Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра спортивно-оздоровительных технологий
РЕФЕРАТ
Тема: «Особенности спортивной среды»
|
|
Выполнил: студент 3-го курса, группы ФСзу-182 Поттер Алексей Вадимович Проверила: Доц. Шамовская Т.В. |
Кемерово 2021
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Физкультурно – спортивная среда. 4
1.1 Структура физкультурно – спортивной среды.. 5
1.2 Уровни развития. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 11
Список используемой литературы.. 13
Воспитание активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у детей не может быть успешным без создания воспитывающей физкультурно-спортивной среды.
Говоря о качестве современного физического воспитания, мы должны учитывать, что управляющее воздействие непосредственно на ученика (студента, физкультурника) оказывается не всегда продуктивным, а реакцией на довольно распространенные в физкультурно-педагогической деятельности директивные методы формирования физической культуры и управления личностью и группой может быть, как ожидаемое «образцовое», так и нежелательное девиантное поведение молодых людей.
Под физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения (ФССОУ) мы понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении. В структуре физкультурно-спортивной среды, согласно эко-психологическому подходу1 , мы выделяем субъектов (педагогов, учащихся и др.) и следующие компоненты: пространственно-предметный (физическое окружение), социально-коммуникативный (ценностные ориентации и социальные взаимодействия) и содержательно-технологический (программы, технологии, методики).
Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды – это интегрально определяющееся физкультурно-спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности.
Согласно Н. Б. Крыловой, под «образовательной средой» следует понимать «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [1]. Образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней: от федерального и регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса.
В. А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Под физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения мы понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении. Характер влияния физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения на личность зависит от активности субъекта и богатства физкультурно-спортивного пространства мирового человеческого сообщества, государства, региона, округа, города и т. д., от той конкретной атмосферы, которая способствует развитию локальных физкультурно-спортивных сред (государственная политика в сфере образования и физической культуры и спорта, социальный заказ и др.) или сдерживает их. Поскольку в каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, формируется его отношение к потребностям сферы физической культуры и спорта и сами физкультурно-спортивные потребности населения, это сказывается на деятельности учреждений основного и дополнительного образования, культуры и искусства, работающих с детьми и молодежью. В то же время управляющее воздействие на основные параметры физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения позволит опосредованно формировать (через включение в поведенческие сеттинги) и удовлетворять (через предоставление возможностей) физкультурно-спортивные потребности обучающихся, совмещая их с требованиями государственного образовательного стандарта.
Определение основных параметров физкультурно-спортивной среды требует рассмотрения ее структуры, которая, судя по всему, имеет много общего с образовательной и социокультурной средами.
Наш дальнейший анализ взаимодействия личности и физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения будет проводиться с позиций эко-психологического подхода [5], на основе четырехкомпонентной модели: 1) субъекты образовательного процесса; 2) социальный компонент физкультурно-спортивной среды; 3) пространственно-предметный компонент физкультурно-спортивной среды; 4) технологический компонент физкультурно-спортивной среды. Поскольку физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения создается субъектами физического воспитания и составляет диалектическое единство своих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, где каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы в контексте сложившихся социальных отношений, то качество локальной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды (архитектура и дизайн спортивных залов, столовой, здравпункта; наличие душевых, рекреаций и спортсооружений, оснащенность спортинвентарем и техническими средствами обучения; санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения и др.); качеством социальных отношений в ней (взаимоотношения между педагогами и учащимися; внутригрупповые отношения в педагогическом и ученическом коллективах и др.) и, что особенно важно, качеством связей между пространственно-предметными и социальными компонентами этой среды, обеспечивающих тот или иной результат воспитательно-образовательного процесса как ее технологического компонента (уровень методического обеспечения; эффективность использования образовательных ресурсов; ее направленность на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося; способность среды удовлетворить весь комплекс физкультурно-спортивных потребностей обучающегося и сформировать у него систему физкультурных ценностей, обеспечивающих ему успешную адаптацию, социализацию, индивидуализацию и инкультурацию). Следовательно, интегративным критерием качества физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения будет соответствие созданных в ней педагогами условий и возможностей потребностям личностного саморазвития учащихся и требованиям государственного образовательного стандарта.
Таким образом, физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов (или уровней развития): тренирующая, формирующая, развивающая, творческая.
В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма учащихся и развития их физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения. Причем основной акцент в ней делается на формальное соответствие санитарно-гигиенических условий функционирования образовательного учреждения нормативным требованиям, соблюдение режима труда и отдыха и физическую подготовку учащихся через управляющие директивные воздействия администрации образовательного учреждения и учителей (субъектная активность учащихся в ней невелика). В «тренирующей» среде используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование паттернов адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности.
