделений музыкальной или общеобразовательной школы. Характеристиками и особенностями студии являются:

- самостоятельность в организации учебно-воспитательного процесса;

 - осуществление деятельности с учётом социально-экономических условий, национальных и региональных особенностей в соответствии с законодательством об образовании;

 - применение прогрессивных форм организации педагогического труда; - создание учебной программы с учётом индивидуальных возможностей обучаемых;

- ответственность перед обществом и государством за соответствие выбранных форм организации учебно-воспитательного процесса, возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся.

 Целями создания студий музыки являются:

-воспитание гармонически развитой личности, всестороннее развитие способностей, приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса;

 -объединение детей и подростков на основе устойчивого интереса к развитию музыкальных способностей, расширению общего музыкального кругозора.

Основными направлениями работы в студии являются:

-обогащение учащихся опытом эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкальным занятиям;

-усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

-овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

-обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. В студии сохраняется установка на развитие творческого начала у учащихся, дальнейшего становления интереса не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности.[8]

В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностноокрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном и ансамблевом пении, одноголосном и двухголосном исполнении с сопровождением и без сопровождения, в том числе тех инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации. Расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах. Импровизация и создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий так же приносит большую пользу в творческом развитии детей. Специальное внимание в студии должно быть обращено на постижение музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусства и жизнью.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Откликаясь на запросы населения, учреждения музыкального образования предлагают обновленный спектр музыкально-образовательных услуг различной содержательной направленности.

Таким образом, успешность социально-реабилитационной работы на основе музыкотерапии обеспечивается гармонизующим, социально-адаптационным воздействием музыки на человека. Возможность такого воздействия обусловлена организационным подобием человека – как единства телесного, душевного и духовного его проявлений и музыки, представленной единством трёх её звуковых слоёв: физико-акустического (ритм, темп, тембр, динамика), коммуникативно-интонационного (интонация) и духовно-ценностного (лад, тональность, мелодия, гармония, форма, жанр).[9]

 

 

Глава 2.  Практические подходы к организации социально - коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии 

2.1. Социологическое исследование востребованности социального проекта «Тональность мечты»  по работе с инвалидами   с нарушениями речи

Разработку проекта предваряло социологическое исследование, позволяющее оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы.

Цель исследования – обоснование инновационного подхода в системе   социально — коррекционной работы и разработка проекта  « Тональность мечты» по работе с инвалидами с нарушением речи.

Задачи:

1) Подобрать диагностический инструментарий для проведения социологического исследования.

2) Определить необходимость разработки проекта для целевой группы.

3) Проанализировать результаты опроса разработки проекта с учётом потребностей и ожиданий целевой группы и целевой территории.

Для решения поставленных задач был проведено   анкетирование целевой группы  - жителей города Соликамска,

Социальный опрос был проведен в социальных сетях ВК и Instagram. В  анкетировании приняли участие жители города Соликамска, Перми и  Александровска в количестве  62 человек: 38 % мужчин, 62% женщин.                                         

         Социальный опрос  проведен   с целью   выявления готовности респондентов оказать  помощь в реализации проекта,  на актуальность социального  проекта по музыкотерапии 

Анкета:

1.      Как вы относитесь к людям, имеющих нарушения в речи?

А) Адекватно

Б) Негативно

В) Хорошо отношусь

      2. Какие категории людей, имеющих нарушения в речи вы видите чаще всего?

            А) Люди пожилого возраста

            Б) Дети

            В) Подростки

            Г) Молодежь

       3. По вашему мнению, может ли музыкотерапия помочь в коррекции речи?

            А) Безусловно, может

            Б) Не может

      4. Приходилось ли вам когда-нибудь дразнить человека, имеющего дефект в речи?

А) Приходилось, но это было не с целью оскорбления

Б) Приходилось, я делал (а) это намеренно

В) Не приходилось

     5. Как вы считаете, проект по музыкотерапии будет актуален в настоящее время?

А) Да, он будет способствовать в коррекции речи

Б) Музыкотерапия не в полной мере будет способствовать коррекции в речи

В) Нет, музыкотерапия не будет способствовать решению проблемы

     6. Вы бы хотели побыть в роли благотворителя в реализации данного проекта?

А) Да, помог (ла) бы в финансовом плане

Б) Помог (ла) бы в физическом плане

В) Помог (ла) бы морально

Г) Не стал (а) бы помагать

     7. Укажите свой пол:

А) Мужской

Б) Женский

     8. Укажите свой возраст:

А) 16-20

Б) 21-25

В) 26-30

Г) 31-40

Д) 41-49

Е) 50-59

Ж) 60-69

Всего в анкетировании приняли участие- 62 человека(100%)

 Итоги анкетирования (в %)

1.      Как вы относитесь к людям, имеющих нарушения в речи?

Вывод: 44% респондентов относятся адекватно к людям, имеющих нарушения в речи, 40% относятся хорошо, 16% негативно.

2. Какие категории людей, имеющих нарушения в речи вы видите чаще всего?

     

Вывод: Чаще всего респонденты видят в своем окружении подростков, имеющих нарушения в речи.

3. По вашему мнению, может ли музыкотерапия помочь в коррекции речи?

      

Вывод: 65% респондентов считают, что музыкотерапия безусловно может помочь в коррекции речи.

1.      Приходилось ли вам когда-нибудь дразнить человека, имеющего дефект в речи?

Вывод: 49% респондентам не приходилось дразнить человека, имеющего нарушения в речи.

5. Как вы считаете, проект по музыкотерапии будет актуален в настоящее время?

     

Вывод: 44% респондентов считают, что проект по музыкотерапии будет актуален в настоящее время.

6. Вы бы хотели побыть в роли благотворителя в реализации данного проекта?

     

Вывод: По итогам данного вопроса наблюдается, что помощь проекту респонденты готовы оказать (финансирование, морального характера, физического плана).

7. Укажите свой пол:

Вывод: 62% респондентов, принимающие участие в данном анкетировании- женского пола, 38%- мужского.

