ОСОБЕННОСТИ УРОКА МУЗЫКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО АООП (2ВАРИАНТ)

  • docx
  • 16.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Белова Е.Л._статья.1docx.docx

Белова Е.Л.,

учитель музыки высшей квалификационной категории,

МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ",

г.Березники, Пермский край.

lenalvovna1@mail.ru

 

ОСОБЕННОСТИ УРОКА МУЗЫКИ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПО АООП (2ВАРИАНТ)

 

            Аннотация: Трудности ведения урока музыки в классах "Особый ребенок".Методы, приемы и пути, используемые в работе.

            Ключевы слова:"Особый ребенок" , ОВЗ,  урок музыки.

            Мы живем в  век скоростей, новых технологий, космических открытий. Наука и медицина семимильными шагами ведет нас в мир вечно молодых, здоровых и красивых людей. Развиваются компьютерные технологии, все  радуются прогрессу и достижениям человечества. Только проблемы как были у человека , так и идут рядом с ним из века в век. Сейчас , благодаря средствам массовой информации, многие знают о проблеме аномального детства. Мне , как учителю, работающему в школе для обучающихся с ОВЗ, приходится  наблюдать как ширится поток детей, в классах"Особый ребенок".                                               Классы для глубоко умственно отсталых детей в данной школе открыты и работают на протяжении многих лет. Очень сложные и неповторимые дети учатся в них. У всех обучающихся есть направление с ПМПК, как правило такие дети ходили в специальные дошкольные заведения.  И несмотря на это, ведут себя дети непредсказуемо: не умеют говорить, плохо слышат, видят, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Поведение таких учеников бывает неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут.  Как проводить уроки в таких классах?                                                             Одной из актуальных проблем современной  школы для обучающихся с ОВЗ остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .В классах "Особый ребенок" эта проблема является актуальной. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная   деятельность. С введением ФГОС в школе для обучающихся с ОВЗ появилось огромное количество требований к учителю: составление рабочих программ, индивидуальных программ, СИПР и многое другое. Но нет ни одной методической рекомендации или инструкции как вести урок музыки в данных классах           Если сравнить ,какие дети были в классах "Особый ребенок" вначале их открытия и сейчас, то получается такая картина:                                                                                           Раньше обучающиеся умели говорить, хоть и невнятно, реагировали на слушание музыки, давали ответы на вопросы учителя, могли двигаться под музыку, играть в игры, пусть очень примитивные и простые. Могли даже выступать перед родителями на концертах. Можно было проследить и зафиксировать в диагностических картах динамику развития каких либо музыкальных способностей ребенка.                                                                 Сейчас: в классах "Особый ребенок" дети все не говорящие, отстраненные  от действительности, не реагируют ни на музыку, ни на учителя, живут в своем мире . в программе написано  :за год выучить 24 песни, (с неговорящими), кучу танцев, разобрать картины художников....Это невозможно.                                                                            Конечно, существует огромное количество технологий, используемых  для данной категории детей.  Это личностно- ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ технология, коррекционно - развивающая технология. Но для детей из классов "Особый ребенок" они малоэффективны. Это связано с множественными нарушениями в психофизическом, эмоционально- волевом, личностном  аспектах развития. Наблюдается своеобразная деградация, отсутствие мотивации обучения, нет усвоения знаний и умений. Получается , что это не класс особого ребенка, а   какой то еще особый вид обучающихся "Необучаемый".        Несомненно нужен новый подход учителя  к современному образовательному процессу  и новые пути реализации поставленных перед учителем государственных требований к образованию (ФГОС), стараюсь хоть что- то сделать на уроке: включаю в свою работу компенсирующие технологии, игровые, икт технологии и личностно ориентированные. Пытаемся слушать музыку, очень тихую, пытаемся двигаться под музыку. Единственное, что иногда удается с такими детьми, так это поиграть на простейших музыкальных инструментах: колокольчики, погремушки.                                                            Хороший момент  в работе: школе создано коррекционно -  развивающее пространство для обучающихся.  Прекрасное оснащение кабинета музыки, огромное количество наглядного и раздаточного материала. Обучающиеся  попадают в спокойную ,упорядоченную, атмосферу нашей школы, где отработан режим дня: уроки, перемены, прогулки, двухразовое питание, они очень быстро привыкают и адаптируются., но не все, к сожалению. В школе есть помощники учителя, которые ухаживают за неприспособленными к школе детям.                                                                                                                             Можно сделать следующий вывод: даже хорошее знание всех технологий учителем, учёт всех особенностей здоровья, поведения обучающегося, не дает гарантии усвоения материала урока музыки Конечно, есть надежда, что урок музыки. в классе "Особый ребенок" сделает жизнь таких детей немного ярче и лучше. Говоря другими словами, есть чему учиться учителю всегда.

Библиографический список:

1. Х.З.Замский "Умственно отсталые дети"НПО"Образование"1995 г.