В «формирующей» среде создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций. Данная среда способствует в основном формированию мотивационного (мотив «долженствования») и операционального компонента физкультурно-спортивной деятельности через организованную систему управляющих директивных педагогических воздействий в процессе урочной и внеурочной спортивно-массовой работы, которая построена в соответствии с положениями и инструкциями органов управления образованием. «Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта в форме широких, не привязанных к конкретным видам профессиональной деятельности устойчивых адаптивных изменений в двигательной сфере обучаемого (например, формирование двигательных и координационных способностей, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости и т. п.) и паттернов социально значимого поведения. Данная среда предполагает включение обучаемого в мир задач, элементы которого присущи в той и или иной степени многим близким по содержанию профессиональным средам, иногда с акцентом на их конкретное профессиональное содержание. Главная проблема формирующей среды связана с невысокой субъектной активностью обучающихся, которая обеспечивается включением в поведенческий сеттинг и стимулируется педагогом через систему поощрений и наказаний.
В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта и частичной трансформации их во внутренние ценности. Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью учащихся. В данной среде эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья, турслеты и др.). Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности учащегося (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию. Данная среда предполагают предоставление обучаемому альтернативных возможностей самоопределения в мире задач, элементы которого присущи в той и или иной степени многим социокультурным средам. Главные проблемы развивающих сред связаны с поддержанием осознанной, значимой и действенной мотивации занятием физической культурой. что в условиях директивного педагогического взаимодействия в тренирующей и формирующей средах осуществляется за счет мотивации «долженствования» через организованную систему поощрений и наказаний за результат.
В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей обучающихся через интеграцию содержания и форм аудиторных и внеаудиторных (клубных, студийных, секционных и др.) занятий физической культурой. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между ее элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью учащихся, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность. Кроме того, творческая физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения – это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне образовательного учреждения), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования в течение последующей жизни. Данная среда обладает очень высоким мотивирующим, хотя и сложным влиянием, поскольку позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и т. д. в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду и др.). Творческая среда ориентирована на получение обучающего, воспитывающего и восстанавливающего эффекта в форме устойчивой потребности в физкультурно-спортивной деятельности и физкультурном самосовершенствовании. Данная среда предполагает предоставление обучаемому возможностей самоопределения в мире задач, элементы которого присущи социокультурным средам. Основные проблемы при создании подобной среды связаны с трудоемкостью ее конструирования, недостаточностью ресурсного обеспечения и неразработанностью нормативно-правовой базы для осуществления интеграции основного и дополнительного образования.
В зависимости от концепции функционирования образовательного учреждения его физкультурно-спортивная среда может быть и на первом этапе (начальная школа) по ведущей модальности – развивающей, а по сопутствующей – тренирующей, главное, чтобы модальность физкультурно-спортивной среды соответствовала общей логике обучения и воспитания в конкретном образовательном учреждении, не противоречила закономерностям биосоцио-культурного развития человека и предоставляла новые возможности для его индивидуального развития. Таким образом, сегодня наиболее эффективным путем повышения качества физического воспитания является опосредованное формирование физической культуры и физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через построение и постоянное обогащение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, обеспечивающей всем его субъектам условия и возможности для эффективного физкультурно-спортивного самосовершенствования. При построении физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения необходимо учитывать, что в различных по модальности средах (тренирующей, формирующей и др.) в той или иной мере присутствуют элементы иных модальностей при определяющем значении ведущей, что расширяет диапазон ее воспитательно-образовательных возможностей. Развитие физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения осуществляется, во-первых, в соответствии с логикой преобразования среды жизнедеятельности человека (от природной к социокультурной и от взаимодействия отдельных компонентов среды к взаимодействию всех компонентов); во-вторых, в соответствии с логикой развития потребностно-мотивационной сферы человека (от витальных к духовным физкультурно-спортивным потребностям); в-третьих, в соответствии с развитием активности обучающегося, инициируемой сначала извне (управление – пассивность), затем изнутри (самоуправление – активность). В заключение следует особо отметить, что педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды зависит не только от насыщенности ее компонентов (спортивных сооружений, инвентаря, технологий, методов, количества мероприятий, форм работы), но и от степени их использования, связей между ними, от качества каждого мероприятия, компонента среды, от научной обоснованности организационных форм, средств, методов, методик, технологий. Тем самым подчеркивается значение субъективности участников процесса воспитания активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников
1. Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 4. С. 2–5.
2. Патрикеев Г.В. Воспитывающая физкультурно – спортивная среда. статья
3. Свиридов А.Н. Педагогический потенциал социализации. Моногр. Барнаул, 2004
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.