8. Укажите свой возраст:

 

Вывод: В данном анкетировании 45%(большая часть) респондентов принимали участие в возрасте от 26 до 30 лет.

Таким образом, исследование показало, что проблема является актуальной, люди готовы помочь в реализации проекта.

 

2.2.   Социальный проект  «Тональность мечты» для инвалидов с нарушениями речи на базе музыкальной студии

Проведённое исследование, в том числе и социологическое, подтверждает, что социальный проект «Тональность мечты» является востребованным на территории г. Соликамска.

Цель проекта: Создание условий для коррекции нарушений речи и опыта социального взаимодействия целевой группы проекта.

Задачи проекта:

2.                                                                                                                                                                                                                                                               Организовать деятельность музыкальной студии в режиме социально-коррекционной работы с целевой группой проекта.

3.                                                                                                                                                                                                                                                               Обеспечить полное или частичное восстановление речевых функций целевой группы проекта посредством музыкотерапии.

4.                                                                                                                                                                                                                                                               Содействовать активному развитию социально-адаптивных навыков и социализирующих функций целевой группы проекта.

5.                                                                                                                                                                                                                                                               Формировать чувства социальной защищенности целевой группы проекта посредством активизации участия в музыкально-коррекционных занятиях и самопрезентации личных достижений.

 

Социальный проект «Тональность мечты» будет реализован на базе студии звукозаписи «БутерProd» г. Соликамска под руководством Управления Культуры г. Соликамска. Данная организация расположена по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы 121. Работники: Александр Соловьев, Степан Шишков, Кирилл Литвин.

Целью данной организации является: запись музыкальных треков.

Целевая группа проекта - лица, имеющие нарушение в речи.

Источники финансирования:

-Основные: местный бюджет;

-Дополнительные: спонсорская помощь;

Партнеры: СМИ; Управление Культуры; Транспортная компания;

Спонсоры организации: «КИТ»; ДК Завода «Урал».

Данная организация раннее социальных программ не осуществляла, так как не получала таких предложений. Из направлений -музыкальное, деятельность перечислена выше.[10]

Организация готова сдать в аренду свое помещение, также принять участие в процессе работы. Предоставляют в пользование все музыкальное оборудование под присмотром рабочего персонала. Именно поэтому, данный проект будет осуществляться на базе студии звукозаписи «БутерProd».

К людям с нарушениями речи относятся лица с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий людей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. К логопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи. Логопеды работают не только с детьми, но и со взрослыми. Например, к таким специалистам обращаются люди, перенесшие инсульт, из-за которого появляются тяжелые нарушения, в том числе и речевые. При этом эксперт отметила, что согласно статистике, количество инсультов сегодня увеличивается, а возраст тех, кто его перенес, снижается. Сегодня к логопедам также обращаются не только те, кто уже имеет какие-либо нарушения, но и люди, которые просто хотят обследоваться. Сегодняшняя практика логопеда показывает, что не только увеличивается число детей, которые приходят с различными нарушениями, но и возрастает тяжесть таких нарушений. сегодня вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного подхода. Логопед не является врачом и использует педагогические методы воздействия, однако в ряде случаев их уже бывает недостаточно, и необходимо работать на стыке разных научных знаний. Логопеды учитывают достижения нейропсихологии и психолингвистики при диагностике детей, при выявлении речевых нарушений, их причин, каких-то проявлений и в коррекционной работе.

На сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы (по словам министра Правительства Москвы, руководителя департамента образования города Москвы-Калина Исаак Иосифович). При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Специалисты из Вашингтонского университета в Сиэтле установили, что дети быстрее всего начинают воспринимать речь под музыку. Как оказалась именно она помогает малышам учиться распознавать ритм речи и развиваться интеллектуально. Результаты исследования опубликованы в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Ранее педиатры уже высказывали мнение, что дети, которые занимаются музыкой с дошкольного возраста, показывают более высокие результаты в речи. Однако до сих пор до конца не ясно, являются ли подобные способности к восприятию музыки и речи врожденными или приобретенными.

В последнее время всё большую популярность приобретают методы арт-терапии. Музыкальная терапия – это вспомогательная наука, использующая музыку в клинических условиях для воздействия на организм человека. Музыкотерапию может проводить только сертифицированный специалист - музыкальный терапевт, который проходит обучение в специализированных высших учебных заведениях. Эта наука находится на стыке музыки, психологии и медицины. Музыкальная терапия подходит как для детей, так и для взрослых. В 1944 году Мичиганский Университет объявил набор на первый курс музыкальной терапии. Позднее, E. Тайер Гастон основал первую клиническую интернатуру и первую магистратуру по музыкальной терапии. С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру. Особенно музыкальная терапия показана беременным женщинам и матерям, детям с особенностями развития и неврологическими заболеваниями, людям с хроническими заболеваниями и болями неясной этиологии.

Музыкотерапия для детей считается одним из наиболее эффективных направлений. Поскольку детский мозг и психика находятся в состоянии пластичности, воздействие на них при помощи музыки приносит огромную пользу. Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях.[11]

Кроме того, метод музыкальной терапии активно используется в неврологической и логопедической практике. Он поможет при синдроме дефицита внимания, дислексии, заикании, проблемах со сном, а также в периоды возрастных кризисов (3 года, 6-7 лет, подростковый период). Таким образом, можно сделать вывод, что проблема людей с деффектами в речи является актуальной. Учреждения и специалисты, оказывающие помощь этой категории людей, не в полной мере справляются с данной проблемой, возможно из-за необходимых условий и ресурсов для осуществления данного процесса в г. Соликамск.

В г. Соликамске примерно 25%(по статистическим данным сайта города) лиц, имеющих нарушения в речи от общей численности населения. С данной категорией, специалисты (логопеды, дефектологи, неврологи и т.д.) проводят работу:

-изучение, воспитание и социализация лиц данной категории;

-определение причин речевых недостатков;

-проведение различных упражнений по устранению дальнейшего развития речевых отклонений и др.[12]

Для решения данной проблемы нами был разработан проект «Тональность мечты», который предусматривает работу с целевой аудиторией по устранению, или частичному улучшению речи. Данный проект будет инновационным в этой области, так как работа будет проходить не в обычных условиях, в творческой форме, к тому же в нашем городе такая идея еще не возрождалась и не имела начала.

