Белова Е.Л.,
учитель музыки высшей квалификационной категории,
МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ",
г.Березники, Пермский край.
lenalvovna1@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ УРОКА МУЗЫКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО АООП (2ВАРИАНТ)
Аннотация: Трудности ведения урока музыки в классах "Особый ребенок".Методы, приемы и пути, используемые в работе.
Ключевы слова:"Особый ребенок" , ОВЗ, урок музыки.
Мы живем в век скоростей, новых технологий, космических открытий. Наука и медицина семимильными шагами ведет нас в мир вечно молодых, здоровых и красивых людей. Развиваются компьютерные технологии, все радуются прогрессу и достижениям человечества. Только проблемы как были у человека , так и идут рядом с ним из века в век. Сейчас , благодаря средствам массовой информации, многие знают о проблеме аномального детства. Мне , как учителю, работающему в школе для обучающихся с ОВЗ, приходится наблюдать как ширится поток детей, в классах"Особый ребенок". Классы для глубоко умственно отсталых детей в данной школе открыты и работают на протяжении многих лет. Очень сложные и неповторимые дети учатся в них. У всех обучающихся есть направление с ПМПК, как правило такие дети ходили в специальные дошкольные заведения. И несмотря на это, ведут себя дети непредсказуемо: не умеют говорить, плохо слышат, видят, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Поведение таких учеников бывает неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Как проводить уроки в таких классах? Одной из актуальных проблем современной школы для обучающихся с ОВЗ остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .В классах "Особый ребенок" эта проблема является актуальной. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. С введением ФГОС в школе для обучающихся с ОВЗ появилось огромное количество требований к учителю: составление рабочих программ, индивидуальных программ, СИПР и многое другое. Но нет ни одной методической рекомендации или инструкции как вести урок музыки в данных классах Если сравнить ,какие дети были в классах "Особый ребенок" вначале их открытия и сейчас, то получается такая картина: Раньше обучающиеся умели говорить, хоть и невнятно, реагировали на слушание музыки, давали ответы на вопросы учителя, могли двигаться под музыку, играть в игры, пусть очень примитивные и простые. Могли даже выступать перед родителями на концертах. Можно было проследить и зафиксировать в диагностических картах динамику развития каких либо музыкальных способностей ребенка. Сейчас: в классах "Особый ребенок" дети все не говорящие, отстраненные от действительности, не реагируют ни на музыку, ни на учителя, живут в своем мире . в программе написано :за год выучить 24 песни, (с неговорящими), кучу танцев, разобрать картины художников....Это невозможно. Конечно, существует огромное количество технологий, используемых для данной категории детей. Это личностно- ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ технология, коррекционно - развивающая технология. Но для детей из классов "Особый ребенок" они малоэффективны. Это связано с множественными нарушениями в психофизическом, эмоционально- волевом, личностном аспектах развития. Наблюдается своеобразная деградация, отсутствие мотивации обучения, нет усвоения знаний и умений. Получается , что это не класс особого ребенка, а какой то еще особый вид обучающихся "Необучаемый". Несомненно нужен новый подход учителя к современному образовательному процессу и новые пути реализации поставленных перед учителем государственных требований к образованию (ФГОС), стараюсь хоть что- то сделать на уроке: включаю в свою работу компенсирующие технологии, игровые, икт технологии и личностно ориентированные. Пытаемся слушать музыку, очень тихую, пытаемся двигаться под музыку. Единственное, что иногда удается с такими детьми, так это поиграть на простейших музыкальных инструментах: колокольчики, погремушки. Хороший момент в работе: школе создано коррекционно - развивающее пространство для обучающихся. Прекрасное оснащение кабинета музыки, огромное количество наглядного и раздаточного материала. Обучающиеся попадают в спокойную ,упорядоченную, атмосферу нашей школы, где отработан режим дня: уроки, перемены, прогулки, двухразовое питание, они очень быстро привыкают и адаптируются., но не все, к сожалению. В школе есть помощники учителя, которые ухаживают за неприспособленными к школе детям. Можно сделать следующий вывод: даже хорошее знание всех технологий учителем, учёт всех особенностей здоровья, поведения обучающегося, не дает гарантии усвоения материала урока музыки Конечно, есть надежда, что урок музыки. в классе "Особый ребенок" сделает жизнь таких детей немного ярче и лучше. Говоря другими словами, есть чему учиться учителю всегда.
Библиографический список:
1. Х.З.Замский "Умственно отсталые дети"НПО"Образование"1995 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.