В ходе реализации данного проекта будут использоваться возможности использование музыкальной студии для социально-коррекционной работы с людьми с нарушениями в речи. Немаловажно, чтобы обучающиеся активно участвовали в этом процессе, а занятия по освоению музыкальных навыков, развитию мотивации были посильными, постепенно усложнялись и доставляли обучающемуся удовольствие. Особенностью музыкальной студии является постепенное вхождение в музыкальный мир со спецэффектами и светомузыкой, где ограничения в речи будут вставать на второй план, с помощью чего будет последовательно восстанавливаться адаптация для нормального функционирования в обществе без каких-либо комплексов.

Таким образом, периодическое и многократное посещение обучающихся музыкальной студии позволит решить многие задачи их социальной коррекции (расширение познавательной сферы, развитие воображения, коррекция внимания, адаптация в социуме, эмоционально волевая сфера).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Музыка, являясь одним из главных увлечений в подростковой и молодежной среде, выступает группообразующим фактором. Благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клубы, объединения, студии, массовые движения и другие, которые вырабатывают свой устав, свои законы, свой стиль, выдвигают своих лидеров. К сожалению, в современных условиях, в связи с развитием музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус. На сегодняшний день необходимо искать пути развития системы музыкального образования для инвалидов с нарушениями в речи в новых условиях,  сохранив при этом сложившиеся традиции. В современной учебной литературе по социально-культурной деятельности «студия» определяется как учебно-образовательный тип досугового самодеятельного коллектива, специализирующегося на одном из жанров, видов искусства (музыкальная, театральная, танцевальная студия, студия пантомимы и т. п.).[20] Появление  музыкальных студий связано с определенным этапом развития  музыкального исполнительства, который начался в нашей стране в 1950-е годы и характеризовался поисками новых форм музыкально-эстетического воспитания, основанных на принципах коллективности, систематичности, профессиональной требовательности. Такими новыми формами становятся, прежде всего, хоровые студии, получившие в последующие годы очень широкое распространение. Студия изначально была не просто творческим коллективом, но коллективом учебным, постепенно совершенствующимся и пополняющим свой состав. В учебных планах первых хоровых студий было и знакомство с тем или иным музыкальным инструментом. Но все же студия была более массовой, чем музыкальная школа. Доступность обучения хоровых студий, сочетающаяся с профессиональностью и систематичностью приобретения знаний, являлась характерной особенностью студийной организации музыкального воспитания. Рождение студии «Пионерия» - новой формы детского хорового исполнительства - оказало огромное влияние на массовое музыкальное воспитание. Вслед за «Пионерией» начали появляться аналогичные коллективы в различных регионах нашей страны. По мере их развития совершенствовались формы организации, методы воспитательной работы. К ним можно отнести опыт создания студий на базе общеобразовательных школ - так называемых «музыкальных параллелей», то есть классов, учащиеся которых целиком составляют одной из «ступенек» студии. В целом, союз музыкальных студий с общеобразовательными школами обогатил не только студии, но и расширил возможности общеобразовательных школ в поисках путей совершенствования музыкально-эстетического воспитания школьников. В настоящее время дополнительное музыкальное, театральное и хореографическое образование в студиях могут получить все желающие. Студия, вовлекая детей в творческий процесс, может сыграть важную роль в будущей жизни человека, в его последующем выборе. Кроме того, студия является местом, где творческие успехи ребёнка имеют значимый коэффициент, оцененные с профессиональной точки зрения и дающие возможность совершенствовать свои результаты, тем самым, прокладывая дорогу в возможное профессиональное будущее.[13]

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

2. Дементьева Н. Ф.  «Реабилитация инвалидов и хроников».

3. Дементьева Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф.Дементьева,Л.И.Старовойтова. — М.  Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

4. Холостова «Социальная работа с дезадаптированными детьми» (стр. 17)                

5.  Холостова Е. И. Х73 Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 3-е изд. пер ера б. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2010. — 240 с.

6.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

7. http://specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia

8. https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2120/

9.https://psychiatr.ru/download/4375?view=1&name=15-01+%D0%9A%D0%A0+%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F+%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8+%D1%83+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9+13.01.20.pdf

10. http://www.eurogymnaziya.ru/sites/default/files/files/2017/04_2017/2.4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf

11. https://oratoris.ru/kak-ispravit-defekty-rechi/

12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

13. http://www.studio.starport.ru/main/statyi/ms11.php

14.https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-muzyki-kak-kvintessentsiya-muzykalnogo-opyta

15. https://star-tape.ru/organizacii/studii-zvukozapisi/studii-zvukozapisi-v-solikamske/

16. https://takiedela.ru/news/2019/10/21/muzterapevt/

17. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-vyyavleniya-i-korrektsii-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

18. https://psy.su/feed/4747/

19. http://5fan.ru/wievjob.php?id=97134 

20.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0

 

 

 

Приложения:

Приложение 1

Таким образом, можно сделать вывод, что людей раздражают дефекты в речи у журналистов на телевидении.

Приложение 2

        СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Тональность мечты»

 

 

 

Содержание

1.                 Ресурсные и кадровые возможности организации………………..

2.                 Постановка проблемы……………………………………………….

3.                 Цели и задачи проекта……………………………………………….

4.                 Описание проекта…………………………………………………….

5.                 Рабочий план реализации проекта…………………………………..

6.                 Внутренний мониторинг реализации проекта и его оценка……….

7.                 Конкретные ожидаемые результаты………………………………..

8.                 Дальнейшее развитие проекта……………………………………….

9.                 Бюджет проекта………………………………………………………

10.            Комментарии к бюджету……………………………………………

 

 

1.Ресурсные и кадровые возможности организации

Социальный проект «Тональность мечты» будет реализован на базе студии звукозаписи «БутерProd» г. Соликамска. Данная организация расположена по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20 лет Победы 121. Работники: Александр Соловьев, Степан Шишков, Кирилл Литвин.

Целью данной организации является: запись музыкальных треков.

Основные направления деятельности:

-Запись песен;

-Сведение треков;

-Запись рекламных роликов;

-Запись аранжировок, битов;

-Создание ремиксов треков.

Целевая группа проекта - лица, имеющие нарушение в речи.

Источники финансирования:

-Основные: местный бюджет;

-Дополнительные: спонсорская помощь;

Партнеры: СМИ; Управление Культуры; Транспортная компания;

Спонсоры организации: «КИТ»; ДК Завода «Урал».

Данная органзация раннее социальных программ не осуществляла, так как не получала таких предложений. Из направлений -музыкальное, деятельность перечисленна выше.

Организация готова сдать в аренду свое помещение, также поучавствовать в процессе работы. Предоставляют в пользовние все музыкальное оборудование под присмотром рабочего персонала. Именно поэтому, данный проект будет осуществлться на базе студии звукозаписи «БутерProd».

 

2. Постановка проблемы

К людям с нарушениями речи относятся лица с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий людей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. К логопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи. Логопеды работают не только с детьми, но и со взрослыми. Например, к таким специалистам обращаются люди, перенесшие инсульт, из-за которого появляются тяжелые нарушения, в том числе и речевые. При этом эксперт отметила, что согласно статистике, количество инсультов сегодня увеличивается, а возраст тех, кто его перенес, снижается. Сегодня к логопедам также обращаются не только те, кто уже имеет какие-либо нарушения, но и люди, которые просто хотят обследоваться. Сегодняшняя практика логопеда показывает, что не только увеличивается число детей, которые приходят с различными нарушениями, но и возрастает тяжесть таких нарушений. сегодня вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного подхода. Логопед не является врачом и использует педагогические методы воздействия, однако в ряде случаев их уже бывает недостаточно, и необходимо работать на стыке разных научных знаний. Логопеды учитывают достижения нейропсихологии и психолингвистики при диагностике детей, при выявлении речевых нарушений, их причин, каких-то проявлений и в коррекционной работе.

На сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы (по словам министра Правительства Москвы, руководителя департамента образования города Москвы-Калина Исаак Иосифович ). При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Специалисты из Вашингтонского университета в Сиэтле установили, что дети быстрее всего начинают воспринимать речь под музыку. Как оказалась именно она помогает малышам учиться распознавать ритм речи и развиваться интеллектуально. Результаты исследования опубликованы в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Ранее педиатры уже высказывали мнение, что дети, которые занимаются музыкой с дошкольного возраста, показывают более высокие результаты в речи. Однако до сих пор до конца не ясно, являются ли подобные способности к восприятию музыки и речи врожденными или приобретенными.

В последнее время всё большую популярность приобретают методы арт-терапии. Музыкальная терапия – это вспомогательная наука, использующая музыку в клинических условиях для воздействия на организм человека. Музыкотерапию может проводить только сертифицированный специалист - музыкальный терапевт, который проходит обучение в специализированных высших учебных заведениях. Эта наука находится на стыке музыки, психологии и медицины. Музыкальная терапия подходит как для детей, так и для взрослых. В 1944 году Мичиганский Университет объявил набор на первый курс музыкальной терапии. Позднее, E. Тайер Гастон основал первую клиническую интернатуру и первую магистратуру по музыкальной терапии. С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру. Особенно музыкальная терапия показана беременным женщинам и матерям, детям с особенностями развития и неврологическими заболеваниями, людям с хроническими заболеваниями и болями неясной этиологии.

Музыкотерапия для детей считается одним из наиболее эффективных направлений. Поскольку детский мозг и психика находятся в состоянии пластичности, воздействие на них при помощи музыки приносит огромную пользу. Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях.

Кроме того, метод музыкальной терапии активно используется в неврологической и логопедической практике. Он поможет при синдроме дефицита внимания, дислексии, заикании, проблемах со сном, а также в периоды возрастных кризисов (3 года, 6-7 лет, подростковый период). Таким образом, можно сделать вывод, что проблема людей с деффектами в речи является актуальной. Учреждения и специалисты, оказывающие помощь этой категории людей, не в полной мере справляются с данной проблемой, возможно из-за необходимых условий и ресурсов для осуществления данного процесса в г. Соликамск.

В г. Соликамске примерно 25%(по статистическим данным сайта города) лиц, имеющих нарушения в речи от общей численности населения. С данной категорией, специалисты(логопеды, дефектологи, неврологи и т.д.) проводят работу:

-Изучение, воспитание и социализация лиц данной категории;

-Определение причин речевых недостатков;

-Проведение различных упражнений по устранению дальнейшего развития речевых отклонений и др.

Для решения данной проблемы нами был разработан проект «Тональность мечты», который предусматривает работу с целевой аудиторией по устранению, или частичному улучшению речи. Данный проект будет инновационным в этой области, так как работа будет проходить не в обычных условиях, в творческой форме, к тому же в нашем городе такая идея еще не возрождалась и не имела начала.

 

 

 

 

 

3. Цели и задачи проекта

Основной целью проекта является: Создание условий для коррекции нарушений речи и опыта социального взаимодействия целевой группы проекта.

Основные задачи проекта:

1.                                                                                                                                                                                                                                                             Организовать деятельность музыкальной студии в режиме социально-коррекционной работы с целевой группой проекта.

2.                                                                                                                                                                                                                                                             Обеспечить полное или частичное восстановление речевых функций целевой группы проекта посредством музыкотерапии.

3.                                                                                                                                                                                                                                                             Содействовать активному развитию социально-адаптивных навыков и социализирующих функций целевой группы проекта.

4.                                                                                                                                                                                                                                                             Формировать чувства социальной защищенности целевой группы проекта посредством активизации участия в музыкально-коррекционных занятиях и самопрезентации личных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Описание проекта

В ходе реализации данного проекта будут использоваться возможности использование музыкальной студии для социально-коррекционной работы с людьми с нарушениями в речи. Немаловажно, чтобы обучающиеся активно участвовали в этом процессе, а занятия по освоению музыкальных навыков, развитию мотивации были посильными, постепенно усложнялись и доставляли обучающемуся удовольствие. Особенностью музыкальной студии является постепенное вхождение в музыкальный мир со спецэффектами и светомузыкой, где ограничения в речи будут вставать на второй план, с помощью чего будет последовательно восстанавливаться адаптация для нормального функционирования в обществе без каких-либо комплексов.

Таким образом, периодическое и многократное посещение обучающихся музыкальной студии позволит решить многие задачи их социальной коррекции (расширение познавательной сферы, развитие воображения, коррекция внимания, адаптация в социуме, эмоционально волевая сфера).

Реализация проекта пройдет в три этапа

В рамках подготовительного этапа будут реализовываться следующие мероприятия:

-                                                                                                                                                                                                                                                                Согласование с руководством студии звукозаписи о предоставлении помещения на определенное время - необходимо согласовать аренду данного помещения, обсудить объем оборудования;

-                                                                                                                                                                                                                                                                Привлечение спонсорской помощи - без привлечения спонсоров у учреждения нет необходимых денежных средств для реализации проекта;

-                                                                                                                                                                                                                                                                Создание рекламы о реализации проекта «Тональность мечты»: 

-                                                                                                                                                                                                                                                                Размещение объявления в газете: Наш Соликамск (будет представлена информация о начале реализации проекта)

-                                                                                                                                                                                                                                                                Размещение рекламы на информационном канале г.Соликамск «Соль ТВ» (Репортаж о реализации проекта, направленного на социально-коррекционную работу с инвалидами с нарушениями в речи посредством музыкотерапии на базе музыкальной студии)

-                                                                                                                                                                                                                                                                Организация и проведение социального опроса среди жителей г.Соликамск (Проведение социального опроса планируется за 2-3 недели до аренды студии звукозаписи)

При завершении подготовительного этапа планируется проведение организационного собрания с участниками проекта для обсуждения вопросов о реализации проекта, в нем участвуют:

1.                                                                                                                                                                                                                                                             Работники студии звукозаписи: Звукорежиссер, администратор студии звукозаписи, Директор студии звукозаписи, мультипликатор студии звукозаписи.

2.                                                                                                                                                                                                                                                             Партнеры: Информационные услуги(СМИ), Управление Культуры, Транспортная компания

3.                                                                                                                                                                                                                                                             Спонсоры: «КИТ», ДК завода «Урал».

 

 

 

 

 

Основной этап предполагает подготовку необходимого инвентаря для проведения занятий в условиях музыкальной студии.

Мероприятие

Количество занятий

Материал  и оборудование для проведения

Ответственные

График проведения

Игровой тренинг «Вместе хором»

Темы: «Мы играем и поем»(вокальные упражения, дыхательная гимнастика); «Музыка в движениях»(Выразительно-изобразительные движения в характере музыки, исполнение песен, наблюдение за сменой настроения в музыке); «Волшебный оркестр»(Стихи омузыкальных инструментах, разучить песню, распевание)

 

12

Акустика, музыкальная аппаратура, компьютер, блокноты, ручки, микрофон, светомузыка.

Руководитель проекта, психолог, звукорежиссер, медицинский работник, методист

Пн: 11 00-12 00

Ср: 12 00-13 00

Пт: 14 00- 15 00

Музыкотерапия

Темы: «Разминка»(Двигательные и ритмичные упражнения); «Музыкальное начало»(Восприятие музыки); «Аутотренинг»(Музыкальная релаксация)

12

Акустика, музыкальное оборудование, микрофон, блокноты, ручки.

Руководитель проекта, специалист по социальной работе, методист, психолог, звукорежиссер.

Пн: 10 00- 11 00

Ср: 11 00-12 00

Пт: 12 00-13 00

Музыкальный батл «Ноты»

Темы: «Мелодия»(угадывание известных мультфильмов по музыке- Песенка крокодила Гены «Голубой вагон» (из м/ф «Приключения Чебурашки и крокодила Гены»);
2  Песенка мамы дяди Фёдора «Кабы не было зимы» ( из м/ф «Зима в Простоквашино»);
3   Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»);
4    Песенка «Облака» (из м/ф «Трям! Здравствуйте!»);
5   Песенка Вини - Пуха «Если я чешу в затылке» (из м/ф «Вини-Пух и все-все-все»);
6    Песенка кота Леопольда «Я весь день сижу» (из м/ф «Приключения кота Леопольда»);
7    Песенка Львёнка и Черепахи «Я на солнышке лежу» (из м/ф «Львёнок и Черепаха»);
8  Песенка Мамонтёнка «По синему морю» (из м/ф «Мама для мамонтёнка»);
9    «Ничего на свете лучше нету» (м/ф «Бременские музыканты»);
10    Частушки Бабок - Ёжек (из м/ф «Летучий корабль»);

11 м/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей»

12 «Три желания» (м/ф «Маша и медведь»)); «Перевертыши»(звучит список всех нот, нужно успеть выкрикнуть ноту, которая будет показана на листочке); «Музыка нас связала»(звучит мелодия музыкального инструмента, нужно догадаться какого- (поочерёдно  звучат: ложки, бубенцы, барабан, баян, погремушка, рояль, и т. д.))

8

Акустика, блокноты, ручки, музыкальная аппаратура, светомузыка.

Руководитель проекта, звукорежиссер, методист, специалист по социальной работе.

Вт: 12 00- 1300

Чт: 14 00-15 00

 

  В рамках заключительного этапа планируются следующие мероприятия:

-                                                                                                                                                                                                                                                               Повторный опрос среди жителей г. Соликамск.

-                                                                                                                                                                                                                                                               Отчет для спонсоров по данному проекту (Отчетная документация, прикрепление чеков)

-                                                                                                                                                                                                                                                               Размещение статьи в газете Наш Соликамск о результатах и достижениях проекта, Объявление на телеканале Соль ТВ о начале работы музыкальной студии «Тональность мечты» в студии звукозаписи для инвалидов с нарушениями в речи посредством музыкотерапии г.Соликамск. Объявление на сайте города о завершении работ и реализации проекта.

 

 

Для реализации проекта потребуются следующие ресурсы:

Кадровые ресурсы

Руководитель проекта

Реализация проекта и организация контроля за ходом проведения работ

Медицинский работник

Оказание необходимой доврачебной помощи в ходе проведения занятий

Бухгалтер

Ведение и контроль экономической деятельности социального проекта, контроль и организация закупок

Психолог

Участие в разработке индивидуального плана с инвалидами с нарушениями в речи, психологическая поддержка данной категории людей

Специалист по социальной работе

Разработка индивидуального плана работы с инвалидами с нарушениями в речи

Методист

Проведение оценки результативности и мониторинга эффективности работы

Работники студии звукозаписи

Организация деятельности по работе с инвалидами с нарушениями в речи

Материально-технические ресурсы

Транспортная компания ФГУП «Соликамское АТП»

Предоставление транспортных услуг по перевозке целевой группы проекта в студию звукозаписи

Студия звукозаписи «БутерProd»

Предоставление места и музыкального оборудования для проведения занятий в рамках проекта

Информационные ресурсы

Газета «Наш Соликамск», «Городок», «Соликамский рабочий»

Размещение рекламы, анонсов(объявлений) о проведении мероприятий новостных выпусков о ходе реализации проекта

Соль FM

Реклама, объявление, интервью с участниками проекта

Соль ТВ

Подготовка и трансляция новостных выпусков, сюжетов о ходе реализации проекта

 

 

5.Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Средства (в рублях)

Подготовительный этап (3 месяца)

1.

Размещение рекламы о реализации проекта «Тональность мечты» (СМИ, листовки, буклеты)

1 месяц

Руководитель проекта

Запрашиваемые

Имеющиеся собственные и партнерские ресурсы

2500

1000

2.

Набор целевой группы среди лиц с нарушениями в речи

В течении месяца

Руководитель проекта, директор музыкальной студии

1300

500

3.

Заключение партнерских отношений

2 недели

Руководитель проекта, партнеры

350

200

4.

Приобретение необходимых материалов для занятий

1 неделя

Руководитель проекта

9500

4900

Основной этап (5 месяцев)

5.

Музыкотерапия 12 занятий

3 раза в неделю

Руководитель проекта, работники студии звукозаписи, психолог, специалист по социальной работе, медицинский работник

4000

2500

 

6.

Игровой тренинг «Вместе хором»

12 занятий

3 раза в неделю

Руководитель проекта, специалист по социальной работе, психолог, работники студии звукозаписи

3400

1400

 

7.

Музыкальный батл «Ноты»

8 занятий

2 раза в неделю

Руководитель проекта, специалист по социальной работе, психолог, методист, медицинский работник, работники студии звукозаписи

4000

2000

 

Заключительный этап (3 месяца)

 

8.

Распечатка фотографий

1 неделя месяца

Руководитель проекта

500

300

 

9.

Сбор отзывов о работе проекта

В течении месяца

Руководитель проекта

450

100

 

10.

Отчет спонсорам по проекту

1 месяц

Руководитель проекта

-

200

 

 

 

6.Внутренний мониторинг реализации проекта и его оценка

Мониторинг проекта проводится путем регулярного контроля исполнения мероприятий и корректировки рабочего плана, встреч и общения по телефону с партнерами. Этапы реализации проекта отражаются в СМИ, информационных листовках, буклетах. По итогам проведенных мероприятий проводится опрос участников-членов целевой группы. Следующие мероприятия проводятся с учетом высказанных отзывов и предложений. После завершения проекта на основании анализа мероприятий будет подготовлен итоговый отчет спонсорам. Оценка проекта будет происходить путем анкетирования, социологических опросов, совместного обсуждения действий с целевой группой проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Конкретные ожидаемые результаты

Количественные ожидаемые результаты:

1.     Из каждой организации будут набраны по 1 группе по 5 человек из числа инвалидов и лиц, имеющих нарушения в речи. Всего три группы.

2.     Будет привлечено внимание СМИ: газета, телевидение и радио.

3.     Публикация фото и видео о проделанной работе охватит достаточно большое количество людей.

Качественные ожидаемые результаты:

1.                 Проект даст возможность лицам имеющих нарушения в речи реализовать себя и поделиться с окружающими своим творчеством.

2.                                                                                                                                                                                                                                                              Будет обеспечено полное восстановление речевых функций целевой группы проекта, или же частичное улучшение посредством музыкотерапии.

3.                                                                                                                                                                                                                                                              Будут развиты социально-адаптивные навыки и социализирующие функции целевой группы проекта.

4.                                                                                                                                                                                                                                                              Сформированы чувства социальной защищенности целевой группы проекта посредством активизации участия в музыкально-коррекционных занятиях и самопрезентации личных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Дальнейшее развитие проекта

В дальнейших планах развития проекта – продолжение и расширение начатой работы, охватывая большее количество лиц, имеющих нарушения в речи:

- Увеличение количества групп для занятий.

- Расширение территориальных баз для проведения занятий.

- Проведение концертов.

Для дальнейшего развития проекта потребуются дополнительные вложения средств, которые необходимо заложить в дальнейший бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Бюджет проекта

Название статьи

Запрашиваемые средства

Собственные средства

Всего

Источники финансирования

Оплата труда

1. Оплата труда штатных сотрудников

47.488 руб.

20.352 руб.

67.840 руб.

Грантовые средства, собственные средства

Начисления на оплату труда штатным сотрудникам

153.594 руб.

65.826 руб.

219.420 руб.

Грантовые средства, собственные средства

2. Оплата труда внештатных сотрудников (эксперты, консультанты и др. специалисты) за предоставляемые услуги

50.624 руб.

21.696 руб.

72.320 руб.

Грантовые средства, собственные средства

Начисления на оплату труда внештатным сотрудникам

50.624 руб.

21.696 руб.

72.320 руб.

Грантовые средства, собственные средства

3. Волонтерский труд

X

X

X

X

Всего по оплате труда

251.706 руб.

107.874 руб.

359.580 руб.

 

Прямые расходы

Оплата коммунальных услуг (аренда и содержание помещения)

X

212.000 руб.

212.000 руб.

Собственные средства

Приобретение расходных материалов

1.717 руб.

X

1.717 руб.

Грантовые средства, собственные средства

Расходы на мероприятия

9500 руб.

18.300руб.

27.800

руб.

 

Расходы на служебные командировки

X

X

X

X

Оплата транспортных услуг

259.496 руб.

X

259.496 руб.

Грантовые средства, собственные средства

Оплата информационных услуг

128.300 руб.

X

128.300руб.

Грантовые средства

Оплата издательских услуг

X

550 руб.

550 руб.

Собственные средства

Оплата услуг связи (почтовые, телефонные переговоры, Интернет)

X

2000 руб.

2000 руб.

Собственные средства

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

X

X

X

X

Прочие расходы:

500 руб.

X

500 руб.

Грантовые средства

Всего прямые расходы

399.513 руб.

232.850 руб.

632.363 руб.

 

ВСЕГО РАСХОДОВ ПО ПРОЕКТУ

651.219 руб.

340.724 руб.

 

991.943 руб.

 

Полная стоимость проекта: девятьсот девяносто одна тысяча девятьсот сорок три рубля

Имеется: триста сорок тысяч семьсот двадцать четыре рубля   (34%)

Запрашиваемые средства: шестьсот пятьдесят одна тысяча двести девятнадцать рублей (66%)

 

10. Коментарий к бюджету

Оплата штатным сотрудникам:

Руководитель проекта обеспечивает полное руководство проектом и получает зарплату за 5 месяцев работы 67.840 руб.

Начисления на оплату труда штатным сотрудникам:

Медицинский работник за 5 месяцев работы получит 37.100 руб.

Бухгалтер за 5 месяцев работы получит 29.680 руб.

Психолог за 5 месяцев получит 67.840 руб.

Специалист по социальной работе за 5 месяцев работы получит 42.400 руб.

Методист за 5 месяцев работы получит 42.400 руб.

Оплата труда внештатных сотрудников (эксперты, консультанты и др. специалисты) за предоставляемые услуги:

Работник студии звукозаписи за 5 месяцев получит 72.320 руб.

Оплата коммунальных услуг (аренда и содержание помещения):

Аренда помещения в звукозаписи 250 руб. в час * 8 часов в день= 2000 рублей в день. За 5 месяцев работы это 106 дней * 2000 руб.= 212.000 руб.

Оплата транспортных услуг:

Транспортная компания ФГУП «Соликамское АТП» - 1250 руб.*2 раза в день* 106 дней (за 5 месяцев) = 265.000 руб.

Бензин- 43рубля 70коп. - 1 литр; 43рубля 70коп.* 80 литров=3.496 руб.

Оплата информационных услуг:

Реклама «Тональность мечты» на ТВ на канале «Соль ТВ» – 128.000 рублей за 8 месяцев.

Реклама «Тональность мечты» «Соль FM» –  300 рублей.

Оплата издательских услуг:

Реклама «Тональность мечты» в газете «Наш Соликамск»– 300рублей

Реклама «Тональность мечты» в газете Соликамский рабочий- 250 рублей

Оплата услуг связи (почтовые, телефонные переговоры, интернет)

Телефонные переговоры руководителя проекта в течение года: 400рублей *5 месяцев=2000 руб.

Запрашиваемые средства по оплате труда от общей суммы запрашиваемых средств составляют-44%

Собственные средства от общей стоимости проекта составляют-41%, запрашиваемые средства от общей стоимости проекта составляют-59%

Перечень необходимых ресурсов

Количество

 

Цена за 1 шт.

Стоимость в руб.

Ксероксная бумага

1пачек

190-00

190-00

Ручки простые 20 шт.

1 упаковок

77-00

77-00

Степлер

1шт.

150-00

150-00

Набор скрепок

2 упаковки

30-00

60-00

Минеральная вода

7 шт.

20-00

140-00

Блокноты

10шт.

40-00

400-00

Классный журнал

7шт.

100-00

700-00

Итого:

 

 

1.717 рублей

 

 

                                                        


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально-педагогический колледж имени

Содержание Введение………………………………………………………………………… 3

Содержание Введение………………………………………………………………………… 3

Введение В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г

Введение В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и…

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и…

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность человека еще с раннего возраста

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность человека еще с раннего возраста

Под нежную, медленную и успокаивающую музыку учатся приемам расслабления

Под нежную, медленную и успокаивающую музыку учатся приемам расслабления

Провести социологическое исследование востребованности разработки социального проекта «Тональность мечты» для инвалидов, с нарушениями речи

Провести социологическое исследование востребованности разработки социального проекта «Тональность мечты» для инвалидов, с нарушениями речи

Глава 1. Теоретические основы организации социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии 1

Глава 1. Теоретические основы организации социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии 1

Искаженная адаптация нарушает процесс нормальной социализации, делая затруднительным процесс их функционирования в нормальном социуме с недеформированными ценностными и поведенческими установками

Искаженная адаптация нарушает процесс нормальной социализации, делая затруднительным процесс их функционирования в нормальном социуме с недеформированными ценностными и поведенческими установками

Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития

Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития

Основы социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи

Основы социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи

Зачастую недостатки речи, будь то неправильное произношение звуков или проблемы, связанные с нарушением плавности и наличием запинок, серьезно осложняют процесс взаимодействия с окружающими, создавая неблагоприятный…

Зачастую недостатки речи, будь то неправильное произношение звуков или проблемы, связанные с нарушением плавности и наличием запинок, серьезно осложняют процесс взаимодействия с окружающими, создавая неблагоприятный…

Для исследования так же важно определение понятия «студия»

Для исследования так же важно определение понятия «студия»

Целями создания студий музыки являются: -воспитание гармонически развитой личности, всестороннее развитие способностей, приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса; -объединение детей и…

Целями создания студий музыки являются: -воспитание гармонически развитой личности, всестороннее развитие способностей, приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса; -объединение детей и…

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном и ансамблевом пении, одноголосном и двухголосном исполнении с сопровождением и без сопровождения, в том числе тех…

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном и ансамблевом пении, одноголосном и двухголосном исполнении с сопровождением и без сопровождения, в том числе тех…

Возможность такого воздействия обусловлена организационным подобием человека – как единства телесного, душевного и духовного его проявлений и музыки, представленной единством трёх её звуковых слоёв: физико-акустического…

Возможность такого воздействия обусловлена организационным подобием человека – как единства телесного, душевного и духовного его проявлений и музыки, представленной единством трёх её звуковых слоёв: физико-акустического…

Для решения поставленных задач был проведено анкетирование целевой группы - жителей города

Для решения поставленных задач был проведено анкетирование целевой группы - жителей города

Вы бы хотели побыть в роли благотворителя в реализации данного проекта?

Вы бы хотели побыть в роли благотворителя в реализации данного проекта?

Какие категории людей, имеющих нарушения в речи вы видите чаще всего?

Какие категории людей, имеющих нарушения в речи вы видите чаще всего?

Как вы считаете, проект по музыкотерапии будет актуален в настоящее время?

Как вы считаете, проект по музыкотерапии будет актуален в настоящее время?

Вывод: 62% респондентов, принимающие участие в данном анкетировании- женского пола, 38%- мужского

Вывод: 62% респондентов, принимающие участие в данном анкетировании- женского пола, 38%- мужского

Цель проекта: Создание условий для коррекции нарушений речи и опыта социального взаимодействия целевой группы проекта

Цель проекта: Создание условий для коррекции нарушений речи и опыта социального взаимодействия целевой группы проекта

Партнеры: СМИ; Управление Культуры;

Партнеры: СМИ; Управление Культуры;

Логопеды учитывают достижения нейропсихологии и психолингвистики при диагностике детей, при выявлении речевых нарушений, их причин, каких-то проявлений и в коррекционной работе

Логопеды учитывают достижения нейропсихологии и психолингвистики при диагностике детей, при выявлении речевых нарушений, их причин, каких-то проявлений и в коррекционной работе

С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру

С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру

Для решения данной проблемы нами был разработан проект «Тональность мечты», который предусматривает работу с целевой аудиторией по устранению, или частичному улучшению речи

Для решения данной проблемы нами был разработан проект «Тональность мечты», который предусматривает работу с целевой аудиторией по устранению, или частичному улучшению речи

Заключение Музыка, являясь одним из главных увлечений в подростковой и молодежной среде, выступает группообразующим фактором

Заключение Музыка, являясь одним из главных увлечений в подростковой и молодежной среде, выступает группообразующим фактором

Доступность обучения хоровых студий, сочетающаяся с профессиональностью и систематичностью приобретения знаний, являлась характерной особенностью студийной организации музыкального воспитания

Доступность обучения хоровых студий, сочетающаяся с профессиональностью и систематичностью приобретения знаний, являлась характерной особенностью студийной организации музыкального воспитания

Список литературы: 1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г

Список литературы: 1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г

D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B

D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B

Приложения: Приложение 1

Приложения: Приложение 1

Внутренний мониторинг реализации проекта и его оценка………

Внутренний мониторинг реализации проекта и его оценка………

Именно поэтому, данный проект будет осуществлться на базе студии звукозаписи «Бутер

Именно поэтому, данный проект будет осуществлться на базе студии звукозаписи «Бутер

Москвы-Калина Исаак Иосифович )

Москвы-Калина Исаак Иосифович )

Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях

Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях

Цели и задачи проекта Основной целью проекта является:

Цели и задачи проекта Основной целью проекта является:

Описание проекта В ходе реализации данного проекта будут использоваться возможности использование музыкальной студии для социально-коррекционной работы с людьми с нарушениями в речи

Описание проекта В ходе реализации данного проекта будут использоваться возможности использование музыкальной студии для социально-коррекционной работы с людьми с нарушениями в речи

Размещение объявления в газете:

Размещение объявления в газете:

Основной этап предполагает подготовку необходимого инвентаря для проведения занятий в условиях музыкальной студии

Основной этап предполагает подготовку необходимого инвентаря для проведения занятий в условиях музыкальной студии

Акустика, музыкальная аппаратура, компьютер, блокноты, ручки, микрофон, светомузыка

Акустика, музыкальная аппаратура, компьютер, блокноты, ручки, микрофон, светомузыка

Трям! Здравствуйте!»); 5 Песенка

Трям! Здравствуйте!»); 5 Песенка

Музыка нас связала»(звучит мелодия музыкального инструмента, нужно догадаться какого- (поочерёдно звучат: ложки, бубенцы, барабан, баян, погремушка, рояль, и т

Музыка нас связала»(звучит мелодия музыкального инструмента, нужно догадаться какого- (поочерёдно звучат: ложки, бубенцы, барабан, баян, погремушка, рояль, и т

Медицинский работник Оказание необходимой доврачебной помощи в ходе проведения занятий

Медицинский работник Оказание необходимой доврачебной помощи в ходе проведения занятий

Рабочий план реализации проекта № п/п

Рабочий план реализации проекта № п/п

Руководитель проекта, работники студии звукозаписи, психолог, специалист по социальной работе, медицинский работник 4000 2500 6

Руководитель проекта, работники студии звукозаписи, психолог, специалист по социальной работе, медицинский работник 4000 2500 6

Распечатка фотографий 1 неделя месяца

Распечатка фотографий 1 неделя месяца

Конкретные ожидаемые результаты

Конкретные ожидаемые результаты

Дальнейшее развитие проекта В дальнейших планах развития проекта – продолжение и расширение начатой работы, охватывая большее количество лиц, имеющих нарушения в речи: -

Дальнейшее развитие проекта В дальнейших планах развития проекта – продолжение и расширение начатой работы, охватывая большее количество лиц, имеющих нарушения в речи: -

Бюджет проекта Название статьи

Бюджет проекта Название статьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020